Дж. Р. Р. Толкиен Властелин Колец. Пролог

Александр Цветков
Три – царственным эльфам в чертог под луной
Семь – гномам, живущим в царстве подгорном
Девять – людям, что путь свой закончат земной
И Одно – Властелину на троне черном
В Мордоре – царстве теней:
Одно, чтобы всех собрать,
Силой черной навеки сковать
В Мордоре – царстве теней!
Пролог
1. О хоббитах
Речь в этой книге пойдёт в основном о хоббитах, и на страницах её читатель сможет узнать многое об их характере и немного из их истории. Дополнительную же информацию можно почерпнуть из той части Алой Книги Западного Края, которая уже публиковалась под названием «Хоббит». Эта история была взята из первых глав Алой Книги, и составил их сам Бильбо, первый по-настоящему известный хоббит. Он назвал их «Туда и обратно», ибо они повествуют о его путешествии на восток и возвращении домой. Это приключение и вовлекло хоббитов в великие события той эпохи, рассказанные здесь
Многие, впрочем, желали бы вначале побольше узнать об этом примечательном народе, в то время как другие и вовсе не читали предыдущей книги. Вот для них-то здесь собраны наиболее важные черты жизненного уклада хоббитов, а также кратко пересказана предыдущая история.
Хоббиты – народ скромный, но весьма древний, более многочисленный прежде, чем в наши дни, ибо они любят мир, тишину, да хорошо возделанную землю. Ухоженный и хорошо обработан-ный сад – вот их главное пристрастие. Они не любят и не понимают, да и никогда не любили и не понимали, те приспособления, что сложнее кузнечных мехов, водяной мельницы или ручного ткац-кого станка, хотя с инструментами они обращаются искусно. Даже в старые времена они насторо-женно относились к Высокому Народу, как они зовут нас, теперь же и вовсе избегают, так что обнаружить их в наши дни трудно. У них острое зрение и чуткий слух и, не смотря на склонность к полноте и природную неторопливость, они проворны и ловки в движениях. Они мастера быстро и бесшумно исчезать в тех случаях, когда всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с ва-ми, с шумом и треском ломятся, как слоны. Это у них получается столь ловко, что люди связыва-ют это умение с волшебством. Но на самом деле хоббиты магией не занимаются, а своими способ-ностями обязаны исключительно наследственности и практике, а также близостью к земле, в чём явно превзошли куда более высокие и неуклюжие расы.
Хоббиты – низкорослый народец, пониже бородатых гномов, не такие навязчивые и корена-стые. Их рост по нашей мерке где-то 3-4 фута, а сейчас они редко достигают и 3 футов. Они шутят, что слегка уменьшились в росте, и это похоже на правду, ибо в Алой Книге, например, можно вы-читать, что Бандобрас Тук ( Бычий Рёв), сын Айзенгрима Второго, был 4,5 футов ростом и мог ез-дить верхом. Согласно хоббитским записям, лишь двое знаменитых хоббитов прошлого превзошли его, но о том речь впереди. Хоббиты из Шира, о коих здесь пойдёт речь, в дни мира и процветания были весёлым народом, рядились в яркие цветастые одежды, более же всего любили они всё зелё-ное и жёлтое, но обувь носили редко, ибо на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой бурый курчавый мех, как и на голове. Так что, пожалуй, единственное, что они не умеют делать хорошо – так это сапожничать, но зато у них ловкие длинные пальцы, и они могут делать много полезных и нужных вещей. Как правило, они весьма добродушны, хотя и не очень красивы. Широколицые, ясноглазые, краснощёкие, всегда готовы рассмеяться, а также поесть и попить. И то и другое они делают от души, ибо любят простые жесты в любой ситуации, а садиться за стол мо-гут и по 5-6 раз в день (когда удаётся, конечно). Они весьма гостеприимны, любят праздники и по-дарки, которые дарят с радостью и также принимают.
Ясно, что несмотря на последующий разрыв, хоббиты нам родня, причём куда ближе эльфов или гномов. Издревле говорили они на языке людей, хотя и переиначивали слова по-своему, и лю-били-ненавидели мы с ними одно и тоже. Только где это родство, в каком поколении – никто и не отследит теперь. Корни хоббитов затерялись далеко в Древних Днях, так что теперь уж того никто и не помнит. Разве что Эльфы хранят ещё записи тех стародавних лет, да ведь их предания посвяще-ны лишь их собственной истории, люди там упоминаются редко, а о хоббитах и вовсе ничего нет. Ясно, впрочем, что хоббиты тихо-мирно жили в Средиземье задолго до того как другие народы их приметили. А так как мир наполнен бессчётным числом странных созданий, на хоббитов и внима-ния не обращали. Но в дни Бильбо и его наследника Фродо, хоббиты, без всякого желания с их сто-роны, стали важными и знаменитыми, и проникли в самые сокровенные мысли Мудрых и Вели-ких.
Те дни, Третья Эпоха Средиземья, давно уж минули, и даже границы сместились, но места, где жили хоббиты, были те же самые, где они и сейчас ещё существуют: северо-запад Древнего Ми-ра, к востоку от моря. О том, где же их прародина, позабыли уже ко времени Бильбо. Любовь к ис-тории (кроме, разве что, генеалогии) – это совсем не про них, хотя в некоторых старинных родах хранятся и читаются их собственные книги, а иногда их даже дополняют преданиями старых дней и далёких земель, услышанными от эльфов, гномов и людей. Собственные их хроники начинаются с момента поселения в Шире, и даже самые древние легенды не уходят в глубь веков дальше Дней Скитаний. Однако по этим легендам, а также по кое-каким обычаям и словам, ясно, что хоббиты, как и другие народы, в далёком прошлом отправились на запад. Самые древние предания показы-вают, что они когда-то жили в долинах в верховьях Андуина между Великим Зелёным Лесом и Ту-манными горами. Сложно понять, что заставило их сдвинуться с насиженных мест и отправиться в трудный и рискованный поход через горы в Эриадор. Сами они говорят о том, что там-де слишком много развелось людей, да ещё о тени, окутавшей лес, так что он потемнел и из Зелёного превратил-ся в Чёрный.
Ещё до пересечения гор, хоббиты разделились на три различных племени: Власоступы, Сту-ры и Светлолики. У Власоступов кожа темнее, а сами они меньше и ниже прочих. Бороды и башма-ков они не носили; руки и ноги у них ловкие и проворные; селиться же они предпочитали по горам да холмам. Стуры были пошире, да потяжелее; ноги и руки у них больше, а селиться они предпо-читали в долинах и по берегам рек. У Светлоликов кожа и волосы светлее, чем у других, они были и выше и стройнее прочих; любили они деревья и лесистые местности.
Власоступы в древние времена много водились с гномами и долго жили у подножий гор. Они рано тронулись с места и в скитаниях по Эриадору дошли до Ветротопа, когда другие ещё бы-ли в Диком Краю. Они самые типичные представители хоббитов, да и самые многочисленные.
Стуры долго сидели по берегам Великой реки Андуин, и меньше других сторонились людей. На запад они двинулись после Власоступов и держались течения Гремящей, ближе к югу; и многие надолго обосновались между Тарбадом и Данлэндом, прежде чем вновь двинутся на север.
Светлолики, представители северной ветви были самыми малочисленными. Они больше дру-гих хоббитов дружили с эльфами, и больше преуспели в языках и пении, чем в ремеслах, и всегда предпочитали охоту возделыванию пашни. Они пересекли горы к северу от Ривенделла, и сошли вниз по течению Седой реки. В Эриадоре они смешались с теми, кто пришёл ранее, но будучи сме-лее и предприимчивее, они часто являлись лидерами или вождями кланов Власоступов и Стуров. Даже во времена Бильбо их корни можно было обнаружить в величайших семьях, таких как Туки и хозяева Баклэнда.
В западных землях Эриадора, между Туманными горами и горами Полумесяца хоббиты встретили и людей и эльфов. Там жили немногие оставшиеся в живых дунедайны, короли людей, прибывшие из-за Моря, с Дальнего Запада, но они вырождались, а земли их Северного королевства давно пришли в упадок. Места для прибывших хватало с избытком, и вскоре хоббиты стали органи-зовывать упорядоченные сообщества. Большинство тех первых поселений затем исчезли, но одно из первых и важнейших сохранилось, хотя территория его сильно сократилась: это Бри в Чэтвуде, примерно в сорока милях к востоку от Шира.
Именно в те давние дни хоббиты постигли азбуку и научились писать на манер дунедайнов, которые переняли это мастерство от эльфов. И тогда же они позабыли все языки, что знали раньше и стали с тех пор говорить на Общем Наречии, Вестроне, как его ещё называют, который использо-вался на всех землях королей от Арнора до Гондора и по берегам Моря от Белфаласа до Льюна. Но несмотря на это они сохранили свои названия месяцев и дней, а также большой запас имён собст-венных из прошлого.
Примерно в это время произошла легендарная история, имеющая отношение к счёту лет. В 1601 году Третьей Эпохи братья-Светлолики Марчо и Бланко покинули Бри и, получив дозволение Верховного короля в Форносте(Согласно хроникам Гондора, это был Аргелеб II, двадцатый король из северной ветви, что прервалась триста лет спустя на короле Арведуи. – прим. автора) , они пересекли коричневую реку Берендуин с большим числом хоббитов. Они прошли по мосту Каменных Луков, что был построен во времена могущества Север-ного королевства и поселились на земле между рекой и Дальними Холмами. Все их обязанности за-ключались в надлежащем содержании Великого моста, и прочих мостов и дорог, подгонять коро-левских гонцов и признавать его господство.
Так началось летоисчисление Шира ибо год пересечения Брендивайна (так хоббиты называ-ют Берендуин) стал Первым годом Шира(Таким образом, года Третьей Эпохи по счету эльфов и дунедайнов можно высчитать прибавив к дате по летоисчислению Шира 1600. – прим. автора), и все последующие даты отсчитывались с этого момента. Вскоре западные хоббиты полюбили новое обиталище, и вновь выпали из истории эльфов и людей. Пока еще была королевская власть, они считались подданными короля, но на самом деле им управ-ляли их собственные вожаки и они не вмешивались в дела окружающего мира. Сами они говорят, что на последнюю битву с Ведьмаком из Ангмара они послали несколько лучников на подмогу ко-ролю, но в хрониках людей о том речи нет. В той войне пало Северное королевство, и хоббиты по-лучили землю в безраздельное пользование, и выбрали из своих вождей тэна, который перенял власть ушедшего короля. Тысячу лет войны практически обходили их стороной, они процветали и приумножались со времен Темной Чумы (37 год Л.Ш.)и до самой Долгой Зимы и последующего го-лода. Многие тысячи полегли тогда, но ко времени нашей истории те Дни Голода(1158-60) давно стерлись из памяти, и хоббиты снова процветали и преумножались. Земля была обильна и плодо-родна, ведь, хотя перед их приходом она и пришла в запустение, задолго до того она была хорошо распахана, и там были королевские фермы, поля, леса и виноградники.
Она простирается на сорок лиг от Дальних Холмов до Брендивайнского моста и на пятьдесят лиг от северных торфяников до южных топей. Хоббиты назвали ее Широм – регионом под властью тэна, и как следствие, высоко организованным. Здесь, в этом прекраснейшем уголке мира они мирно жили, все меньше и меньше заботясь о том, что происходит в окружающем мире, где тьма наступа-ет со всех сторон, и так они пришли к мысли, что мир и благоденствие царит в Средиземье, и все цивилизованные народы имеют право на спокойную и мирную жизнь. Они забыли, а то и не хотели вспоминать то немногое, что знали о Стражах, и о труде тех, кто сделал столь долгий мир в Шире возможным. Их надежно защищали, но они об этом не вспоминали.
Никогда хоббиты не были вояками, и никогда они не знали усобиц. В старые времена им приходилось, конечно, защищать себя с оружием в руках в суровом и мрачном мире; но ко времени Бильбо то время давно кануло в Лету. Последнее перед началом этой истории и единственное сра-жение в границах Шира – битву на Зеленых Полях,1147Л.Ш., в которой Бандобрас Тук отразил на-падение орков – не помнил никто из живущих. Уже и погода стала мягче, да и волки, что пришли с севера в тяжкое зимнее время, остались лишь в дедовских сказках. Так что, хоть и было в Шире кое- какое оружие, оно использовалось больше в качестве трофеев и висело у каминов да на стенах, или же пылилось в музее в Микел Дельвинге. Этот музей звался Маттом-хаус; ибо все, чем хоббиты не пользовались, но что им жалко было выкинуть они назвали маттом. Их обиталища нередко бывали переполнены маттомами, а потому многие подобные безделушки переходили из рук в руки в каче-стве подарков.
Несмотря на долгий мир они остались стойкими к невзгодам. Не просто было бы сломить их (ежели б такое кому и пришло в голову), ибо будь то враги, мор, или ненастье, со всем они справля-лись играючи, что немало удивляло тех кто знал их недостаточно, и судил исключительно по их лицам, да по брюшку. Хотя хоббиты не знают распрей, и не станут убивать для забавы, они смелы и отважны, и при необходимости отлично управляются с оружием. Они превосходные лучники, ибо у них зоркий и меткий глаз, и они не промахиваются никогда. Но они ловки не только с луками да стрелами. Ежели хоббит остановился, чтобы поднять с земли камешек, лучше убраться подобру-поздорову, и всякие вредоносные твари знали это.
Поначалу все хоббиты жили в норах под землей, да и сейчас они чувствуют себя комфортно только в норах, но со временем им пришлось освоить и иные формы строений. Во времена Бильбо только богатейшие и беднейшие семьи соблюдали древнюю традицию. Беднота теснилась в скром-ных норках с одним оконцем, а то и вовсе без оных, а те кто преуспел в жизни рыли настоящие хо-ромы. Но ведь место для таких больших и ветвистых туннелей (по-хоббитски смиалы) найти можно не везде, и в низинах хоббиты стали строить на поверхности. Вскоре и в холмистых районах и ста-рых деревнях, таких как Хоббитон или Тукборо, и даже в главном городе Шира – Микел Дельвин-ге, что на Белых Холмах стали появляться домишки из дерева, кирпича и камня. Их облюбовали мельники, паковщики, кузнецы и каретники, и прочие хоббиты того же сорта, даже если сами они жили в норах, они устраивали там сараи или мастерские.
Обычай строить амбары и дома пошел от жителей Марийской низины, вниз по течению Брендивайна. Хоббиты Восточного Фартинга были крупнее и тучнее прочих, и в слякотную погоду носили гномьи башмаки. В них было много от стуров, что становится понятно по пушку на подбо-родке. Ни у власоступов, ни у светлоликов нет ни малейших признаков бороды. И жители Марий-ской низины, и обитатели Баклэнда, на восточном берегу Реки, по большей части пришли позднее остальных, с юга, и потому сохранили странные имена и словечки, нигде более в Шире не встре-чающиеся.
Вполне вероятно, что искусство построения домов, как и многие другие искусства, хоббиты переняли от дунедайнов. Но могли они перенять его и у эльфов, что когда-то обучали людей, ибо в то время Высокие эльфы еще жили в Средиземье. Они обитали в Серых гаванях на западе, да и в других местах близ Шира. Три эльфийские башни, сооруженные в незапамятные времена еще мож-но увидеть на Башенных холмах близ западных границ. В лунном сиянии их видно за сотни лиг. Самая высокая стояла поодаль, на специальной насыпи. Жители Западного Фартинга говорят, что с ее вершины видно Море, но никто из хоббитов туда не забирался. Мало кто из хоббитов добирался до моря, или же переплывал его, а тех кто вернулся, да поведал об этом и того меньше. Многие хоббиты и к речушкам относились осторожно, да и плавать умели лишь единицы. С течением вре-мени хоббиты все меньше общались с эльфами, а вскоре и вовсе стали относиться к эльфам, и ко всему, что к ним относилось, осторожно, если не с опасением. Море стало для них краем ужаса и символом смерти, и отвернули они лица свои от холмов на западе.
Пришло ли строительное искусство от эльфов, или же от людей – неизвестно, да только хоб-биты все равно строили по-своему. Башен они не воздвигали. Их хоромы были обычно длинными, низкими и комфортабельными. Самые старые образцы были наподобие смиалов: с круглыми сте-нами, крыши покрыты сухой травой, сеном или дерном. Но такие строения относятся лишь к пер-вым дням Шира, в последствии же хоббичьи дома совершенствовались с помощью приспособлений открытых гномами или самими хоббитами. И все же пристрастие к круглым окошкам и даже к круглым дверям, есть главная отличительная черта хоббитской архитектуры.
Дома и норы в Шире обычно были велики, и жили в них большие хоббичьи семьи. (Холостя-ки Бильбо и Фродо Бэггинсы скорее исключение из правил в этом отношении, да и не только в этом, взять хоть их дружбу с эльфами). Иногда, как в Великих Смиалах Туков, или же в Бренди Холле у Брендибаков многие поколения родственников жили в относительном мире в родовом многотун-нельном поместье. Вообще-то все хоббиты живут кланами, и своими родственными узами весьма дорожат. Они составляют большие и запутанные генеалогические древа с бесчисленными ответв-лениями. Так что при общении с хоббитами важно помнить кто с кем в родстве и в какой степени. Но включить в эту книгу генеалогические древа (даже неполные) важнейших родов времен, о кото-рых пойдет речь, просто невозможно. Генеалогические древа в конце Алой Книги Западного Края составляют отдельный томик, содержание которого всем, кроме хоббитов покажется ужасно скучным. Но хоббитам такие вещи нравятся (если они хорошо составлены, конечно), так как они любят читать только то, о чем знают, написанное просто и ясно, без выкрутасов.
2. Относительно трубочного зелья.
Есть еще один поразительный факт относительно хоббитов. С давних времен у них есть странная привычка вдыхать дым курящейся травы при помощи глиняных или деревянных трубок. Траву эту они зовут трубочное зелье или же просто лист, и возможно это разновидность растения Nicotiana. Глубокой завесой тайны окутано происхождение этой традиции, или, как говорят хобби-ты, «искусства». Все, что можно найти по этому поводу собрано было в древности Мэриадоком Брендибаком (позднее – хозяином Баклэнда). А так как и он и табак Южного Фартинга сыграли свою роль в последующей истории, имеет смысл привести выдержку из предисловия к его книге «Травник Шира».
«Это – пишет он – единственное по-настоящему наше изобретение. Никто не знает когда хоббиты начали курить. Все семейные предания принимают этот факт как само собой разумеющее-ся. Веками народ Шира пробовал курить разные травы, более ароматные, или же более сладкие. Но считается, что собственно табак посадил у себя впервые Тоболд Хорнблауэр из Лонгботтома, что в Южном Фартинге, во дни Айзенгрима Второго, около 1070 Л. Ш. Табак из тех мест по-прежнему лучший в Шире, особенно сорта «Лонгботтомский лист», «Старый Тоби» и «Звезда Юга».
Как Старый Тоби нашел табак нигде не сказано, ибо сам он до последнего дня никому о том не рассказывал. О травах он знал много, но никогда не путешествовал. Поговаривают, что он пару раз наведывался в Бри по молодости, но вряд ли продвигался дальше. Вполне вероятно, что именно в Бри он и обнаружил табак, что и сейчас там хорошо растет на южных склонах холмов. Тамошние хоббиты считают себя первыми курильщиками, и хотя они во всем считают себя первее ширских хоббитов, коих они зовут не иначе как колонистами, в данном случае они кажется правы. И именно через Бри искусству курения научились и другие народы – гномы, скитальцы, волшебники и прочие странники, которые издревле проходили через это место. Домом и центром этого распространения является старая харчевня «Скачущий пони», которой с незапамятных времен владеет семья Баттер-буров.
И все же те наблюдения, что вел я в своем путешествии на юг убедили меня, что табак не есть наше коренное растение. Оно пришло в наши края с низовий Андуина, куда его, как я подозре-ваю, принесли из-за Моря люди с Дальнего Запада. В Гондоре табак растет повсеместно, он там выше и пышнее чем на севере, где он в диком виде не встречается, а растет лишь в теплых, солнеч-ных местах, таких как Лонгботтом. Люди Гондора зовут его сладким галенитом, и ценят его ис-ключительно за запах цветов. По Гринуэю пришел табак и к нам где-то между возвращением Элен-дила и нашим временем. Но даже дунедайны Гондора признают: набивать трубки табаком первыми стали именно хоббиты. Даже волшебники познали сие искусство позже нас. Впрочем, один мой знакомый волшебник знает это искусство с давних пор, и весьма в нем искусен, как, впрочем, и во всем другом, что он делает».
3.Об устройстве Шира
Как уже отмечалось, Шир состоит из четырех четвертей или фартингов: северного, южного, восточного и западного. Те в свою очередь делятся на множество местечек, которые все еще носят имена старинных фамилий первенствовавших некогда в тех местах, хотя ко времени нашей истории представители этих древних родов могли селиться и за пределами своих исконных поселений. Так, почти все Туки живут в Туклэнде, но другие семьи – такие как Бэггинсы или Боффины – не соблю-дают этого обычая. За пределами фартингов располагаются Западный и Восточный края: Баклэнд (см. главу 5 Книги Первой) и Западный Край, что был присоединен к Ширу в 1462 Л. Ш.
В Шире того времени не было никакого «правительства». Все семьи занимались исключи-тельно своими делами. Выращивание и поглощение пищи занимало почти все время. Что до осталь-ного, то они не были жадны, и отличались великодушием, а также умеренностью, так что все их по-местья, фермы, мастерские и лавки сохранялись в неизменном виде из поколения в поколение.
 Помнили они конечно старые традиции, связанные с верховным королем Форноста, кото-рый хоббиты звали Норбери, и находился он к северу от Шира. И хотя уже тысячу лет короля и в помине не было, да и руины Норбери успели порасти травой, хоббиты по-прежнему ставили в укор разным диким народам и злобным тварям (вроде троллей), что они не подчиняются королю. Королю приписывались и все их немногие древние законы и эти законы были как правило, добровольными, и хоббиты звали их Правилами, древними и справедливыми.
Не секрет, что самой уважаемой семьей издревле были Туки. За много веков до нашей исто-рии получили они место тэна (от Олдбаков ), и с тех пор старейшина рода Туков неизменно занимал это место. Тэн созывал вече, руководил набором в ополчение, да и самим ополчением. Но так как все эти обязанности возлагались на него только в случае какой-либо угрозы, коей давно уж не на-блюдалось, должность тэна стала просто почетным титулом. Тем не менее клан Туков оставался очень уважаемым, ибо он был многочисленным и чрезвычайно состоятельным, а кроме того, все представители Туков были приверженцами вполне определенных привычек, а также обладали стойкостью и склонностью к приключениям и авантюрам. Что до последнего, то эту склонность прочие хоббиты скорее терпели, нежели одобряли. Впрочем, все равно, по традиции, главу клана звали по имени, а иногда (если была необходимость) добавляли порядковый номер, например Ай-зенгрим Второй.
Единственным олицетворением власти в Шире в то время был мэр Микел Дельвинга (и всего Шира), которого избирали на Вольной Ярмарке на Белых Холмах, в день Лит, что еще зовет-ся Ивановым днем. Его обязанности сводились к посещению различных празднеств и торжеств, ко-торые в Шире проходили довольно часто. Кроме того он был Почтмейстером и Первым Ширриф-фом, что означало, что он совмещал обязанности начальника почты и охраны. То были единствен-ные ширские службы, и первая пользовалась куда большим спросом. Далеко не все хоббиты владе-ли грамотой, но уж те, кто владели, регулярно писали письма тем, кто жил дальше послеобеденной прогулки.
Что до Ширриффов, то так хоббиты звали то, что напоминало нашу полицию. Формы у них никакой не было (ибо хоббиты о форме и не слыхивали), единственным знаком отличия было перо на шляпе. По правде сказать, они были больше пастухами, чем полицейскими, ибо по большей час-ти они занимались розысками заблудшего скота, а вовсе не людей. На весь Шир их было всего 12 по три на каждый Фартинг, это, понятно, для внутренних дел. Ну а на границе работало народа по-больше, там время от времени они «простукивали границы», поглядывая, чтобы пришлые, всех сор-тов и размеров, не натворили бед.
Во дни нашей истории, число Бедокуров, как их называли, заметно увеличилось. Отовсюду шли сообщения о странных личностях и созданиях, праздношатающихся близ границ, а то и пере-секающих их: то был первый признак того, что все идет не так, как должно быть, и как было всегда, за исключением сказочных и легендарных времен из далекого прошлого. Мало кто обратил на них внимание, и даже Бильбо не имел не малейшего представления, что все это значит. Между тем, уж 60 лет минуло с тех пор, как он вернулся из своего памятного путешествия, и он был уже стар даже по хоббитским меркам, а ведь хоббиты нередко доживают до ста лет, да к тому же, вспоминали и его богатство, что он привез из дальних странствий. Но сколько именно – много или мало – никто, даже его любимый племянник Фродо, не знал. И то кольцо, что он нашел, он хранил в секрете.
4.О том, как было найдено Кольцо.
 В книге «Хоббит», говорится, как однажды в дверь к Бильбо постучался великий волшебник Гэндальф Серый, а с ним тринадцать гномов, а именно Торин Оукеншильд, потомок королей, а также 12 его товарищей, в изгнании. В этой компании, Бильбо, к вящему своему удивлению, отпра-вился апрельским утром 1341 года Л.Ш., отправился на поиски несметных сокровищ из гномьих со-кровищниц короля Под Горой под Эребором, в Дейле, далеко на востоке. Поход был успешным, дракон, охранявший сокровища, был убит. Но даже несмотря на то, что впоследствии разгорелась Битва пяти армий, в которой пал Торин, и много славных дел свершилось тогда, вряд ли эта исто-рия привлекла бы внимание, и заслужила нечто большее кроме простого упоминания в длинных ан-налах событий Третьей эпохи, если бы не «происшествие» в пути. По пути в Дикий Край, в Туман-ных Горах отряд подвергся нападению орков, и случилось так, что Бильбо заплутал в орочьих тун-нелях, и во время своих бесплодных поисков выхода, он нащупал в темноте кольцо, лежащее на по-лу. Недолго думая, он положил кольцо в карман. Тогда это показалось ему лишь небольшим везени-ем.
Пытаясь отыскать выход, Бильбо добрался до самых корней гор, и брел, пока не оказался в тупике. В конце туннеля было холодное озеро, недоступное свету, и в воде – каменный островок, где жил Голлум. Голлум был маленькой омерзительной тварью: он передвигался на своей лодчонке туда-сюда, гребя своими длинными задними лапами, он высматривал своими круглыми, как плош-ки, глазами слепых рыб и выхватывал их из воды длинными пальцами, а затем пожирал их сыры-ми. Он не брезговал ни одним живым существом, даже орком, если удавалось поймать его и уду-шить без борьбы. У него было тайное сокровище, что пришло к нему давным-давно, когда он еще жил наверху: золотое кольцо, которое делало своего владельца невидимым. Это была единственная вещь, которую он любил, его «прелесть», и он всегда говорил с ним, даже если не носил с собой. Хранил он его в норе на острове, и надевал только на охоту, да для слежки за орками.
Если бы кольцо было у Голлума с собой, он напал бы на Бильбо сразу же. Но кольца у него с собой не было, а хоббит держал в руке эльфийский нож, который он использовал как меч. Так что, чтобы выиграть время, Голлум предложил Бильбо сыграть в загадки. Условия были таковы: если Бильбо не сможет ответить на его загадку, он убьет его и съест, а если же Бильбо победит его, то он выполнит его просьбу: покажет выход из туннеля.
Так как Бильбо потерялся в темноте и не мог продвигаться ни вперед ни назад, ему при-шлось согласиться. Они загадали друг другу немало загадок. Бильбо в конце концов победил, в ос-новном благодаря своей удаче, ибо размышляя над последней загадкой, он нащупал в кармане по-добранное кольцо, о котором уже позабыл и спросил вслух: «Что такое у меня в кармане?». На это Голлум не смог ответить, хотя предпринял три попытки.
Знатоки спорят, можно ли считать такой вопрос загадкой согласно строгим правилам Игры, но все соглашаются в том, что приняв его и не отгадав, Голлум должен был выполнить свое обе-щание. И Бильбо, естественно настаивал на выполнении обещания, так как ему пришло в голову, что эта скользкая тварь обманула его, даже несмотря на то что с древних пор такого рода обещания были священны для всех, кроме разве что самых злобных и бесчестных тварей. За века одиночест-ва в темноте, сердце Голлума почернело, в нем поселилось вероломство. Он отплыл назад, к остров-ку, о котором Бильбо не догадывался, неподалеку в мутной воде. Там, как он думал, лежало кольцо. Он был голоден и зол, и как только его прелесть окажется с ним, ему не будет страшно ни одно оружие на свете.
Но кольца на острове не оказалось, он потерял его, оно ушло от него. От его визга по спине Бильбо пробежали мурашки, хотя он все еще не понимал, что происходит. Зато Голлум разгадал на-конец загадку, но слишком поздно. «Что у него в кармаш-ш-шке?» кричал он. Его глаза загорелись зеленым пламенем, когда он разгонялся, чтобы убить хоббита и вернуть прелесть. Тут Бильбо уз-рел опасность и помчался со всех ног прочь от озера, не разбирая дороги, и вновь он был спасен благодаря удаче, ибо на бегу он сунул руку в карман и кольцо скользнуло на его палец. И таким образом Голлум перескочил через него даже не заметив и бросился стеречь выход чтобы не дать «вору» ускользнуть. Бильбо осторожно последовал за ним, и слушая его проклятья и шептания с самим собой о «прелести», догадался о многом, и надежда блеснула во мраке: он нашел волшебное кольцо, а вместе с ним шанс спастись от орков и от Голлума.
Наконец они остановились у незримого выхода, который был ничем иным, как нижними во-ротами шахт, находившимися с восточной стороны гор. Здесь Голлум затаился и стал принюхивать-ся и прислушиваться. И тут на Бильбо нашло искушение пронзить его своим мечом. Но жалость остановила его, и хотя он взял кольцо, в котором была его единственная надежда на спасение, но он не стал использовать его чтобы убить жалкое создание в невыгодном положении. В конце концов он собрал волю в кулак и перепрыгнув через Голлума бросился бежать вниз по туннелю, преследуе-мый вражескими криками полными ненависти и отчаяния: «Вор, вор! Бэггинс-с-с вор! Ненавис-с-стный, ненавис-с-стный, навс-с-сегда, навсс-сегда !»
Интересно, что совсем не так рассказал Бильбо эту историю своим компаньонам. Он расска-зал им, что Голлум будто бы пообещал ему подарок, если он победит в игре, но когда Голлум от-правился за ним на остров, он обнаружил что сокровище (волшебное кольцо, которое он получил в подарок на день рождения много лет назад) исчезло. Бильбо догадался, что это было то самое коль-цо, что он ранее нашел в туннеле, и так как он выиграл игру, оно теперь было его по праву. Но так как он заблудился, то ничего не сказал Голлуму, а потребовал показать выход вместо подарка. Та-кую версию Бильбо записал в своих мемуарах, и, кажется, даже после Совета у Элронда, он не из-менил ее. В таком виде она все еще присутствует в оригинале Алой Книги, а также в некоторых ее копиях и пересказах. Впрочем, многие копии содержат подлинную историю (в качестве альтерна-тивной), полученную, без сомнения, от Фродо или Сэмуайса, которые знали правду, но не желали исправлять то, что написал старый хоббит.
Гэндальф, впрочем сразу же не поверил первой истории, как только услышал ее, и по-прежнему очень интересовался кольцом. В конце концов он вызнал у Бильбо подлинную историю после долгих расспросов, из-за чего их дружба слегка пошатнулась на время, но чародей считал, что правда важнее. И хотя он ничего не сказал Бильбо он также считал важным, и весьма беспокоя-щим тот факт, что почтенный хоббит солгал в первый раз: столь это противоречило его привычкам. Во всяком случае, идея «подарка», не была похожа на хоббичью. Он подозревал, что Бильбо пере-нял ее от Голлума, так как тот не раз называл кольцо «подарок на день рождения». Это тоже каза-лось Гэндальфу странным и подозрительным, но как мы увидим далее он не мог докопаться до истины в этом вопросе много лет.
Что до дальнейших приключений Бильбо, нет нужды пересказывать их здесь. При помощи кольца, он спасся от орочьей стражи в воротах, и присоединился к своим компаньонам. Он много раз использовал кольцо, в основном для помощи друзьям, и все же хранил его в секрете так долго, как только мог. Вернувшись домой он ни с кем не говорил насчет кольца, кроме Фродо и Гэндаль-фа, и никто больше в целом Шире не знал о нем, вернее так думал сам Бильбо. И только Фродо по-казывал он свой рассказ о Путешествии.
Свой меч, Жало, Бильбо повесил над камином, а чудесную кольчугу, подарок гномов из со-кровищницы дракона, отдал на хранение в музей в Микел Дельвинге, тот, что звался Маттом-хаус. Но он по-прежнему хранил в ящике комода в Бэг-Энде старый плащ с капюшоном, который он носил во время своего путешествия, и кольцо на специальной цепочке всегда было у него в карма-не.
Он вернулся домой, в Бэг-Энд, 22 июня в возрасте 52 лет (1342 Л.Ш.), и ничего примечатель-ного не происходило в Шире, пока мистер Бэггинс не начал приготовления к празднованию своего сто одиннадцатого дня рождения (1401 Л.Ш.). С этого момента и начинается наша история.
Заметка о хрониках Шира.
В конце Третьей Эпохи та роль, которую хоббиты сыграли в великих событиях, приведших к включению Шира в состав Возрожденного Королевства, всколыхнула средь них широкий инте-рес к их собственной истории. Многие традиции, легенды, предания, до той поры изустные, стали собираться и записываться. Многие роды также оказались вовлечены в события, которые имели значение для Королевства в целом, и потому их члены стали изучать его древнюю историю и леген-ды. К концу первого века Четвертой эпохи в Шире было уже достаточно собраний исторических книг и хроник.
Самые большие собрания находились в Андертауэрс, Великих Смиалах и в Бренди Холле. В основном события конца Третьей Эпохи, о которых будет поведано здесь, изложены в Алой Книге Западного Края. Этот ценнейший источник сведений об истории Войны Кольца назван так потому, что он долгое время хранился в поместье Андертауэрс, принадлежавшем роду Фэрбэрнов, Хранителей Западного Края(См. Приложение В, года1451, 1462, 1482 и примечание в конце Приложения С. – прим. автора). В ее основе – подлинный дневник Бильбо, который он взял с собой в Ривен-делл. Фродо вернул его в Шир, вместе с другими разрозненными записями, и в 1420-21 гг. Л. Ш. он дополнил его своим рассказом о Войне. Для большей сохранности, он составил три больших тома и, добавив к ним то, что написал Бильбо, обернул их в алую кожу, подаренную некогда Бильбо. К четырем основным томам позднее был добавлен пятый, в котором содержались комментарии, ге-неалогия, и прочая информация о хоббитах – членах Братства.
Подлинная Алая Книга не сохранилась, но было сделано много копий ее, особенно первого тома, специально для потомков мастера Сэмуайса. Впрочем, самая важная копия имела иную судь-бу. Ее сделали в Гондоре, возможно по просьбе правнука Перегрина, в 1592году Л. Ш.(172 г. Ч. Э.), и хранилась она в Великих Смиалах. Переписчик добавил к ней такое примечание: «Финдегил, ко-ролевский писец закончил эту работу в IV 172. Это точная копия со всеми подробностями книги Тэ-нов в Минас-Тирите. Та книга была копией Алой Книги Переаннат, сделанной по просьбе короля Элессара, и привезенной ему Тэном Перегрином, во время его путешествия в Гондор в IV 64».
Книга Тэнов таким образом была первой копией Алой Книги, и содержит многое из того, что позднее было опущено или утрачено. В Минас-Тирите было сделано много примечаний и ис-правлений, особенно по части имен, слов и изречений на эльфийских наречиях, а также была добав-лена та часть «Истории Арагорна и Арвен», которая не имела прямого отношения к Войне Кольца. Эта история была изложена Барахиром, внуком Фарамира, Наместника Гондора, через какое-то время после смерти короля. Но главное достоинство копии Финдегила в том, что только она содер-жит полную версию книги Бильбо «Переводы с эльфийского». Этот трехтомный труд обнаружива-ет огромное мастерство и эрудицию, и в нем Бильбо использовал все доступные ему в Ривенделле источники, как письменные, так и устные. Эти сказания в основном относятся к Древним дням, и потому Фродо почти не использовал их в своем повествовании, и здесь они не приведены.
После того как Перегрин и Мэриадок возглавили свои кланы, они не оставили связей с Роха-ном и Гондором, и их родовые библиотеки в Баклберри и Тукборо пополнились трудами, не во-шедшими в Алую Книгу. В Бренди Холле содержится много трудов об Эриадоре и по истории Ро-хана. Некоторые из них были составлены или же начаты самим Мэриадоком, хотя в Шире его в ос-новном помнят как автора «Травника Шира» и трактата «О летоисчислении», в котором он рассу-ждает о связях между календарем Шира и Бри с календарями Ривенделла, Гондора и Рохана. Он также написал небольшой научный труд под названием «Старые имена и названия в Шире», в кото-ром особенно интересным представляется открытие родства с языком рохирримов таких «чисто ширских» слов, как маттом, а также старых элементов географических названий.
В Великих Смиалах хранились книги менее интересные для населения Шира, но имеющие огромную ценность для большой истории. Сам Перегрин не писал их, но он и его наследники со-брали немало манускриптов, написанных писцами Гондора. В основном то были копии или же пе-ресказы историй и легенд об Элендиле и его наследниках. Это было единственное место в Шире, где можно было найти исчерпывающие материалы по истории Нуменора и появления Саурона. Возможно именно в Великих Смиалах родилась «Хроника лет»( В самом сокращенном виде она представлена в приложении С, так же, как и события конца Третьей Эпохи. – прим. автора), позже дополненная теми материа-лами, что были собраны Мэриадоком. Хотя даты в ней даны весьма приблизительно (особенно это касается событий Второй Эпохи), она все же заслуживает внимания. Возможно, что Мэриадок по-лучил некоторые сведения из Ривенделла, где он бывал неоднократно. Там после ухода Элронда остались его сыновья, а также некоторые Высокие эльфы. Говорят также, что Келеборн жил там неко-торое время после ухода Галадриэли; но нет никаких записей о дне, когда он наконец достиг Серых гаваней, и с ним последняя живая память Древних дней покинула Средиземье.