Давно забытая инфекция

Александр Шириков
В Сороковой армии свирепствует вирусный гепатит. Кроме общеизвестных гепатита «А» и гепатита «В», войска захватила поголовная эпидемия гепатита «ни А ни В» и гепатита «Дельта». Санитарно-эпидемические отделы Округа принимают титанические усилия по обеззараживанию воды, в том числе и с помощью применения хлорпатронов. От этих усилий солдаты вместо воды фактически пьют раствор хлорной извести, но эпидемия не отступает, хотя заболеваемость брюшным тифом пошла на убыль. Я все больше и больше прихожу к мнению, что грязная вода в заболеваемости гепатитом не играет особой роли. Видимо все мы в детстве инфицируемся вирусом гепатита, и этот вирус обитает в наших клетках в спящем виде до тех пор, пока человек не перенесет жестокий стресс, который и является пусковым механизмом заболевания. Аналогия с туберкулезом, однако, корифеи медицины пока этого не признают, но именно над этой проблемой я и работаю. Завтра с утра заседание КИЛИ в патлогоанатомическом отделении госпиталя. КИЛИ - это комиссия по изучению летальных исходов. Вот такое название. Умер «лимон» - желтушный пациент. Сначала вскрытие, а затем врачебная конференция, т.е. подробный разбор истории болезни и тут же раздача слонов. Слон - это не подарок.

Скупо звучат слова из истории болезни, которая закончилась смертью: рядовой такой-то, в бою получил огнестрельное ранение..., оказана первая врачебная помощь..., самолетом эвакуирован, госпитализирован..., при обследовании обнаружено..., объективно отмечалось повышение температуры до..., лихорадка видимо из-за гнойно-септических осложнений, выраженная желтушность кожных покровов..., оперирован ...проведена ревизия органов брюшной полости, ... обнаружено.... Послеоперационный период протекал..., состояние не улучшалось..., на такой-то день появились признаки..., диагностировано наличие внутреннего кровотечения, ...в сыворотке крови продукты деградации фибриногена,...повторная ревизия брюшной полости..., смерть наступила...
Монотонные слова из рукописного текста толстой истории болезни, труп крупного мужчины на секционном столе, запах формалина и смерти. Вокруг члены КИЛИ и лечащие врачи. Здесь Мертвые учат живых.
Внимательно осматриваются внутренние органы, швы. В отделении недавно начал работать новенький патологоанатом, - старший лейтенант Красиков. Все уважительно обращаются к нему по имени и редкому отчеству, - Евгений Кимович. Очень толковый доктор, хотя и молодой, правда, когда волнуется, горячится и по-девичьи краснеет.
Печень ... размеров, на разрезе такая-то, селезенка увеличена до размеров..., имеет место разрыв капсулы, размером..., на разрезе такая-то... Вдруг Евгений Кимович выдал: «Я читал, что селезенка на разрезе имеет такой же вид при малярии». Мы с Батковым молча переглянулись, - в Советском Союзе с малярией было покончено еще до Великой Отечественной войны с помощью сотен тысяч тонн керосина и маленькой рыбки гамбузии. Затем Юрий Васильевич как-то засуетился, сделал отпечаток ткани на стекло и ушел. На его суетливое исчезновение никто не обратил особого внимания. Перечислялись изменения в органах и тканях, дотошно разбиралась схема лечения. Спустя какое-то время из своей лаборатории возвратился Батков. У него был явно растерянный вид. Он долго со свистом откашливался, убирая с губ крупинки табака, а затем произнес только два слова, от которых у всех где-то под халатами пробежал холодок, - «плазмодиум вивакс». Для непосвященных поясню, что плазмодиум вивакс это возбудитель малярии, - возбудитель заболевания, которого на территории СССР не встречали уже лет сорок, следовательно, о нем забыли. Помнил только старенький Главный терапевт округа, Народный врач СССР Олег Петрович Васильев. Помнил, но не предупредил.
В течение нескольких дней после подобного сенсационного в медицинском мире события, врач Маркова Оксана Алексеевна в крови лихорадящих больных обнаружила два других возбудителя малярии, плазмодиум фальципарум и плазмодиум овале. Минздрав Узбекистана в срочном порядке разослал циркуляр, предписывающий всем гражданским лечащим врачам, в случае обнаружения лихорадочных состояний у больных исследовать их кровь на наличие возбудителя малярии методом толстой капли.
У больных в нашем госпитале начали диагностировать микст-инфекцию: сочетание вирусного гепатита, брюшного тифа и малярии. Это были явные кандидаты на хроническую патологию, а возможно и инвалидность. Дело осложнялось еще и тем, что с целью экономии средств, Министерство обороны отменило отпуска по болезни военнослужащим, перенесшим гепатит, а в качестве компенсации были созданы реабилитационные центры для таких пациентов. Один из крупнейших реабилитационных центров был развернут вблизи Ташкента в поселке Азад-Баш, где сосредоточили около полутора тысяч реконвалесцентов гепатита. По сути, реабилитационный центр это обычная мотострелковая часть, но с более щадящими условиями службы, т.е. при наличии нарядов, караулов и прочих тягот и лишений воинской службы, не было тактических занятий и марш-бросков, но и, естественно, домашнего диетического питания.