Кошка в гробнице Рахели

Таня Асулин
Как бежит время! Казалось, еще только вчера она лежала в кроватке, плотно запеленутая,похожая на гусеницу и недоделанного Буратино одновременно.

И вот передо мной стоит румяная и кареглазая барышня с длинными косичками, примеряя устрашающего вида школьный рюкзак.
Она - это моя дочь Маша, а я - это озабоченная мама,размышляющая, в какую школу лучше пристроить читающее и пишущее на двух языках чадо.

Проведя почти поголовный опрос знакомых родителей детей школьного возраста, я пришла к неутешительным выводам.
В школе А не хватает помещений, и некоторые классы учатся в вагончиках. В школе Б с помещениями все в порядке, но много эфиопских детей, которые
имеют привычку кусаться по любому поводу. В школе В - новое здание, классы с кондиционерами, ученики - ашкеназские рыжики, но она находится в другом районе. В школе С практически не задают домашних заданий и чей-то ребенок к концу первого класса так и не научился читать...

Как оказалось, для умненькой девочки, любящей книжки, есть два варианта. Первый - христианский колледж в Яффо. Второй - небольшая школа при российском консульстве в Тель-Авиве.Переезжать в Яффо к арабам, во время интифады... Об этом говорить не будем. Перебираться на жительство в Тель-Авив и платить
400 зеленых в месяц за школу, помимо квартплаты, я тоже не могу. По трем причинам, как говаривала когда-то моя матушка.Причем первая причина
- у меня нет на это денег, а две отстальные - неважные.

В разгар метаний и обсуждения каждого варианта с множества сторон, я встретила еще одну знакомую, у которой целых двое детей уже успешно получали начальное образование.
Дама активно расхваливала "свою" школу: много задают на дом, уделяют особое внимание математике и английскому, кормят детей горячими обедами и развозят на автобусах по домам. Где-то тут крылся подвох...

Припертая мной к стенке знакомая созналась, что есть маленький нюанс. Школа - религиозная,от американского фонда, который возвращает к истокам детей "бывших русских". Отсюда -богатые возможности,независимые от худосочных дотаций из бюджета.
- Но ты знаешь, уроки Торы есть во всех школах, а здесь тебе и обеды, и автобусы, и домашние задания, - выпевала довольная дама. - Всего-то и требований - чтобы девочки ходили в юбках, а мальчики - в кипах. Да, и, конечно, принести справку из раввината, что мать ребенка -еврейка. Согласись, что это совсем немного...
- А юбки должны быть черными и длинными? - спросила я, вспомнив религиозных матрон, виденных мной на улицах.
- Нет, что ты, - тарахтела знакомая, -любые юбки, хоть в горошек, хоть в цветочек, и девчонки постарше там даже мини носят.
Я вспомнила свое школьное детство, втиснутое в чудовищное коричневое платье с черным фартуком, содрогнулась... И записала дочку в американский филиал еврейских истоков с гордым названием "Шуву".

Два месяца занятий прошли под знаком риторических вопросов. Почему в религиозной школе общий (!) туалет для мальчиков и девочек?
Почему в горячие обеды для первоклассников кладут такие наперченные сосиски,
что большинство детей не могут их есть?
Были и позитивные моменты.
- Ты знаешь, мама, наша учительница, когда кричит, становится похожей на Сеньора Помидора, -информировала меня начитанная дочь.
- А когда не кричит? - заинтересованно спрашивала я.
- Ну, это редко бывает... Пожалуй, на старуху Шапокляк, вся в черном и в шляпке. Жаль, только, Лариски у нее нет...

Учеба продолжалась.
На занятиях Маша поначалу очень удачно скрывала неосмотрительно приобретенное заранее знание ивритской грамоты и читала слоги вместе со всеми.
Для урока математики мне пришлось передать собтвенноручно написанное заявление о том,что под мою ответственность дочь не будет считать на палочках и на
пальцах, потому что она может это делать в уме.

Расплата наступила на родительском собрании. Когда я увидела длинную учительницу в черном,похожую на перевернутый восклицательный знак, из глубин подсознания всплыло выражение "Черная вдова". У Вдовы оказалась куча претензий к моей дочери.
- Она постоянно о чем-то думает, - был оглашен первый пункт из списка.
- Думать полезно, это развивает, - отбила я подачу.
- Еще я заметила, что Мирьям не произносит слоги вслух, - продолжила нападение Вдова.
- Вы хотите сказать, Мария, -поправила я, зная, что простенькое имя "Маша" вызывает у израильтян попытку ответить на вопрос "который час".
- Мария - это не еврейское имя, - отрезала Вдова. -Есть замечательное имя Мирьям, так мы и будем называть девочку.
- Мою дочь зовут Мария, и на другое имя она отзываться не будет, - раздражаясь от бессмысленной траты времени, ответила я. - И, кстати, она вполне бегло читает, зачем ей произносить слоги?
- Да, - с неохотой согласилась учительница. - Я слышала ее чтение... Давайте поговорим о другом. У нас был урок рисования, - и она достала картинку со знакомой крупной подписью. На листе было изображено что-то вроде большого сундука,с неожиданной дверью впереди.
- Что это, - спросила я, - шкаф для посуды?
- Это гробница праматери Рахели, - терпеливо, как больной, объяснила мне Вдова. - Всех детей попросили нарисовать гробницу, и вы посмотрите, что сделала ... хм... Мария!
Я посмотрела. Сундук, как сундук, украшенный легкомысленными цветочками и завитушками.
- Сюда посмотрите, - костлявый палец с обгрызанным ногтем уткнулся в дверь на рисунке.
Я пригляделась...и сдавленно хрюкнула в кулак. В дверном проеме гробницы праматери Рахели сидела полосатая кошка, растопорщив усы и завернув бубликом пушистый хвост. Маша,умничка, постаралась от души.
- Это издевательство над иудейскими святынями, - надсадно вещала Черная Вдова, но я ее уже не слушала.Не став дожидаться ее превращения в Синьора Помидора, забрав картинку на память, я вышла из класса.
 - Знала я, что религия - опиум, но не до такой же степени. Не в Яффо же теперь капитулировать, - мои мысли перебивали одна другую.
Да, это было бы по-нашему - пройти раввинатский суд, доказать свою полную причастность к мировому еврейству - и отдать ребенка в христианский колледж.

Хорошо, что до этого не дошло. Мы просто переехали на другую съемную квартиру, в приличном районе, в двух шагах от светской израильской школы, в которою поступил Машин приятель.
С дочкиным именем никаких проблем не возникло, туалеты отдельные, на уроках рисования никто не предлагает изобразить мемориальные захоронения. Носить можно все, что угодно, не забывая только футболку с логотипом школы.
Казалось бы, все устроилось. Но меня не покидает мысль, что я упустила некую важную вещь... Да, вспомнила, надо будет научить Машу рисовать мышей.
 Никогда не знаешь заранее, где что пригодится.