Стилевые особенности лирики Ростопчиной

Лора Тасси
Стиль – (от лат. stilus ) – остроконечная палочка для письма; манера письма, способ изложения) – общий тон и колорит художественного произведения; метод построения образа. 81
А.Б. Есин дает такое определение стиля: «эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание».82
Художественная форма представляет собой не набор или конгломерат отдельных приемов, а содержательно обусловленную целостность; её выражением является категория стиля.
В области художественной речи можно выделить такую доминанту, как стих и проза. Стих и проза как стилевые качества характеризуют степень ритмической упорядоченности художественной речи, а также её темповую организацию.
Другая пара типологических характеристик стиля связана с мерой использования средств языковой изобразительности и выразительности, тропов и фигур (сравнений, метафор, градаций, повторов и т.п.), а также пассивной лексики и лексики ограниченной сферы употребления (архаизмов, неологизмов, варваризмов и др.). Эти приемы могут составлять существенную особенность стилистики произведения, но могут и почти не использоваться.
Целостность стиля во многом обусловливает и его восприятие. Часто уже в первом чтении ощущается некоторая общая «эстетическая тональность» произведения, в котором проявляется и оригинальность стиля, и его известная содержательность (прежде всего эмоциональный настрой). 83
Перейдем непосредственно к анализу стилевых особенностей лирики Ростопчиной. Рассмотрим сначала «Детские стихотворения» поэтессы. В целом её лирика данного периода характеризуется достаточно объёмными произведениями, частым переходом от одной мысли к другой в рамках одного стихотворения, что ведет к нарушению цельности восприятия.
Проанализируем стихотворение Евдокии Ростопчиной «Молодой месяц», написанное в апреле 1829 года. Оно достаточно сжато по объему, но сочетает два характерных элегических мотива: мотив воспоминания и мотив одиночества. Время, описывающееся в стихотворении, - вечер. Это не случайно. «Вечер» – символ усталости, тоски по прошлому. Не случайны и цвета, например: «средь темной синевы». «Синий» цвет обозначает постоянство и преданность, а также сомнение и депрессию. 84
Центр тяжести в стихотворении Ростопчиной перемещается на эпитеты: «смутное волненье», «младого месяца», «прелестью былой», «в заглохшем сердце», «забытый образ», «дни, полные страданья», «в тревожном ожиданье», «юный ум», «вечерние явленья», «с боязнью безотчетной», «тучкой мимолетной», «робкий дух», «сребристым отблеском», «средь темной синевы». Почти на каждый из девяти катренов стихотворения приходится по два эпитета. Есть и метафоры: «небес вечерние явленья», «младого месяца явленье». Отметим, что слово «явленье» в них повторено. Также не раз повторяются слова «душа», «дух». Сделан ли этот повтор умышленно, или же молодая поэтесса тогда еще не задумывалась о подборе оригинальных образов?
Размер стихотворения традиционный для того времени - четырехстопный ямб, который создает интонацию спокойную и умиротворенную. Женская клаузула чередуется с мужской:

Какое смутное явленье
В душе рождается моей? 85

Способ рифмовки – перекрестный, а рифма точная, преимущественно глагольная.
На звуковом уровне можно отметить аллитерацию на [е] «волненье», «душе», «моей», «шевелится»; и на [о]: «пробудило», «былой», «тоской», «собою».
Все стихотворение представляет собой лирический монолог в форме воспоминания, что грамматически выражено прошедшим временем большинства глаголов. Этот монолог – чистое выражение душевного переживания. Проста композиция, представляющая собой плавное развитие темы: от «душевного волненья», вызванного «явленьем месяца» к воспоминанию о «днях детства». В последнем катрене и «волненье», и «воспоминанье» играют роль лирической кульминации, соединяясь и исчезая для лирической героини:

Но ненадолго пробужденье,
Мечта недолго погостит…
Оно пройдет, мое волненье,
Воспоминанье улетит!..86

Последние две строки создают недосказанность, ощущение резкого выхода из повествования. Можно сделать вывод, что стихотворение относится к высокому поэтическому стилю, так как в нем преобладает книжная лексика: «волненье», «образ», «страданье», «мимолетной», «пробужденье», архаизмы: «оны», старославянизмы: «младой», «мрак».
Мы рассмотрели одно из самых ранних лирических произведений Ростопчиной. Оно довольно традиционно по своему стилю, но вместе с тем уже представляет собой яркий образец именно женского психологизма: описание месяца служит только фоном для последующего описания переживаний лирической героини.
Сложно сказать, когда именно у Ростопчиной начинает вырабатываться свой стиль. Можно считать точкой отсчета перехода от условных выразительных средств к оригинальным, по крайней мере, в женской лирике, 1831 год. К этому году относятся такие стихотворения как «К страдальцам», «Цыганский табор», «Простонародная песня», «Осенний вечер».
Проанализируем теперь стихотворение Ростопчиной «Цыганский табор» (1831). Оно существенно отличается от предыдущего стихотворения. Здесь мы не видим душевного переживания лирической героини, а как бы вместе с ней наблюдаем за цыганским табором, ощущаем его «дикую гармонию». И все-таки тема этого стихотворения - любовь. Именно цыганке Тане (той самой, о которой не раз писал Пушкин и в которую был страстно влюблен Дельвиг) посвящает свое стихотворение Ростопчина. Интересна трехчастное построение произведения: в начале и конце – рефрен, служащий вступлением:

Дика гармония полдикого народа,
И мрачен, и криклив звук громких голосов;
Но дышат в песнях их отвага и свобода,
Наследье кровное их дедов и отцов! 87

А между двумя рефренами поэтесса, не разделяя на строфы, помещает само повествование о таборной жизни. Такая «окольцовка» рефренами свойственна песням, а не стихам, и в этом уже проявляется особенность стиля ранней лирики Ростопчиной. Другая особенность – написание стихотворения нетрадиционным размером – разностопным ямбом.
Но, пожалуй, больший интерес вызывает поэтический язык произведения. Конечно, Ростопчина в целом остается верна своему уже начавшему формироваться стилю. И в этом стихотворении отражается её явная склонность к несколько размытому, хотя и яркому повествованию. Обращает на себя внимание большое количество изобразительных средств, которые, собственно говоря, и являются неотъемлемой составляющей стиля поэтессы. Здесь, как и в «Молодом месяце», больше всего эпитетов, однако, в большинстве своем, это уже оригинальные эпитеты: «полдикого народа», «наследье кровное», «в глазах полуденных», «взволнованных страстей», «резвый смех», «ревность грозная», «брани смелый вопль», «буйное раздолье», «похмельное приволье», «чудным выраженьем».
Сравним эпитеты из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сентября 28», написанное в том же, 1831 году. Эпитеты, используемые поэтом в этом стихотворении достаточно традиционны, условны: «пламенных страстей», «трепет потаенный», «мир презренный», «привет холодный», «красоты наружной», «тайной властью», «к душе печальной, но нежной». Оно изображают больше внешнее переживание, затаенное чувство. А Ростопчина рисует Таню очень естественной, открытой. И сами сочетания слов в эпитетах усложнены и детализированы, сочетают в себе контекст, например: «похмельное приволье». Поэтесса не говорит ничего конкретного о цыганском быте, но деталь «похмельное» вскользь указывает на таборные нравы.
Вернемся к изобразительным средствам. В стихотворении Ростопчиной можно найти метафоры: «сердечною грозой». Но примечательно и то, что Ростопчина использует в стихотворении оксюмороны: «страдальчески - прекрасна», «печаль любови нежной», «с тревожным наслажденьем». Любовь для лирической героини в стихотворении прекрасна и печальна. Поэтесса находит особую прелесть в любовном томленье, в образе тоскующей цыганки:

Бледна, задумчива, страдальчески- прекрасна,
Она измучена сердечною грозой.
На ней видна печать любови нежной, страстной,
И все черты её искажены тоской.88

И тут же Ростопчина делает вывод:

О! Как она мила!.. Как чудным выраженьем
Волнует, трогает и нравится она!..89

 Цыгане у Ростопчиной «смуглы», а Таня «бледна, задумчива». В этом противопоставлении поэтессой раскрывается настроение лирической героини. Она влюблена, и тоска её настолько сильна, что под воздействием её меркнет природный смуглый цвет лица девушки.
В сочетании простого с оригинальным и заключается первая важная особенность стиля лирики Ростопчиной. Это наблюдается уже в ранних, «Детских» её произведениях.
Перейдем к анализу стихотворений из «Зеленой книги» (1834 – 1838). Этот период отличается для Ростопчиной переходом преимущественно к стансам, песням. Соответственно, видоизменяется и стиль написания произведений. В качестве примера возьмем стихотворение «Эльбрус и я» (1836). Рассмотрим сначала его выразительные средства. Как и в ранних стихотворениях, в нем делается упор на эпитеты: «снежный», «двуглав», «могуч», «смежный»:

Мне говорили: «Чуден снежный!»
Мне говорили: «Он могуч,
Двуглав и горд, и с небом смежный,
Он равен лету божьих туч!»90

Впервые Ростопчина совмещает в одной строфе краткую и полную форму прилагательных – эпитетов. Но если оценивать все стихотворение, то видно слияние книжной и разговорной лексики. Среди возвышенных, поэтических фраз можно встретить и такие просторечные варианты, как «наемный запевала», «трясла». Да и сами выражения уже не столь восторженные, как в ранней лирике:

И с пылкой думы вдохновенье
Он словно пошлину возьмет!..91

«Вдохновенье» в этом стихотворении предстает лживым, неискренним, хотя лирическая героиня – сама поэтесса. Она и восхищается Эльбрусом, и считает свое перо недостойным для описания красоты гор:

Эльбрус предстал… я любовалась,
Молчанья клятву сохраняя;
Благоговела, восхищалась, -
Но песней не слагала я! 92

В конце повествования поэтесса всё–таки снимает просторечно – гражданственный оттенок и возвращается непосредственно к пафосному описанию Эльбруса:

Эльбрус, Эльбрус мой ненаглядный,
Тебя привет мой не почтил, -
Зато как пламенно, как жадно
Мой взор искал тебя, ловил!..93

Заметим, что ничего нового в технику стиха поэтесса еще не вносит. Размер произведения – 4 – стопный ямб. Женская клаузула чередуется с мужской: «надмЕнной - таИт». Рифма точная, конечная. Стихотворение состоит из одиннадцати катренов. Из фигур поэтического синтаксиса можно выделить инверсию: «пред красавицей надменной», «Эльбрус ненаглядный». Интересно и сравнение:

Как пред красавицей надменной
Поклонник страсть свою таит,
Так пред тобой, Эльбрус священный,
Весь мой восторг остался скрыт!..94

В мысли о «тайном» любовании поэтесса становится близка Лермонтову. Вспомним его, уже рассмотренное нами выше, стихотворение «Сентября 28» (1831). Очевидно созвучие мыслей, словно Ростопчина, сознательно или нет, начинает скрывать свои чувства. И, возможно, эта перемена связана с замужеством поэтессы, её нежеланием теперь представать слабой и незащищенной, пусть даже в стихах.
Таким образом, в период написания стихотворений, вошедших в «Зеленую книгу», Ростопчина делает попытку видоизменить свой стиль, внести в него разговорную и просторечную лексику с целью придания речи лирической героини открытого, непринужденного оттенка, но этот достаточно сложный процесс обрывает, предпочитая исключительно книжный стиль.
Ростопчина начинает использовать разные строфы для своих произведений. Так, в «Русской песне» это – секстины; в «Осенних листах» - ноны; в стихотворении «Кто поэт» - сочетание катренов, нон и пятистиший; в «Последнем цветке» - пятистишия; в «Сонетах» - два катрена и два терцета; в «Зимнем вечере» - секстины; в «Мести» - пятистишия; в «Безнадежности» - октавы и др.
Теперь рассмотрим произведения, написанные Ростопчиной в период 1838 – 1843 г. Это время, пожалуй, самое плодотворное для поэтессы (написано 44 стихотворения: «Черновая книга Пушкина» (1838), «Две встречи» (1839), «Искушенье» (1839), «Вид Москвы» (1840), «Звезды полуночи» (1840), «Запретный кубок» (1841) и др.). Чем же отличаются стихи этого периода? Несомненно, большей зрелостью мыслей по сравнению с написанными раньше. Продолжается осознанное отторжение поэтессой многих условностей общества.
Отчетливее всего это «отторжение» выражено в стихотворении «Искушенье» (1839). Поэтесса вспоминает в нем о шумных петербургских балах:

Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, -
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей! 95

«Природа спящая» - это село Анна, в котором Ростопчина вынуждена находиться в связи с рождением детей. Структура этого стихотворения двухчастна: в первой части речь идет о жизни лирической героини в «безлюдной тишине», в «светлице безмятежной». Впервые в творчестве Ростопчиной звучит тема материнства:

Двух люлек шорох слышу я
С улыбкой и заботой…96

Раскрытие образа лирической героини – матери, причем выраженное непосредственно через характер самой поэтессы. – это тоже принципиально новая черта Ростопчиной, отличающая её от современников. Известные поэты, писавшие стихи на разные темы, не оставляли нам строк о детях и детстве. Возможно, это происходило из-за того, что в первой половине XIX века естественность, описание бытовых подробностей считались дурным тоном. И, к сожалению, никто из женщин- литераторов не смел поведать в произведениях о своей семье и детях. Открыто стала посвящать стихи своим сыновьям только Мирра Лохвицкая, сочетавшая умение быть любящей матерью с умением искусно слагать стихи. Но её искренние и нежные стихотворения зазвучат только в 1890 – е годы, когда в обществе произойдет переоценка нравственных ценностей.
А пока же эти две строки Ростопчиной – первые и единственные, дающие нам возможность увидеть поэтессу прежде всего как женщину и мать. Но тема материнства не главная в её стихотворении. Вторая часть произведения посвящена воображаемому балу на «дальней родине». И тут Ростопчина проявляет свой талант знатока светских балов и их тонкостей:

Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей…
И все шумнее бал, и танцы все живей! 97

Но дальше поэтесса внезапно обрывает рассказ о балах и переходит к серьезному размышлению о том, что будет, когда в свете её перестанут узнавать. И Ростопчина упрекает «гонителей невинной суеты» в том, что они велят женщине – поэту «мыслию и вдохновеньем жить, живую молодость лишь песням посвятить, от всех блистательных игрушек отказаться…». Обратим внимание на сочетание «блистательных игрушек». Да, и для Ростопчиной бал – всего лишь «игрушка», развлечение, в отличие от многих её праздных и ветреных современниц, для которых светская жизнь стоит превыше всего.
Но, пожалуй, самое главное в стихотворении – это пафосные слова лирической героини, звучащие как девиз:

А я, я женщина во всем значенье слова,
Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, - гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне! 98

В этом катрене отражен сам взгляд Ростопчиной на жизнь, взгляд смелой женщины, не боящейся заявить о себе и своих правах.
Каковы же художественные особенности произведения? Форма первой части стихотворения – октава с рифмовкой ababcdcd. Но после трех октав, во второй части, резко меняется и форма, и размер стиха: (четырехстопный ямб) сменяется разностопным. Форма же теряет деление на строфы. Мужская клаузула чередуется с женской: «бьЁт - блестЯщий». Рифма точная, в основном, разнородная, конечная. Способ рифмовки – перекрестный.
Заметно употребление поэтессой большого количества риторических восклицаний: «меня там нет!», «я бал люблю!». Эпитеты в этом стихотворении достаточно традиционны: «природы спящей», «в светлице безмятежной», «тревогою безвестной», «в безумном сердце», «на дальней родине» и др.
В период 1845 – 1856 года Ростопчина пишет 26 стихотворений, таких как «Еще о Неаполе» (1846), «Моим двум приятельницам» (1848), «Цирк девятнадцатого века» (1850), «Майская песнь» (1853) и др. Все эти стихотворения по стилю близки стихотворениям «Зеленой книги». Они написаны на любовную, пейзажную, сатирическую тематику четырехстопным или разностопным ямбом. Реже используется строфа катрена, уступая место октаве или не делимому на строфы тексту.
Перейдем к рассмотрению произведений Ростопчиной, написанных в последний период её творчества: 1856 – 1858 г. За это время она успевает написать всего 7 стихотворений, но именно в них отчетливее всего звучит тема воспоминаний об ушедших друзьях и прошлом, с его печалями и радостями. Ростопчина меняет свое мировоззрение, разочаровывается в обществе, где её принимают холодно бывшие поклонники. Сбылось опасение поэтессы, которое она высказывала еще в стихотворении «Искушенье» (1839):

Я сердцем мнительным боюсь,
Что всякое о мне умолкло сожаленье…
Что если бы теперь меж них предстала я,
Они спросили бы, минутные друзья:
«Кто это новое явленье?..» 99

Теперь Ростопчина осознает свое одиночество в кругу литераторов. И ей с трудом удается писать пусть о давно прошедших, но светлых днях.
Одно из таких светлых и грустных стихотворений – «Песня» (1856). В нем поэтесса говорит об отчуждении возлюбленного, но, скорее всего, подразумевает и отношение бывших друзей к себе. Подобно раннему Лермонтову, она находит теперь счастье даже в тайных и редких встречах:

Мы прежде изредка встречались,
Тайком, наедине, в тиши,
Те встречи редко удавались,
Но были дивно хороши…100

Но прошло время, и лирическая героиня и её избранник перестали понимать друг друга, хотя и встречаются часто:

Без замешательства, без краски
В глаза друг другу мы глядим;
Под холодом приличной маски
Уж ничего мы не таим?.. 101

Но поэтесса по-прежнему предпочитает покою «миг тревожный любви и радости былой», что говорит о метафизической молодости её души. Смысловая нагрузка в сочетании «любви и радости былой» падает именно на слово «былой» как выражение ностальгии Ростопчиной по утраченным дням.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Строфа его – октава с рифмовкой ababcdcd. Рифма точная, конечная, грамматическая. Женская клаузула чередуется с мужской: «встречАлись – тишИ». Способ рифмовки – перекрестный. Из фигур поэтического синтаксиса встречаются инверсии: «неделю целую», «миг тревожный»; многосоюзие: и, но; хиазмы: «встречаемся мы», «простимся мы». Много в стихотворении и эпитетов: «с тоскою безумною», «вечное притворство», «приличной маски», «думы знойной», «невозмутимый покой», «миг тревожный», «любви и радости былой». Есть метафоры: «условья света», «под холодом маски», «умственной чумы». Последняя - пожалуй, одна из самых ярких метафор во всем лирическом наследии Ростопчиной.

Таким образом, рассмотрев стихотворения Ростопчиной разных периодов жизни, можно сделать вывод, что на всех этапах своего творчества поэтесса продолжает привносить отдельные новые детали в свой, всё- таки еще традиционный стиль, хотя и не создает принципиально нового. Традиционные поэтические формулы для Ростопчиной – только сырой материал; возможные их значения реализует контекст. Постоянные образы, символы объединяют всё её лирическое наследие, образуя общий контекст.