В отражении квадрата малевича

Николай Семченко
Это "тандем" двух рецензий:-)

В отражении квадрата Малевича

Два мнения об одной книге
Номинированный в 2005 году на премию Букера роман петербуржца Сергея Носова «Грачи улетели» - двери в мир современного нетрадиционного искусства. Взгляд на «актуальное искусство» изнутри.
Трое друзей в молодости из хулиганства сходили «по-маленькому» с моста в Неву. А спустя несколько лет это незатейливое действо вдруг стало первой ласточкой актуального искусства - современного перфоманса. Забытое прошлое настигает героев и преломляется в дне сегодняшнем.
Трое представителей классического поколения «дворников и сторожей» плывут по течению, то и дело попадают в различные истории. Стараясь остаться на волне, стремясь добиться признания, герои совершают «художественные акции»: рубят голову петуху на книге «Преступление и наказание», отправляют письма в прошлое и так далее.
Многие критики уже успели назвать этот роман «эпитафией поколению», но для эпитафии книга Носова слишком весела. Только предложенные условия не балуют оптимизмом: 90-е годы, вечно простуженный Петербург, непредсказуемое настоящее, туманное будущее, о котором лучше думать, что его не будет совсем. «Грачи улетели» - танцы разочарованных в железнодорожном тупике.
Чужие в чужой стране в поисках неизвестно чего. Вместо отчаяния - усталость. Один из героев открывает, что квадрат Малевича - всего-навсего просто квадрат, без тайных смыслов. Но в отражении прикрывающего картину стекла видит себя. В этом фрагменте - один из ключей книги.
Художественное произведение неотделимо от зрителя, читателя и т.д. Художественный объект здесь - как знак, стимул. «Грачи улетели» - трагикомичный повод задуматься о собственной актуальности.
С. АНИСИМОВ.

Что и говорить, Сергей Носов писать умеет. Ударение в слове «писать» прошу делать на втором слоге. Потому что этот глагол в новом романе писателя употребляется и с ударением на первом слоге. Пускать, пардон, струю - это, видите ли, тоже искусство. Чем и занимались три товарища.
Сергей Носов с весёлой злостью и убийственной иронией живописует судьбы трех мужчин, которые в советские времена уходили в так называемую «внутреннюю эмиграцию», занимались всякой чепухой, лишь бы чем-то заниматься. В это время, правда, другие люди, несмотря ни на что, творили настоящее искусство, жили полнокровно и отчаянно. А эти… Вроде бы что-то делали, как-то жили, о чём-то мечтали. Но чаще всего получалось нечто смутное, порой гомерически весёлое и - никакое.
Может быть, эта троица - «потерянное поколение»? Но отчего тогда писатель так беспощадно зло описывает их? Вроде как пожалеть надо. А может, это всё-таки роман о том самом смысле жизни, которая не терпит пустоты? Особенно пустоты внутренней.
Проза Сергея Носова веселая и грустная, ироничная и… отталкивающая. Не тем, что писатель то и дело использует ненормативную лексику. А тем, что он вроде как судья. Судья целому поколению. И никакого сострадания!
Николай СЕМЧЕНКО.