Обзор от Паст Перфект на Копи-чарт 12. 2

Копирайт
Задумалась тут по случаю: а как я читаю тексты?
Ну примерно так:

Открываю.

Пробегаю глазами и одновременно вслушиваюсь: среагирует ли мой «читающий нерв» на какое-то сплетенье букв или соседство слов радостью узнавания. Если да, то делаю себе кофе, отламываю шоколаду, и п р е д а ю с ь чтению.

Часто мой «читающий нерв» сникает при виде того, что ему не по вкусу.
Но, зная его избалованность, я всё же шагаю в текст, в надежде увидеть и полюбить в безвкусно ряженых словами строках хоть что-то…

Иногда удаётся. Чаще – нет. (речь о текстах вообще, а не о фигурантах нынешнего разбора)

Этот обзор, строго говоря, не является критическим.
Просто: почитала – подумала вслух

1. «Зачем Мужчина Женится» (Георгий Рухлин)
http://www.proza.ru/2006/06/05-03


Лирический герой Георгия РухлинА кочует из рассказа в рассказ, но нигде ему нет покоя…
Мне нравится этот герой. Обреченный романтик по сути, элегантный циник по виду.
Сюжет – одинокий постстрессовый ужин в ресторане - вроде бы расписан поминутно. Но каждая минута этого времени мерцает бытием неприкаянной души.
Достоин описания герой – невероятно сложноустроенный мужчина, колесуемый противоречиями плоти и духа, мечты и реалий.
Достоин восхищения и автор, стяжающий слова в таком порядке, ритме и расстановке, что погружает читателя в жизнь героя настолько, что начинаешь видеть его глазами, шевелить губами повторяя вслед за персонажами:

«- Понимаю, как вам тяжело, - вздохнула она, - любовь – это болезнь.

- Да нет, - возразил я, - любовь - скорее выздоровление, укрощение патологии одиночества.

Молодая женщина окончательно освоилась за моим столом: она сделала себе бутерброд и закурила.

- Такие, как вы, по логике вещей, должны быть счастливы, - для чего-то сказала она…»

2. «Один день Сергея Петровича» (Гами-Ор)
http://www.proza.ru/2006/05/06-197

Не хочтся говорить, что рассказ относится к пресловутой «афганской теме». Событийный ряд – да, оттуда. Но вот надтекст рассказа выводит его далеко за пределы этой темы, и позволяет соотнести с «вечными» темами.
Одна из мега-тем рассказа - тем, осеняющих мировую литературу – сакральность смерти и погребения.
Герой рассказа – поистине Герой. Подобно софокловской Антигоне, подобно библейскому Товию, юный солдат производит погребение тела, несмотря на запрет военного времени.
Это подвиг. П о д в и г а н и е пределов гуманизма, пределов очеловечивания прямоходящих особей млекопитающих…

Автор пишет: «Весь их подвиг состоял в том, что они шли первыми. Это риск. Никогда не знаешь, что впереди …»
Покоряют авторские размышления о героизме веры в противовес пошлости, привитой на душевную порочность, голимой идеологии.

Это очень ч е с т н ы й рассказ. Не в узком смысле документальности, а в предпринятой попытке осмыслить бывшее и встроить его в картину мироздания. Автор не укладывает события в прокрустово ложе «нашей правды». Нет. Он ощущает свое родство и сообщенность со всем человечеством. Как это чувство выживает в условиях войны? И прекращается ли эта война когда-нибудь?

Я благодарна автору за возможность увидеть прошедшее его глазами. Глазами духовно-состоятельного человека.

3. «Сопромат и обезьянье дерево...сказки нашего универа...» (Галина Викторова)
http://www.proza.ru/2006/05/24-56
 Текст написанный с очаровательной легкостью пера. Пенящийся доброй иронией.
Больше сказать мне нечего, потому что мой «читающий нерв» не завибрировал узнаванием родства. Не моя литература, увы.

4. «Роддом» (Варвара Болондаева)
http://www.proza.ru/2006/05/21-85

Чтоб «замечательный рассказ», как выразился кто-то из рецензентов – так нет…
На мой взгляд – дневниковые записи, сводки с родильных полей. Художественная ценность записей мне представляется сомнительной. Парни в редколлегии просто стушевались перед темой. Некоторые так и объясняли свое одобрение – не хочу, мол, прослыть врагом детей)))

5. «Марго Кукушкина» (Гриневский)
http://www.proza.ru/2006/04/21-194


Раненная солнечным лучом в ладошку девушка обретает новое видение мира, меняет свою жизнь.
Вот одна из ее метаморфоз: «Марго училась натягивать холсты, смешивать краски и отнимать маленькие частицы души у обнажённых натурщиц, перенося их изображение на лист бумаги».

Оцените это «отнимать частицу души» ! Как сингулярно подает автор свое мироощущение (или мироощущение героини?)
От метафизики к материнству изящно провел автор свою героиню. Х у д о ж е с т в е н н о
 провел. Браво!

6. «Плохие стихи» (Наталья Черёмина)
http://www.proza.ru/2006/01/22-313

Один из любимых моих авторов, Наталья Черемина.
Копирую сюда мой отзыв на этот текст:
 «рассказ, как взгляд врача, приехавшего со "скорой помощью"...
врач (автор) входит и видит б ы т, смотрит в лицо пациента и видит его жизнь, и гнусность, и слабость, и жалкость...»

Наташина проза на первый взгляд выглядит бытописательством. Но автор сострадает своим героям, преодолевая нравственную брезгливость. Автор словно молит об их исцелении, молит о надежде для них. За что Наталью и люблю))))

7. «Реаниматор» (Нищая Шваль)
http://www.proza.ru/2006/05/29-322

Автор с таким «энергичным» ником - один из ярчайших представителей молодежной контркультуры. Обычно обитает на Неоновой литературе. (адрес на страничке автора).
Но я рада, что тексты его есть и на Прозе.ру.
У НЩ обостренный слух к воспаленной пульсации некоторых социальных проблем.
Но о чем бы он ни писал, его рассказы «цепляют».

8. «Доказательство» (Алексей Славич)
http://www.proza.ru/2006/06/05-320

Не зацепило, прошу прощения. Несмотря на изящество хода, гладкость изложения, философский наклон аллюзий.


Ну вот и все мои впечатления по «большой восьмерке» Копи-чарта.

Каждый текст по-своему хорош. У каждого найдётся свой читатель.

Со временем в обзоры будут включаться мнения членов редколлегии по тому, или иному опусу. Мнения противоречивые зачастую. Но что делать – все мы разные….