Моя Италия

Марина Артамонова
Из окна иллюминатора видно серое утро, мелко моросит дождик. Самолет Римини - Москва приземлился.
Первый раз по-настоящему я вкусила прелести общества потребления в самом широком смысле слова: достопримечательности, необычайно насыщенное итальянское солнце, дешевое домашнее красное вино. Жизнь взахлеб. Ощущение того, что я шикарная, состоявшаяся женщина в самом расцвете сил и лет. И свободная. Вот хочу и молодой итальянец оденет мне на ноги десять пар обуви подряд, а еще куплю себе шикарные солнечные очки от Jean Franco Ferre. Красные, последняя коллекция, это под мою новую машину…Мне стыдно от моих женско-обезьяних, но таких сладостных мыслей. И я совершенно явственно чувствую, что не хочу возвращаться назад. Тем более у меня есть гениальное оправдание в духе русской интеллигенции - Россия - дикая страна, в которой уже не осталось даже атомной бомбы и балета. А в моих новых “итальянских ” глазах даже Кремля как культурной единицы не осталось, потому как в Италии домов и дворцов первого тысячелетия до нашей эры как грязи. И я вынуждена признать, положив обе руки на сердце, что я чувствую энергетику их культуры до мурашек на спине, до детского необъяснимого восторга, когда мир вокруг наполняется всеобъемлющей радостью бытия. Я помню себя непрестанно хохочущей под Andreano Chelentano, жующей, целующейся с официантом, который меня так грамотно обманул…Я помню себя счастливой, фактически хозяйкой мира за штурвалом небольшой яхты, плывущей по Grand Canone.
И вдруг - Federico. Он наш гид. Автоматически отмечаю - хороший менеджер. Он прекрасно говорит по-русски. За вином рассказывает о своей жизни итальянца в России - владелец небольшого ювелирного завода в Волгограде, разорившегося в 98 году, брошенный русской женой, которой, конечно, удалось позже реанимировать заводик и избавиться от уже ненужного супруга.
Возбужденная вином и впечатлениями говорю банальные фразы о красоте и древности Италии, о соборе св. Петра, о Сиене….и понимаю, что Federico интересно поговорить со мной настоящей - русской…
Лысый, немолодой уже человек, рожденный в такой далекой от меня и потому такой прекрасной сказочной стране признается, что завидует мне, тому, что я из России.
Federico берет меня за руку, он рассказывает, что помнит каждый тот день в Волограде как самый счастливый, наполненный неожиданными жизненными сюрпризами, смысл которых русскому человеку не надо объяснять. “Понимаешь, я просыпался и не знал, что меня ждет сегодня.. Я был полон сил… я чувствовал тонус жизни, я не знал, что меня ждет…Можно было за день заработать кучу денег, а можно было потерять годовую выручку. Я столько раз парился в русской бане, потому что это нужно для бизнеса. С как вы это называете - мэром, прокурором… А потом они на следующий день устраивали проверки в моем офисе, так и говорили - завтра будет новый рабочий день, и мы будем тебя ловить... Я был богат, у меня была красавица жена, я был любим…Все, что ты видишь в Италии - это мишура. Русские демократичны. Итальянец никогда не станет общаться с тобой, если твоя машина ниже классом. Вообще не будет, совсем. Он даже не будет здороваться с тобой...А русская женщина.. Ты знаешь, что в Италии женщина может быть или женой - содержанкой или менеджером, но тогда она обречена на одиночество.. Это массовое явление, понимаешь, ты слышишь меня?
Я хочу вернуться в Россию.. Я очень постараюсь… Но, время ушло. Лихих денег больше нет… Я не знаю, как мне туда вернуться…С чем. ”. Он почти кричал.. Кричал как человек, который нашел, наконец, того, кому он может это высказать, того, к то может услышать и понять.
Помните знаменитый психологический тест - смотришь на рисунок и видишь молодую расфуфыренную красотку. Приглядываешься и картинка меняется с точностью до наоборот - старая карга с огромным носом и маленькими глазами… Мое настроение от бессвязной речи итальянца изменилось на прямо противоположное.
Я обнимаю Federico, говорю ему, что он чудесный…очень хороший, потому что только очень хороший человек может так любить безграничную страну покосившихся избушек, окаймленную березками, у которой за душой одна ДУША.
Я понимаю, что отпуск закончился. Светает. Мне жутко стыдно и в то же время жутко радостно. Мы проговорили до утра.