Философствующие инженеры

Виктор Эссен
Философствующие инженеры

Они везде. Самоуверенные в своем невежестве, готовые всегда дать совет космического масштаба и, как правило, космической же глупости. Их недалекость и дремучесть равна только их же самоуверенности. Это - философствующие инженеры.

Не обладая ни понятийным аппаратом, ни базисным информационным фоном, ни культурой философского и гуманитарного мышления, они пытаются размышлять о недоступном их пониманию на доступном им уровне, выдавая плоды своих обывательских раздумий за интеллектуальные явления мирового масштаба.

Я отнюдь не против, чтобы инженеры думали над такими вещами. Но чтобы думать не на уровне "нонеча оно не то, что давеча", а на сколько-нибудь приемлемом, нужно иметь соответствующую базу. Но базы у них нет - сопромат, теормех, вышка и начерталка (вещи в своей области, безусловно, важнейшие) не оставляют времени на раздумия именно в том возрасте, когда оно необходимо. Кроме того, беглое владение разговорной речью в сниженно-бытовом варианте дает им повод говорить, что они полностью владеют русским языком и могут рассуждать на нем на любые темы. В свою очередь, общекультурная атмосфера в технических вузах способствует развитию не культуры мышления, а лишь полемических навыков, умения эффектно "срезать" оппонента с расчетом на публику. Субкультура этих вузов также не способствует умению формулировать собственное мнение, запрещая в процессе самореализации выход за стадию аффилиации дальше стремления к признанию в группе. Те же обрывки гуманитарных дисциплин, которые, к тому же изучаются спустя рукава, лишь вооружают их отдельными цитатами и идеями и промывают мозги. Именно так мы имели в свое время 12% СПС в думе - когда студенты с промытыми на лекциях по "экономической теории" и "политологии" мозгами голосовали за "открытое постиндустриальное общество", которое, видимо, виделось им в виде вечной дискотеки пополам с порночатом. Через четыре года эти же студенты, теперь уже хронически безработные молодые специалисты, с огромным удовольствием прокатили СПС.

Короче, на выходе мы имеем существо с кашей в голове и отлично подвешенным языком, считающее себя крутым на том основании, что он три раза был на Знаменке, два раза - в МДМ на "галке" и один - на Груше, которое может "развести по базару" кого угодно, но не способно логически обосновать свою позицию. Уже появился особый социальный тип - стареющие комиссары стройотрядов. Как правило, это горластые и пробивные женщины предбальзаковского возраста, отличающиеся крупные формами и осознанием собственной вечной правоты, готовые всегда затеять отчаянный спор и взять оппонента в нем измором.

При этом, я подчеркиваю, не надо противопоставлять техническую интеллигенцию гуманитарной. Профильное гуманитарное образование (педагогическое, юридическое, психологическое, языковое, прикладное социологическое, экономическое) страдает теми же пороками. Хотя в нем базовые предметы и изучаются в более значительном объеме, они также сдаются спустя рукава, как формальная прелюдия к прикладной социологии, психологической технике, устному переводу, гражданскому праву, бухучету и практике менеджмента. Безусловно, это тоже вещи очень важные и очень нужные. Но ими можно заниматься в отрыве от всего. Это будет по-ремесленному, но это будет работать. Но судить о глобальных вещах с таким скудным багажом нельзя. Неизбежно скажешь глупость.

Размышлять "о смысле жизни", "как нам обустроить Россию", "кто виноват" и "что делать" (да даже и "почему он такой козел"), не видя перед собой целостной системы философских и гуманитарных знаний и не владея культурой мышления, бессмысленно. Это приводит к банальной болтовне и базару, когда все обвиняют всех, и победа остается за самым горластым, да и то лишь за тем, кто сумеет сказать последнее слово. Появляются и апелляции к городовому, к мифическим "общеизвестным основам", к личности оппонента. Но в целом дискуссия идет исключительно на уровне "взять все, да и поделить". В лучшем случае как откровение озвучиваются вырванные из мыслительного контекста базовые вещи.

Культура же мышления прививается в считанных учебных заведениях страны. При этом, в большинстве случаев, не срабатывают как надо привилегированные средние учебные заведения - лицеи и интернаты. Их выпускники, перейдя в собственно вуз, начинают мнить себя "солью земли" и белой костью, нередко теряя стимул к размышлению, переориентируясь на "успех" в самом широком смысле слова. При этом критерий объективности и истины отходит на самый задний план.

Особенно это касается профильных технических вузов. Ведь в крупных многопрофильных вузах, которым можно, скрипнув зубами, присвоить несуразное звание "технических университетов", студентам все-таки дается хоть какой-то кругозор, какие-то смежные, а также философские и общегуманитарные знания. Это УПИ, МВТУ, ЧГТУ, сибирские политехнические университеты (Барнаул, Красноярск, Томск и др.). В не очень больших вузах с единственной специальностью или несколькими смежными обскурантизм достигает апогея. Тем более это характерно для ведомственных "университетов", например, горных, авиационных и железнодорожных.

Говоря проще, они знать больше ничего не хотят, кроме чисто практических знаний, желание знать у них не стимулируется, а потом начинаются попытки что-то осмыслить. При этом у них нередки проблемы с формальной логикой, с дефиницией и дифференциацией понятий, с причинно-следственными связями, с обоснованностью выводов.

Нет, их квалификация как инженеров не подвергается сомнению. Но когда они отрываются от чертежей, их суждения отдают феноменальной инфантильностью и незрелостью и у специалистов вызывает кривую усмешку.

К тому же, надо признаться, фундаментальное гуманитарное знание менее определенно в том смысле, что состоит скорее из гипотез, нежели из доказанных положений. Наоборот, техническое знание более однозначно, законы и правила сформулированы, справочные табличные данные определены. При этом они нерелевантны общественно-историческим и экономическим условиям. Гайка же на 13 - она что в фашистской Германии, что в современной демократической Швейцарии гайка на 13. Поэтому инженеры механически переносят свой стиль мышления в гуманитарные области. "Вы же сами не знаете, о чем говорите", - заявляет инженер, когда ему указываешь на бессмысленность позиции, которую он с отстаивает с пеной у рта. "Мы ведь не знаем или не можем знать..... (дальше идет долгое описание, чего он не может знать)". Он никогда не поймет, что гуманитарное, а тем более философское, знание в современных условиях - это когда действительно сам не до конца понимаешь, о чем говоришь. Ну не придумано еще штангенциркуля для человеческих мозгов и спектрометра для, к примеру, финансовой системы. Мы можем только догадываться и строить гипотезы, которые с той или иной степенью точности оправдываются на практике. И это не потому что гуманитарии такие тупые. Просто предмет исследования куда более сложен даже в плане определения его границ, нежели какой-либо механизм или технологический процесс. Ведь даже высшее порождение технической мысли - компьютер - не более, чем набор стандартных клеточек, в отношении которых известно все. Как они устроены, как должны работать, почему могут не работать. В отношении же больших и малых групп, товарных и финансовых потоков, развивающихся процессов все настолько неоднозначно - где что начинается и куда девается, - что на любой вопрос возможны разные точки зрения. Проверить их с измерительным инструментом невозможно, опытным путем, как правило, тоже. Остается анализ имеющихся фактов, которых, как правило, недостаточно для проведения его полноценным образом.

Непонимание этого факта порождаются безапелляционные и категоричные высказывания, претендующие на всеобъемлющность, опровергать которые - тяжкий труд, поскольку приходится попутно дать человеку предельно широкие основы общих знаний. Нет, эти суждения бывают вполне здравыми сами по себе, но лишь как один из возможных взглядов. Но они пытаются претендовать на абсолютную истину.

Особенно страшно, когда такой человек получает руководящую идею. Будь то вера православная, вера адвентистская, открытие чакры кундалини и третьего глаза, полная дезаберрация преклира, марксистское переустройство общества или еще что-нибудь столь же увлекательное. Бен Ладен отдыхает - простой отечественный технический интеллигент догонит и перегонит его по части фанатизма. Хотя в большинстве случаев наши "технические интеллигенты" относятся к секте циников-пофигистов, которых крайне сложно расшевелить, но которые, я повторюсь, готовы рассуждать на любой вопрос.