Телеландшафт. нереализованное интервью

Рихард Остроумов
Эпистолярный перформанс

/Эта заметка была написана как постскриптум к интервью с Сергеем Шановичем (НТВ) и Александром Дулерайном (ТНТ), которые я взял для газеты CINE FANTOM WEEK в феврале 2006 года./

---
1. Телепромоушн и теледизайн

Считается, что дизайн - это инструмент продвижения телепродукции, но в последнее время при просмотре телепередач складывается впечатление, будто дизайн на ТВ становится неким самостоятельным явлением, выходящим за рамки чисто инструментальной функции. То есть из инструмента промоушена превращается в систему, позволяющую структурировать поток образов, информации, впечатлений, выплескиваемых на зрителя. Таким образом в рамках телеканала складывается визуальная среда, которую легко можно сравнить с ландшафтом, разворачивающимся не в пространстве, а во времени.

2. Телевидение как Диснейленд

Телевидение информирует или развлекает? Вероятно, в эпоху тотального шоу-бизнеса и информационных маньяков «новости» сами становятся шоу, а телевизионный ландшафт превращается в парк развлечений. Зритель включает телевизор так же, как входит в луна-парк или Диснейленд, и в течение нескольких часов его ведут от аттракциона к аттракциону по дорожкам из трейлеров и спойлеров, попутно скармливая рекламу, «нужные новости», идеологию.… Переключив канал, телетурист всего лишь попадает в соседний тематический парк.

Вот интересно, какими принципами руководствуются редакторы и промоутеры при формировании сетки вещания? И можно ли применить правила функционального зонирования архитектурной среды к сетке программ? Почему ванная комната должна быть рядом со спальней, а барбекю подальше от помойки - очевидно. А вот почему после шоу «Самый умный» идет фильм «Тупой и еще тупее», или после сериала из жизни олигархов начинается сериал из жизни зэков? Кто формирует такой телеландшафт и с какой целью - мне не понятно.

3. Развлекая развивать?

Ландшафтный дизайнер, исполняя частный заказ, решает всего две задачи - удовлетворить вкусы заказчика и создать комфортную среду. Ландшафтный архитектор, проектируя тематический парк или часть городской планировки, решает задачи более объемные: здесь и социальная коммуникация, и просвещение, и сохранение культурных ценностей, и охрана природы, и т.д. и т.п. В этом смысле к его работе вполне применим девиз почти в духе ХIХ века - «Развлекая развивать».

А применим ли этот девиз к работе телепромоутера? Если исходить из того, что именно телевидение, в основном, формирует медиасреду, вне которой современный человек уже не существует. И что же тогда теледизайн - упаковка товара, или создание ландшафта, пригодного для жизни? По факту - скорее последнее, но в сознании промоутера и дизайнера - по-прежнему доминируют конфетные обертки.

©Рихард Остроумов
Впервые опубликовано в CINE FANTOM WEEK, 15 февраля 2006г.