Цвет или линия?

Павел Кариар
«1»

Через что мы познаем картину? Что передает сюжет, пятно или линия? Что такое пятно? Что такое линия?
Пятно — это область, очерченная произвольной линией. Линия — это пятно с двумя параллельными сторонами. Итак, вместо «пятна» мы ставим слово «цвет».
Через что мы познаем картину, через цвет или линию? Что передает сюжет, цвет или линия?
Наблюдая эволюцию изобразительного искусства, можно заметить смещение акцентов.
Представим, что все картины в музеях вдруг потеряли свой цвет и оказались написаны только карандашом на белом фоне, без штриховки. Потому что, если в картинах цвет делится на теплый и холодный, то карандашом передается темное и светлое. В цвете есть самая холодная часть и самая теплая, в карандаше: самая темная и самая светлая. И вот, все картины в карандаше. (Заметим, что произведения кубизма, абстракционизма, фовизма и т.д., потеряют от этого вдвое.) Сможем ли мы понять представленные произведения? Конечно. Но цвета будет не хватать.
Теперь вернем все картины в прежнее нормальное состояние. И рискнем убрать все линии.
Вот здесь вопрос: как убрать линию? Как?! Как, если художник, когда рисует картину, он сначала набрасывает эскизы в карандаше, в общем, линии. Убрать линию из картин, это значит убрать границу между холодным и теплым, между темным и светлым. Убрать линию, значит обезличить картину, обесформить её.
Но мы уже рискнули. Линии убраны. То, что получилось, может описать только собственное воображение. (Заметим, что произведения кубизма, абстракционизма, фовизма и т.д., мало что или, вообще, ничего не потеряют от такого эксперимента.) Сможем ли мы понять представленные произведения? Конечно? Но линий будет не хватать.
Цвет передает настроение. Но: линия губ в портрете тоже создает настроение. Тогда, может, в портрете именно важнее линия? Но: черты лица, скорее всего, передают настроение изображаемого лица, а не настроение всего портрета в целом.
Мы смотрим на картину... Нет, мы только что увидели её. Какую? Она может быть любой. Вашей любимой. Вспомните, когда вы в первый раз увидели её. Думали ли вы в момент первого знакомства, что она вам понравиться? Или она вам: раз — и понравилась? Что-то такое художник ей высказал, что близко вашему сердцу. Что вас затронуло в картине? Её тема? Идея? Содержание? (Ведь это три разных не только слова, но и смысла. Ведь должно что-то третье объединять двух «что» и «как». В актерской профессии, это «кто». В живописи, это «вы». Это те, кто смотрит произведение, и то, что рождается в смотрящих.)
Попробуйте пересказать картину. Что вы скажете? На ней изображено то-то и то-то. Она мне понравилась потому-то. Все равно, все словами не выскажешь. Есть нечто большое и большее, что нельзя высказать. Можно только почувствовать. Почувствовать сердцем, грудью, чтобы в ней задрожало, потеплело. Как будто, к чему-то прикасаешься. Будто тянешь руки к красной трепыхающейся бабочке, боясь дотронуться до неё. Она дрожит под вашими пальцами, на них остается пыльца. И вы понимаете, что это ваше сердце. И вы пытаетесь выразить словами его содержание...
Что так повлияло на вас? Цвет картины? Линии в произведении? Конечно нет! Это всё чепуха! На вас повлияло то, что они несут в себе, объединившись. Это как алфавит. В нем буквы сами по себе ничего не значат. Они создают смысл, соединившись в слова.
Так что важнее, буква или слово. Важнее смысл, скорее всего.
К чему же мы пришли? Что картина, как и слово, лишь средство выражения. Лишь средство. Поэтому выяснять, цвет или линия — толочь воду в ступе. Ведь сами по себе они ничего не значат.
Мы смотрим на картину. Глазами мы видим цвет, линии же воспринимаются нами подсознательно, опосредованно. Мы не замечаем линии, видя лишь контраст теплого и холодного, светлого и темного.


«2»

Да... А ведь отвернувшись от рассуждения, что-то влечет обратно к нему. Почему же так? Ведь должно быть что-то главнее из цвета и линии.
Спрашивая у многих людей об этом, я получал один ответ: цвет. Некоторые люди отвечали так, боясь оказаться глупыми. Но некоторые отвечали однозначно, и обосновывали свой ответ.
Чем же цвет так привлекателен? Ведь, если б не было черного, мы не знали что такое белый. То есть, если б не было контраста... А что такое контраст? Это линия, это стык двух цветов. Это полемика холодного и теплого, темного и светлого. Это спор, а в нем рождается истина!
Сами по себе цвета ничего не несут. Они несут, конечно, в себе заряд настроения, энергии. И по цвету можно определить человека, цветом можно влиять на него. Но самому по себе, без соседства с другими, без восприятия его человеком, цвету — грош цена.
Как человек выбирает свой любимый цвет? Сопоставлением с другими.
Цвет это бездействие. Линия — это действие, это скорость.
Что главнее, сознание или подсознание? Наверняка у всех людей будет один ответ: подсознание.
Так вот, когда мы смотрим на картину, мы видим и воспринимаем цвет. Но всё наше восприятие, все наши мысли, действия и т.д. подчинены линиям, цветовому (!) контрасту. Цвет — это поверхность воды, линия — это подводное течение, течение как таковое.
Мы познаем цвет через линию! А произведение художника мы познаем через цвет.
Отсюда можно развить теорию поэтапного восприятия (хотя, наверное, её уже открыли и развили задолго до этого дня).