Зачет на дороге

Сергей Шалимов
Зачет на дороге

Сытно рыкнув, машина выехала с заправки. Я довольно посмотрел на бодро поднятую стрелку указателя уровня топлива. На два-три дня езды хватит. Бак почти полный, а вот кошелек заметно опустел. Теперь бы за эти дни подобрать по дороге нескольких попутчиков, получив за извоз «сколько дадут». Это позволит ездить без нагрузки на семейный бюджет и дополнительного износа моторесурса. Вроде мелочь, но за месяц в выхлопную трубу вылетает до полутора сотен долларов…, а то и более. Удача – на обочине стоит аккуратно одетый молодой человек с поднятой рукой:

- Здравствуйте. До Митино довезете?
- Садитесь. Добрый день.

Трогаюсь. Больше смотреть на попутчика я не собираюсь. Все что мне нужно я уже рассмотрел за несколько секунд переговоров. Одет не богато, но и не рвань бомжатская. Славянское лицо – значит не из сезонных «таджиков-узбеков». Каштановые волосы чистые и аккуратно причесаны – значит, в машине не будет вонять перекисшим потом и грязными носками. Манеры не развязные. Вежливый. Жесты сдержанные. «Тачку поймал» не от лишних денег, а по необходимости – опаздывает. От таких пассажиров не приходится ожидать сверхщедрых чаевых, но и наглых «соскоков» – тоже. Спокойный клиент. Тянусь к радиоприемнику включить приглушенный на время переговоров звук. Начали передавать информацию о заторах на московских дорогах. Стараюсь не пропустить сведения об интересующем меня маршруте. Краем внимания улавливаю вопрос пассажира:

- Вы в Бога верите?

Искоса взглядываю на него. Однажды на остановке ко мне обратились с таким же вопросом. Тогда я просто снял шапку, перекрестился, да и прочел Никео-Цареградский Символ православной Веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…». Не стал я дожидаться, пока поднимется с тротуара упавшая челюсть уличного проповедника баптизма – тут же задал и ему встречный канонический вопрос: «А ты «како веруеши?». В ответ услышал лишь невнятное бормотание: «Ну, я верю, что есть Бог, который создал все…, а вы приходите к нам на собрание, там подробно поговорим»… Ну, уж нет: «Если вы не смогли сразу внятно ответить на простой вопрос, то мне на вашем собрании и делать-то нечего» - отвернулся я от приставалы.

Сейчас такой же случай? Для начала попробую обойтись помягче и нейтрально переспрашиваю:

- А почему вас это интересует?

Интересно, юноша заметит откровенную манипуляцию, или нет? Маскирую иронию за подчеркнуто равнодушным тоном вопроса и убавляю звук радиоприемника. Кажется, он не понял моей игры и серьезно отвечает:

-У вас в машине иконы и вид такой…, - он замялся, – на священника похож.
- Это из-за бороды-то? – усмехнулся я. – Многие носят бороду, а иконки, иногда и с четками даже можно почти в каждой машине увидеть.

Кажется пронесло. Этот не из тех, кто звонит в каждую квартиру: «У вас Библия есть? Тогда мы вам ее подарим!» - и пока у хозяев не прошел шок, просовывают в дверную щель ногу…, «чтобы поговорить о Боге». Ну, раз человек интересуется без задней мысли – отвечу честно, но коротко:

- Да, я православный.

Разговор, кажется, исчерпан. Тянусь опять к кнопкам приемника, но останавливаю руку.

- Четки ведь у мусульман только.
- Нет, не только у них. Это же ведь просто счеты, в первом приближении, - устройство фиксации количества прочитанных молитв. Во многих религиях они есть в обиходе, только вот у православных их не принято напоказ выставлять.
- Не знал об этом… Религий много, а Бог один. Веры разные, а ведут к одному и тому же, – изрекает попутчик.
- Да что вы говорите? – изумляюсь я в ответ – разве языческий Ваал, индуистская Тримурти, иудейский Яхве, Христос и Аллах – это одно и то же? Молчу уже про сатанизм, пантеизм и прочий синкретизм. Как можно их уравнять? В чем их схожесть? Я даже не упоминаю слово «тождественность».
- В каждой религии содержится мудрость.
- С этим трудно спорить. В любом большом учении можно найти психологические, логические, этические и так называемые «общечеловеческие» ценности. Но религия – это не набор разрозненных фраз и идей. Взгляды, претендующие на статус религии, должны работать только в совокупности без разрушения контекстного рисунка. Иначе, это не религия.
- А что такое религия вообще?

Интересный разговор начинается. Попутчик формулирует методически очень верные вопросы. Не иначе – знаком с семинарским курсом догматического богословия. Он у меня зачет хочет принять по этой теме? «Ну, что же тест – так тест» - чуть улыбаюсь кончиками губ. Игру заканчиваем, начинается серьезная тема

- «Религия» - это путь восстановления единства человека и Бога. «Ре-» - возврат, «- логос» - Бог. Вот точная этимология термина. Если именно так подходить к оценке того, что принято называть «религиозными учениями», то их останется не так уж и много. В пределе – собственно, только христианство и останется. Все остальное застрянет на позициях магизма, философии, или закона того, или иного типа. В некоторых учениях даже и понятия Бога-то, как такового, нет. Но это не мешает, почему-то причислять и их к религии.
- Это какие же учения?
- К примеру, конфуцианство, или буддизм.
- Но ведь христианство само выросло из более древних религий, – продолжает он настаивать.
- Интересно, из каких?
- Ну, идея о воскресении есть в религии Древнего Египта. Осирис умирает и воскресает... У греков есть трехликая богиня Геката – чем не Троица? Или вот – союз трех индуистских богов: Брахмы, Вишну и Шивы… Основные положения христианства уже были и до Христа.
- Знаете, с вами очень легко беседовать. Видна хорошая подготовка. Мне не нужно вам подробно рассказывать кто такие, перечисленные вами же, персонажи.
- Нет, не требуется, - мотает он головой.
- Что ж, пойдем по порядку. Осирис персонифицирует собой времена года. Он циклично умирает и воскресает из раза в раз неизменно. Христос же умер и воскрес единожды и навечно, и при воскресении тело Его изменилось, приобретя новые качества. И само воскресение произошло самостоятельно, а не в результате внешних воздействий, как, например, складывание частей расчлененки тела Осириса его женой Исидой. Нет ничего общего в воскресении Христа и регулярном оживании Осириса.
 Далее. Геката правит тремя сферами: небом, водой и преисподней и имеет три соответствующих лица в зависимости от того, в качестве какой правительницы она выступает в данный момент. Геката одна – только лица у нее разные… Троица же состоит из трех различных ипостасей.

Я начинаю прикидывать, что полностью наш разговор может не поместиться в промежуток времени, отведенный дорогой. Придется «излагать материал» тезисно, ограничиваясь краткими определениями и специальными терминами. Надеюсь, что парень с ними знаком, так же как и с Тримурти…

- Тримурти, как вам известно, состоит из трех различных божеств, каждое из которых имеет четкую функциональность: творение, хранение и разрушение. Видно сразу, что из трех различных лиц одно находится в явном антагонизме к двум прочим. Не будем уж специально упоминать о том, что в христианских представлениях о Боге нет места разрушению вовсе. Кроме того, если уж рассматривать даже по формальным признакам, то Тримурти – как тройственный союз появилась в Индии только во втором веке, – я улыбнулся, – когда христианство с его учением о Троице уже существовало. Примерно в это же время появился и неоплатонизм, чьи идеи так же пытаются сравнивать с христианским догматом о Троице. Между прочим, неоплатонизм даже терминологически пересекается с Тримурти. Кстати, чуть позже в Тримурти появляется и четвертый персонаж... Но это уже не важно.

Улыбаясь, поворачиваю голову к собеседнику.
-Я не очень большой знаток философии Платина и тонкостей взаимоотношений между «Единым» и эманируемым им Нусом, который в свою очередь преизливается в «Душу мира», а та в свою очередь ниспадает в бесформенный хаос. Но ведь тут тоже явно видна четкая иерархия кто над кем стоит… Да и преемственность, если и есть, то только обратная – от Троицы к этим идеям. Так что, ваше утверждение о том, что христианство имеет сторонние корни, не выдерживает даже самой поверхностной проверки.

«Ого, как завернул» - думаю про себя, ожидая реакции на отповедь – «Вспомнил даже, как этого неоплатоника звали, хоть сейчас тебя на кафедру лекторскую. И аплодисменты… аплодисменты… аплодисменты…, но приятнее было бы, конечно деньгами…». Усмехаюсь своим мыслям.

- Значит, христианство совершенно особое учение и не имеет никаких корней?
- Именно так, - киваю головой – Нигде в истории человечества не найти идей, подобных лежащим в основе христианства. И кто их впервые проповедал? Рыбаки неграмотные! «Люди не книжные» - как о них сказано. Вы можете себе представить, чтобы даже современный рабочий с полным средним образованием смог так лаконично изложить учение, о котором две тысячи лет спорили бы потом величайшие философы? Я не могу.
- А вы уверены, что это именно они написали, а не более поздние авторы?
- Уверен, но это не принципиально. Христианство – это же ведь не учение как таковое.
- Как это так?
- Уберите из любого учения его основоположника, его личность и биографию – учение останется. А уберите из христианства Христа… Не останется НИ-ЧЕ-ГО. Оказывается, что христианство – это Сам Христос и Его Жертва. Нет больше никакой другой религии с таким исключительным положением основателя. Это лишний раз показывает особое место христианства.
- А разве не было кроме Христа тех, кто жертвовал собою?
- Конечно, были, - соглашаюсь я, - множество людей добровольно отдавали свою жизнь. Но… все они умирали «за своих»: за свой дом, за свою семью, за свой народ, за Родину, за убеждения. И ведь никто не согласился умереть за всех людей вообще, а не только за своих. Что-то мне не припоминается ни одного такого случая. Я не слишком хорошо знаю историю, может быть, вы подскажете?

Попутчик примолк, явно силясь подобрать подходящий эпизод. Я его не тороплю с ответом. Нет, не подобрал.

- Так, по-вашему, выходит, что истинно только христианство?
- Именно.
- А как же мусульманство, буддизм, иудаизм? Они все ложные?
- Скажем мягче – я взглянул на него на секунду, оторвав взгляд от дороги, - они ошибочны в плане определения высшей цели человеческой жизни и указания путей ее достижения.

Продолжаю и дальше нещадно сокращать фразы, снижаю намеренно скорость машины, пытаюсь выгадать несколько лишних минут для завершения разговора. Конечный пункт совместного пути через пару километров.

- Вы совсем не хотите видеть в них пользы?
- По большому счету – не хочу. В вероисповедании нет места для толерантности и плюрализма. «Немного беременным» быть невозможно. Только два состояния: или «да», или «нет». Ты либо следуешь истине, либо нет. И не существует никаких промежуточных состояний, типа, «немного «да», но все-таки местами «нет». Я уже говорил, что религия – это цельная субстанция, которую недопустимо резать на фрагменты и исповедовать по частям.
- Почему же нельзя брать мудрость из одного учения и прикладывать ее к другому знанию?

Отлично - на самом въезде в Митино образовалась мертвая «пробка». Машина остановилась совсем. Есть время для пространного ответа.

- Если относиться к религии как к учению, как к философской системе или мировозрению – то, пожалуйста, комбинируйте сколько угодно из наиболее приятных вам лоскутков. Только не нужно говорить при этом, что продуктом вашего творческого подхода является религия. Религия – как способ восстановления единства с Богом. В один и тот же момент вы можете находиться только на одном пути. Нельзя пройти некий отрезок пути по одной дороге, а затем оказаться сразу на другой, не преодолев там предыдущих участков. Идти приходится каждый раз от самого начала. Именно в самом начале вы вынуждены выбирать тот путь, по которому вы двинетесь. Возможно, вы решите его сменить, но и новый путь придется опять начинать с нуля. Важно, чтобы выбор оказался верным и, вам хватило времени добраться до конца. Только христианство наиболее аргументировано говорит о своей истинности. Остальные религии выглядят менее убедительно.

- Вы сказали, что вы православный. А почему не католик, или протестант. - Спросил попутчик опять ничего не ответив на мою тираду.
- А вот для этого ответа, - я улыбнулся, останавливая машину около бордюра, - нам нужно проехаться попутно хотя бы еще разок.
- Ах, да. Мы уже приехали.- Оглянулся мой собеседник и полез за деньгами чтобы рассчитаться за проезд.
- Бросьте, - махнул я рукой, отказываясь от оплаты.- До свидания. Счастья вам! Спасибо за беседу.
- Спасибо вам. До встречи.
- Да, увидимся, надеюсь, еще раз на этой дороге. Я тут постоянно… на этой дороге…