Лурия

Алекс Большои
Лурия.
....................

Господин Лурия проходите. Добрый день. Распологайтесь. Приятная погода сегодня неправда ли ?
Пациент, насупившись, стоял в проходе и не как не мог сделать правильный выбор между думя креслами у моего стола. Старенький, худенький, седой как одуванчик был он типичной демонстрацией «бестыжести» старческого слабоумия. Человек способный еще стоять и самостоятельно перемещаться в пространстве и во времени, был не в состоянии понять какой из двух стулов предназначался врачу, а какой ему. Можно сказать «надежно заблудиллся» среди двух стульев. Пришлось встать и проветси его за руку к ближнему для него и помочь сесть.
«Так господин Лурия....Какая у вас необычная фамилия?!»
«Обычная еврейская фамилия. Ничего необычного я в ней не вижу.»
Я улыбнулся и продолжил «Ну не скажите господин Лурия. Не скажите. Для моего русского происхождения и прежде всего русского образования – это звучит именем великого человека. Того кто был известен единицам, но даже этого было достаточно, что бы понять его гениальность. Гигант спрятанный, украденный советским государством от мировой цивилизации.»
Одуванчик поморщился и нравоучительно ответил «Ну вы не рассматривайте изолляцию как зло.... Для гениальности - очень часто единственно возможное условие необгаженной кристализации...Многие великие сознательно отрешались от окружения.... А этот ваш Лурия которого у вас....Как вы там сказали? Где это все имело место?»
«В России господин Лурия. В советской еще России.»
«России говорите... А вспомнил! Конечное есть такое государство. А она что уже не советская?»
«С недавних времен даже очень и не советская.»
«Ну я этого не знал! Надо же!»
«Я думаю господин Лурия, что вы это знали, но забыли. Вот признайтесь вы ведь не помните как вы сюда сегодня приехали?»
«Нет не помню...» Болезненно сморщившись ответил старичок.
«А про что вы помните?»
«Да про все важное....»
«Например.» Настаивал я.
«Вот к примеру мой перстень. Знаете что это на нем?»
Я взглянул на протянутую в мою сторону кисть «Звезда Давида.»
«Это вам так кажется...А вы кто?»
«Я доктор господин Лурия и вы у меня сегодня для экспертизы.»
«Аааааа....Так я про что тут?»
«Вы про звезду Давида с перстня.»
«Ну это вы точно меня обманываете! Я никогда этот символ звездой Давида не называю! Это доктор -крест. Звезда есть изображение внешнее, а крест – силы внутрение. Ясно?»
«Да господин Лурия. В какой то мере я могу понять ваш интерес и знания в этой области, учитывая, что вас ко мне привели вашие ученики.»
«Мои ученики? Последних таких я видел лет...Много лет назад.»
«Ну слава тебе гсоподи, что они у вас еще не закончилсиь. Вот в коридоре вас ждут трое. Учитывая вашу бездетность и так сказать одинокость, мне порученно проверить возможность вашего дальнейшего самостоятельного проживания. Конечно при условии если ваши ученики и дальше будут о вас заботиться. В чем эти многоуважаемые господа документально уже объязались Что вы по этому поводу думаете?»
«Я думаю.... Знаете доктор не могли бы вы по проще вопросы задавать?»
«Например господин Лурия? Например? Какой вопрос по проще вам кажется?»
«Ну спросите о ограниченности трактовки карательности в христианского-еврейском понимании негативной потенции в божественном.»
«Да! Вы думаете что вы еще сегодня сумеете закончить такую трактовку дорогой господин Лурия? У меня ведь семья и мне спать иногда надо.» Улыбаясь и смотря на свои часы ответил я старичку.
«А вы хитрец! Раз поняли, что вопрос большой долгий. Может и не очень умный....Но не дурак...Хотя бы потому что поняли приблизительно о чем тут может зайти.»
«Ну дорогой господин Лурия, я ведь ...Ну да ладно. Мне все же кажется что вопрос этот не такой простой по сравнению с тем, что вы не помните своих учеников. Вам не кажется странным что вы какие то моменты, прежде всего те что вот только что недавно имели место, уже и не помните, а вот такие огромные штуки из теологии можете на лету обсуждать?»
Старичок задумался « Знаете если бы жизнь...та что сейчас мне была бы нужна в решениях того, чем я живу уже много десятилетий, я бы это знал. Вы же спрашиваете меня о мелочи, отсутствие которой я и не замечаю при своем анализе.»
 
«Значит вы замечаете только то, что вам необходимо для вашего анализа? А то что вы не помните на чем вы приехали, то что вы не помните какой сегодня день, то что вы не знаете кто сейчас королева Голандии, все это неважно и не сказывается на вашем анализе вопросов вашей теологии?»
«Совершенно верно док! Вы толковый парень. Жаль что поздно для вас начать заниматься в моей школе.»
«Чего так?! Мне всего четыре десятка.»
«Ну если бы вы лет тридцать назад со мною познакомились бы....то дальше никто вам уже и не нужен был бы....А так поздно! Не просите!»
«Хмммм Ну да ладно. Вы господин Лурия исходно меня недооцениваете. Я в свое свободное время очень даже занимаюсь вопросами философии, эзотерики и теологии.»
«Ну да! В свободное время. Это дорогой док, работа в 24 часа. Даже во сне.»
«Ладно господин Лурия. Вы мне вот скажите, зачем это вы неделю назад газ включенным на кухне оставили? Ведь если бы не ваши соседи, и дым от сгоревшего супа, то могло бы .... Вы ведь это совсем и не помните? А?» Пристально взглянул я в его глаза.
Лурия отвел взгляд и ответил « А вы вот все помните? Вы вот свое рождение не помните?! А ведь важнейший момент всей вашей он был!»
«А кто такое помнит? Это нормально такое не помнить»
«Ну я вот например еще давно это вспомнил и до сих пор не забыл.»
«Это вам господин Лурия чудится что вы это помните.»
«Хммм. Все мои ученики такое помнят. И главное тут, то что мы к другим, вроде вас, и не пристаем с такими глуппыми вопросами. Помнится или нет? Память док как дефекация. То что не надо выбрасывается. Вот то что мне не надо и выбросилось.»
«Ну да! Значит сжечь целый дом, позабыв выключить газовую плиту, это вроде как дефекация?»
«Ну.... старик задумался. Набравшись смелости он выпалил « ДА! Так оно как бы и выходит. Меня такой я устраиваю. Если им такой боязен, так пусть уматывают.»
«Вот вот! Вы уж и не помните, но вы недавно точно такое выдали своим ученикам. И такими своими высказываниями ставите вы нас в сложную юридическую позицию. Вы отказываетесь от своих опекунов. Что же дорогой господин Лурия прикажете нам делать? Поместить вас в дом для престареллых? Насильно держать вас под опекунством я не могу, а в дом для престареллых вы и раньше не желали идти....Что будем делать гсподин Лруия?»
«Значит я тут завишу от так называемых учеников?»
«Да.»
«Давайте кого нибудь из них сюда. Я поговрю с ним и решу доверять или нет.»
Я позвал первого попавшего из трех, стоявщих в ожидании за дверьми.
Высокий бледный мужщина лет 45 вошел почти что на цыпочка в комнату. Стал с правой стороны господина Лурия. Достал платок и не спрашивая, но с глубоким почтением заботливо почистил капельки слюны скопившейся на подбородке у пациента. Старичок не обратил на это вообще никого внимания.
«Как вас зовут?» спросил я ученика.
« Я Хаем Клеинменс»
«Вы утверждаете что уже долгое время в учениках у мастера Лурия?»
«Да. Уже лет 40»
«Как вы знаете, ваш учитель имеет проблемы с короткой памятью, и он с трудом осознает кто еще в его учениках. С другой строны он готов и дальше оставаться под вашим уходом, но хочет поставить несколько вопросов.»
Господин Лурия ожил. Повернушись к ученику, с заговоршицким выражением он ткнул своим перстнем в ему лицо и спросил « Что значит этот знак?»
Ученик испугавшись, отпрянул « Мастер, вы же не ждете от меня, что бы я в присутствии непосвященного открыл бы значение этого знака?»
Господин Лурия застыв с протянутой рукой, все настоятельно ждал ответа.
Ученик заикась со страха продолжил « Это внешнее .....» он запнулся и с расширенными глазами блуждал между мною и учителем.
Я не выдержал и добавил « Это внешнее проявление креста»
Если бы ученика сразила бы молния, это вызвало бы меньшее удивление на его лице чем то что я сказал. «Откуда вы это знаете?!»
«Какая разница?» беспечно ответил
«Вы доктор даже не представляете, что вы сказали, раз так думаете» облегченно и с явной радостью ответил ученик. Господин Лурия ожил и совсем не к месту захихикал « Пошли домой Хаем, этот гой даже не понял величия сказанного. Даааа...ну что тут бисер метать то! Вы доктор и им вы умрете! Не смотря на то, что по вечерам, в ваше свободное время, вы так активно ананируете.»
«Вы что госпорин Лруия! Я читаю и занимаюсь по вечерам!»
«Вот и я о том же!»
«Ха господин Лурия! Вы вот все же помните что я вам еще минут пять назад сказал о своем хобби, а это уже не так плохо.»
«Ну да?!» Засмеялся дементирующий теолог « А вот про вас я такое сказать не могу. Вы мне кажетесь всеже значительно более безнадежным чем в начале нашего разговора.»
«А вы помните то начало?» язвительно спросил я.
«Нет!» гордо ответил господин Лурия.
«Ну знаете! Вы ничего тут не помните и тут так много в мой адрес себе позволяете. Вы что думаете, что этим своим крестом или как это...звездой Давида все решить можете?!» Почти что злобно воскликнул я.
Господин Лурия хитро и по заговрщический взглянул на ученика. Они вместе залились смехом. Оба указывая на меня пальцами свернулись в волнах смеха. На их смех в комнату заглянули двое других. Давясь смехом Хаем сказал им что то на иврите. Почти сразу же все в четвером с еще большим энтузиазмом продолжили весело смеяться.
Под весь этот шквал смеха, я собрал быстренько бумаги. Подписал их. И передавая Хаэму, утирающему слезы, и продолжающему время от времени поддергиваться от желания смеятся, я подитожил « Вы все тут одним миром мазаны. Вас всех пора в один дом, но учитывая что такого профиля у нас нет, и тот факт, что вы в таком доме сами себя уже добровольно поместили, я не возражаю против дальнейшего вашего опекунства.»
Они подхватили своего учителя под ручки и что то шепчась с друг другом, даже не попращавшись со мной вышли в коридор, всем совоим видом конкурируя с друг другом в выражении почтенности по отношению ведомого ими господина Лурия.
Я откинулся в своем стуле. Абсурдность всего тут только что увиденного не вписывалсь в мой многолетний опыт. С другой стороны он же мне и говорил «Не вписывай! Всему свое место и право на существование. Просто прими это как форму существующую. Не осуждай.» В этот момент из за двери в комнату заглянул Хаем. «Доктор учитель поросил дать вам шанс на любопытство. Так вот если бы вы поняли бы что вам сказал учитель то вы смогли бы...» он задумался на мгновение « К примеру вы смогли бы за несколько секунд расчитать характеристики траектории полета вашей пепельницы запущенной с вашего окна в направлении Марса, которая с точностью до нескольких милиметров там и при.... примарсилась бы. Это только то что вы сейчас могли бы представить себе, но в этом кажется и ваша проблема- вы сейчас не можете даже и представить всего остального. Что передать мастеру?»
«А что я должен сказать?»
« О вы кажется не такой безнадежный! Я придумаю что нибудь сам!» Дверь захлопнулась и я остался один в моей приемной комнате.
«Вот принимай тут слабоумных, дающих тебе шанс стать нормальным!»