Глава 7. Праздники 2002г

Татьяна Хожан
Праздники.

 (На снимке - дети идут в школу в праздник Пурим в карнавальных костюмах. Моя внучка Полина вторая слева)

У нас в стране сейчас напряженные времена – ежедневно были теракты, а то и несколько. Подробно свои новости на русском языке мы узнаём из Нью-Йоркской студии НТВ, на иврите я успеваю понять лишь малую долю новостей. Радио на русском выдает новости хоть и каждые полчаса, но всего в течение 5 мин, поэтому ну уж очень коротко. Газету-«толстушку» я покупаю в конце недели, т.е. в четверг, т.к. выходные дни у нас - пятница и суббота (шабат).

 В пятницу многие люди работают, но лишь полдня, а магазины и рынки закрывают до 4 час, причем рыночные площади должны быть уже убраны и чисто выметены. Транспорт (общественный) тоже прекращает движение после 5-6 час. Нарушителей жестко штрафуют. А в шабат жизнь замирает – ничего не работает, кроме частного транспорта, да в арабских городах все открыто.

В 20 км от нас находится г.Акко – там крепость помнит еще А. Македонского и занесена в исторические памятники, охраняемые ЮНЕСКО. Туда мы ездим к подруге, чтобы побродить по берегу моря, по стенам крепости, сходить на арабский рынок, который в шабат работает. Там на Песах (Пасха) можно всегда купить хлеб.
Дело в том, что на праздник Песах, который здесь отмечают 7 дней, евреи должны очистить свои дома от всего квасного и есть пресную мацу вместо хлеба. В магазинах отделы с мукой укутывают в бумагу, как будто ее нет. Хлеб, естественно, не продают и не выпекают. Всю муку в государстве условно продают какому-нибудь богачу из неевреев (арабу) за условную цену - например, за 150 млн. шекелей - а через 7 дней выкупают. Эти штучки проделываются всерьез на высочайшем уровне, что не делает их менее смешными для светских.

Верующие евреи "продают" свои кастрюли и посуду, где было квасное, своим нееврейским соседям, чтобы потом выкупить всё свое, т.е просто относят друзьям или прячут подальше. Часто же перед песахом покупается новая посуда, а "старая" относится в синагоги для реализации малоимущим. Русский народ набирает хлеб заранее, забивает им холодильник, а после Песаха выбрасывают не использованное.

Этот праздник для евреев очень значим – в память об уходе из Египта, когда легендарный Моисей водил всех по пустыне 40 лет, чтобы выросло новое поколение, не знавшее рабства. Тут шутят по этому поводу так: Моисей так долго водил народ для того, чтобы, в конце концов, найти евреям такое место, где не было бы ни капли нефти. И он его нашел!
Раба из себя все выдавили с помощью Моисея, поэтому тут такие, мягко скажем, раскрепощенные израильтяне (нерелигиозные). Часто наших цыган напоминают - что в одежде, что в поведении.

Закон о защите детей не позволяет их обижать, и дети растут невоспитанными, т.к. просто накричать на ребенка уже считается насилием. В школах учитель, чтобы не вылететь с работы, предпочитает рассказывать свой предмет хоть самому себе, если класс на уроке обсуждает предстоящую вечеринку. С уроков никто не сбегает, т.к. все школы за высокими заборами с полицейским на входе и замками на воротах, как и детские сады. Это меры от террористов приняты десятилетия назад. В магазинах – супермаркетах, крытых рынках – всюду стоит вооруженная охрана. С оружием по улицам, даже внутри банка, ходят только солдаты и полицейские. И этот факт действует успокаивающе, что рядом есть защита, т.к. тут не доверят оружие больному на голову солдату, вернее, его просто не призовут.

Есть у нас еще один праздник, любимый детишками – Пурим. Он тоже продолжался неделю в конце марта. Эти дни ребята не учатся в школе, а в последний день учебы дети и взрослые ходят в карнавальных костюмах.
В первый день Пурима каждый еврей обязан напиться - такое разрешено только раз в году, поэтому в этот день можно увидеть поддатого раввина – ортодокса в пейсах и шляпе с надетой на кипу какой-нибудь шапкой–ушанкой из России, напяленной задом наперед для имитации карнавального костюма.
Малыши ходят в детсад в карнавальных костюмах, а школьники - тоже в костюмах – идут в центр города, где для них устраивается грандиозный праздник-карнавал.

В Пурим я ходила на почту оплачивать счета, и передо мной стоял парень лет 35 в костюме то ли клоуна, то ли зайца, а за мной - толстая тетка за 40 лет тоже в немыслимом наряде с заячьими ушами на голове.
В выходной мы с друзьями прогулялись к берегу Средиземного моря, а там на берегу масса людей танцевала что-то национальное. «Русские» тоже пытались – израильтяне их брали за руки, чтобы они не сбежали раньше времени, и с удовольствием учили.

9 мая прошли колонны ветеранов войны по городам страны. Израильтяне – сефарды (выходцы из азиатско-африканских регионов) не понимали, что это так много медалей навешали на себя старики. Тут, кажется, не носят медалей, иначе их бы пришлось на стены вешать, ведь иной человек в возрасте 50 лет мог участвовать в нескольких войнах или воевать с Ливаном в течение 18лет. А боевые войска тут блох не ловят.
Так вот, для многих из сефардов было откровением узнать, что Россия победила в этой войне. В Израиле недавно - в 98 или 99 году - объявили 9 мая праздником (но рабочим днем), в школах стали говорить о значении России в Победе над фашизмом. Раньше считалось, что победила Америка.

При опросах на улице были и такие ответы, что победителем была и… (не упадите!) …Япония!!! Ничего абсурднее не слышала, когда из врага создают спасителя. Впрочем, может, это ученички такие умные были, что перепутали Божий дар с яичницей? Стыдно для страны, где во всех ашкеназских семьях (выходцы из Европы и Америки) есть пострадавшие и погибшие в годы мировой войны. Но в Израиле проживают выходцы почти из 200 стран мира, и не все они такие же грамотные и любознательные, как европейские и американские евреи. Выходцы из африканских и азиатских стран очень близки по ментальности к мусульманам из этих регионов, у которых мышление ремесленников, а не ученых, и все, что происходило в других частях света в прошлом, им безразлично. А ультрарелигиозные вообще условно образованные, потому что, кроме Торы, ничего и знать не хотят.

Самый лучший праздник в Израиле - День Независимости. Это единственный светский, официальный праздник: фейерверки по полтора часа - то 20 мин у нас, то в соседних городках, которые находятся от нас в 3-5 и 10 км. На концерт, устраиваемый бесплатно для 130 тысяч гостей на площади в Тель-Авиве (в переводе - Холм весны), приезжают выступать российские звезды эстрады. Много среди них евреев, которые рады заодно повидать живущую здесь родню. Это и Газманов, и Винокур, Долина и Розенбаум, Макаревич и пр. Но более всех предан Израилю Киркоров. В дни страшных терактов, когда погибло много русскоязычных детей, Киркоров, прервав гастроли, приехал на несколько часов сюда для поддержки.
 
В октябре у нас наступит праздник Нового года 5763. В этот день (и в Песах) всем работникам на предприятиях вручаются подарки. Это корзины со сладостями или чеки на оплату товаров в магазине, или льготные путевки за рубеж. Мужу и зятю дают по 250 шекелей (около 55 долларов), дочке вручают духи и косметику на сумму более 300 шекелей и чек на 900-1000 шекелей. Каждая семья к празднику получит поздравление от мэра города, а приехавшим в течение года новым репатриантам вручат от имени мэра подарочный набор: мед, вино, памятную сумочку.

На подарки, как и на еду, у израильтян особый взгляд. Они так любят всех кормить и дарить подарки!! А уж на шабат очень многие мужчины дарят женам цветы. Шабат – самый главный праздник у религиозных, когда даже курить нельзя, т.к. зажигание спички – это уже работа. В футбол тоже нельзя играть, т.к. можно нечаянно пнуть вместо мяча по земле и вспахать землю ботинком. А пахота – это работа, чтоб вы знали. Потеха!
 Ультрарелигиозные евреи даже чай приготавливают так, чтобы процесс заваривания не считался работой. Если в стакан с пакетиком чая налил кипяток, то пить можно, а вот наоборот – нет, т.к. налил кипяток – это первое блюдо, а вот вмакнуть в него пакетик с чаем – втрое, что в шабат недопустимо – приготовление пищи. Ее и не готовят в этот день (религиозные), а приготовленное заранее блюдо в нужный момент будет разогрето запрограммированной электроплитой, потому что включать электричество – тоже работа.

Но ничего подобного не соблюдают светские люди. Мы живем так, как привыкли, только вынуждены смириться с закрытыми магазинами и отсутствием общественного транспорта в шабат. Но, обычно, в субботу мы ездим на экскурсии по стране с русскоязычным экскурсоводом. За рулем автобуса всегда араб, т.к. евреям работать в этот день нельзя, будь он хоть и светский. Ну и почти в каждой семье есть машина, с помощью которой нельзя только выехать из страны, но место для отдыха найдешь всегда.
Может, и правильно, что раз в неделю человек должен расслабиться и отдохнуть не на "фазенде" вниз головой над грядкой, ни за починкой сарая или забора, а так, как "белые" люди... Начнется новая неделя, и отдохнувшие граждане начнут вкалывать по 9-10 часов с полной отдачей. А работать израильтяне умеют, как и отдыхать...

2002г.
Продолжение:
http://proza.ru/2006/07/04-05