Скептицизм

Александр Товберг
А.Товберг

Скептицизм

В свои неполных 50 лет Фома Фомич был законченным,.. нет, не пропойцей, - скептиком, хотя, аналогии здесь уместны. Формула «не верю!» служила ему во всех жизненных ситуациях. Один известный афорист как-то обронил, что «скептицизм – это опьянение трезвостью». Следуя этой логике, можно сказать, что Фома Фомич находился в постоянном запое. Конечно, наш персонаж гордился своим двукратным тезоименитством с персонажем библейским. Но библейский Фома уверовал во Христа только после того, как вложил персты свои в раны его. А вот окажись на его месте наш Фома Фомич… Что ж, он бы поступил так же – вложил бы персты в раны, увидел бы кровь, потёр бы её пальцами, возможно, поднёс бы к носу, понюхал, а затем пожав плечами сказал бы:
-А что, собственно говоря, это доказывает?..
После чего брезгливо отёр бы ладони и – удалился бы с равнодушным лицом.
Атеизм Фомы Фомича в какой-то мере даже граничил с анархизмом в его упрощённом, обывательском понимании. Не верил он ни в Бога, ни в Дьявола, верил только марксову тезису о том, что «религия – опиум для народа». Однако же всякому человеку требуется хоть частичка веры, хоть во что-нибудь – в судьбу, в свою непохожесть на других, в то, что солнце завтра снова встанет и т.д. и т.п. Вера Фомы Фомича была верой в безверие.
-Где ваш бог? – вопрошал Фома Фомич? – Почему он молчит? Почему он не явится мне лично и не скажет: «Вот он я! Сейчас я пожму тебе руку, Фома, и сотворю чудо!» А? Вот то-то же!
Может, потому Бог, видя такое нехорошее состояние души своего подопечного, и не старался ему навязываться. А вот этот непоседа Дьявол… Но давайте по порядку.
Когда однажды Фома Фомич возвратился домой со службы и войдя к себе в квартиру, обнаружил в ней некое существо, отдалённо напоминающее чёрта, то, естественно, не поверил.
Существо было одето густым, чёрным, курчавящимся мехом, имело небольшие рожки, поросячье рыльце вместо носа, хвост с кисточкой и козлиные копытца. Оно сидело за кухонным столом, и в щёлочках его глаз взблёскивали адские огоньки.
-Я давно жду вас, Фома Фомич, - произнесло существо тёплым, мягким голосом, - что-то вы сегодня задержались.
-Во-первых, - грозно начал Фома Фомич, - не ваше дело, где, с кем и почему я задержался, а во-вторых, как вы пробрались в мою квартиру?
-А, - махнуло существо рукой с коротенькими худыми пальцами, больше похожей на птичью лапку. – Можете называть этот способ перемещения нуль-транспортировкой или энергетическим переносом сути, как пишут ваши фантасты.
-Я не читаю фантастику, - отрезал Фома Фомич.
-Зря, - слегка обиделось существо, - в ней можно почерпнуть очень много полезной информации. В частности, и про нас, чертей, и про Хозяина.
-Так вы чёрт? – Фома Фомич скептически усмехнулся. – Я, знаете ли, в чертей не верю. Это всё чушь свинячья.
-Я попросил бы вас не оскорблять меня, - умиротворённо произнёс чёрт, - я всё-таки при исполнении.
-Ха-ха-ха! – выдал Фома Фомич, - Чёрт при исполнении. Ха-ха-ха!
Чёрт удивился:
-А что во мне такого смешного? – он оглядел себя с рогов до копыт в маленькое зеркальце, попутно извлечённое откуда-то из себя, и удовлетворённо хрюкнул.
-Ну-ну, - успокоился наконец Фома Фомич и присел за стол напротив. – И что вас ко мне привело?
-Меня к вам послал Хозяин, чтобы кое-что предложить. – Чёрт вынул из внутреннего кармана своего меха большую кожаную папку, - из кожи первосортных грешников, - с удовольствием сообщил он, погладив лапкой поверхность папки. Затем он раскрыл её и извлёк лист рыжеватой бумаги, попахивающий серой. В верхней части листа витиеватыми старинными буквами было написано «Договор», внизу – места для подписей и печати. Стандартный бланк.
-Хотите, - сказал чёрт, - заключить договор об отпущении грехов с Дьяволом?
-Послушайте, - возразил Фома Фомич, - разве Дьявол вправе отпускать грехи?
-Ну-у, - заюлил чёрт, - о смягчении наказания.
-Опять чушь какая-то! - уверенно заявил Фома Фомич. –Я не верю ни в чертей, ни в Дьявола, ни, тем более, в какой-то там договор. Понимаете, вас нет! Вы не существуете! Может быть, я выпил лишнего…
-Там, где задержались, - подсказал чёрт.
-Не ваше дело, чёрт вас подери! Но вы просто моя галлюцинация, и завтра я пойду на приём к доктору.
-Не ругайтесь моим именем! – воскликнул чёрт, - Это неэтично! В конце концов, можете меня пощупать.
Фома Фомич основательно пощупал визитёра, отчего тот взвизгнул и задёргался.
-Довольно, довольно, я щекотки боюсь!
Фома Фомич убрал руки и брезгливо отёр их о штаны.
-Верите теперь? – успокоившись, спросил чёрт.
-Во что?
-В меня.
-В тебя? – Фома Фомич поскрёб в затылке, - Да не знаю. Это ведь ровным счётом ничего не доказывает.
-Как так? – возмутился чёрт. – Я же есть! Я тут! Я с вами беседую! – закипятился он.
-Мои ощущения могут подводить меня, - спокойно заметил Фома Фомич.
-К вам что, каждый день являются черти?
-Нет, конечно, потому я и решил, что вы мне только кажетесь.
-Боже мой, какой идиот! – заверещал, вскочив со стула, чёрт.
И в ту же секунду его охватило синим пламенем. Он взвыл, забегал по комнате и – осыпался кучкой пепла. В кухне сильно завоняло паленым мехом.
-Сам дурак, - сказал Фома Фомич, - ещё и вонючий. – Он скептически хмыкнул и собрался было смести остатки чёрта в лопатку, чтоб выбросить в мусорное ведро, но голос позади остановил его.
Фома Фомич обернулся. На том самом месте, где только что сидел чёрт, проявлялась фигура очередного гостя – высокого мужчины с аристократическими чертами лица, со звериными, похожими на кошачьи, глазами. За спиной у него поблёскивали иссиня-чёрные большие крылья.
Фома Фомич удивился не столько незнакомцу, сколько именно этим его крыльям.
Мужчина перехватил взгляд Фомы Фомича и ответил на безмолвный вопрос:
-Я же – ангел, хотя и падший, - и сразу перешёл к делу. – Вы, уважаемый, только что убили моего слугу. Он был неплохим работником, с обязанностями справлялся,.. иногда.
-Я убил? – возмутился Фома Фомич, - Да я его пальцем не тронул, пощекотал только чуть-чуть. Он сам сгорел синим пламенем, едва только о Боге упомянул.
-Всё верно, но вы ведь его подтолкнули к неадекватным действиям. Или вы считаете, что у вас, человеков, есть нервы, а у нас, служителей геенны, их нет? Ошибаетесь, дорогой мой, ошибаетесь. А теперь скажите мне, по какой причине вы отказались подписать договор? Вы ведь грешник, жуткий грешник, а этот договор даёт возможность смягчить наказания в Аду, предоставляет вам ряд льгот. Что вам, чёрт, возьми, ещё нужно?! Напишите под мою диктовку текст, поставьте подпись и вы – донор. А, между прочим, заслуженным донорам вообще снимается большая часть грехов.
-Донор, как это? – спросил Фома Фомич, - мне ваш посланник об этом ничего не говорил.
-Конечно, вы же не дали ему успеть сказать всё.
-Это его проблемы.
-Нет, дорогой вы мой, это теперь ваши проблемы, - усмехнулся мужчина, - но поясню. Понимаете, особо опасным грешникам мы делаем переливание крови.
-Зачем?
-Не перебивайте, пожалуйста.
-Я не перебиваю, но должен же я всё знать.
-Всё никто не знает, даже Сам.
-Кто – Сам?
-Неважно.
-Да как же не важно…
-Заткнитесь, пожалуйста. Я продолжаю. Переливание делается для того, чтобы достичь одной из самых высоких степеней мучения. Заменить мёртвую кровь живой – о! – мужчина цокнул языком и мечтательно улыбнулся, - великолепная пытка. Скажу по-секрету, разработка лично моя.
-Вы, однако, ещё и рационализатор, поздравляю, - скептически выдал Фома Фомич и резонно добавил: -А какая же тогда самая высокая степень этой вашей пытки?
-Слишком много хотите знать, дорогой мой, а это чревато, - мужчина на секунду задумался, - а впрочем, вершина пытки – переселение живой души в мёртвую. Если не хотите испытать это на себе – пишите и подписывайте.
-Но зачем? – наивности Фомы Фомича не было предела.
-Вы хотите и из меня идиота сделать? – повысил голос мужчина. – Вы, очевидно, не верите, что я – Дьявол? Смотрите! – и он взглядом испепелил шкаф с посудой.
Фома Фомич обиделся. Всё-таки шкаф был почти новый, да и посудой он ещё неоднократно бы попользовался.
-Ну и что! – сказал тогда он. – Ваши дурацкие фокусы ровным счётом ничего не доказывают. Вот так!
-Это не фокусы, а проявления могущественной тёмной силы! Аз есмь Дьявол, Вельзевул вас подери! – вскочив со стула, как недавно чёрт, Дьявол, в отличие от него, не испарился, а заходил по комнате. Но быстро взял себя в руки, остановился посреди комнаты и посмотрел на Фому Фомича, сдерживаясь, чтобы не испепелить его. Испепелять грешников не входило в его компетенцию, так как за самоуправство можно было схлопотать по шее от Самого. Можно только попугать, но Фома Фомич упорно не желал пугаться.
-Подумаешь, - Фома Фомич открыто взглянул Дьяволу в глаза и выдал убийственные аргументы, - ваши проявления «тёмной силы» называются обыкновенным самовозгоранием. Оно могло произойти и по естественным причинам и, следовательно, его можно проанализировать с научной точки зрения.
-Значит, вы продолжаете не верить в меня?
-Совершенно верно.
-Но тогда почему же, следуя вашей логике, вы не подпишете договор, коль всё происходящее – сон или галлюцинация?
Лишь на секунду Фома Фомич смутился, но тут же выдал:
-Я, знаете ли, и на службе мало кому подписываю. Зачем мне подписывать, если я в вас не верю?
-Смотрите, - Дьявол придумал новое доказательство. Он взял нож и резанул им себе по тыльной стороне ладони. Из пореза засочилась кровь. –Видите, - протянул он руку, - это МОЯ кровь. Можете вложить персты в рану.
Фома Фомич подумал, вложил, посмотрел,.. да, несомненно, это кровь. Он взял договор и – вытер им пальцы.
-А что, собственно говоря,.. – начал он.
-Собственно говоря, ничего, - перебил его Дьявол и сразу как-то поникнув, ссутулившись, добавил, - ровным счётом ничего это не доказывает. Но только пока, пока. Погодите, вы ещё попадёте ко мне. Жаль, что Он Сам дал вам, людишкам, свободу выбора. А нето я бы уже сегодня забрал вас к себе и приговорил бы к высшей степени пытки. А пока – до встречи, дорогой мой, до встречи.
И Дьявол хлопнул крыльями и – исчез.
Фома Фомич саркастически ухмыльнулся и взялся за уборку. Пепел чёрта и шкафа он смёл в лопатку и высыпал его в помойное ведро, в него же сунул и папку с договорами. Оставалось только забыть об этом случае, что Фома Фомич и сделал, поскольку в свои неполных 50 он был законченным скептиком и не верил во всякую ерунду.
…У себя в Аду Дьявол отдыхал после пережитого эмоционального стресса, баюкал перебинтованную руку и думал о вечном – о том, как всё же нелегко управляться с этими человеками. С мёртвыми – ещё куда ни шло, а вот с живыми…

22 ноября 1994