Евдокия Ростопчина

Лора Тасси
Евдокия Ростопчина – поэтесса и драматург XIX века. Долгие годы её творчество было незаслуженно забыто, и интерес к нему возвращается лишь сейчас.
Жизнь Ростопчиной неразрывно связана с жизнью великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского. В своем творчестве поэтесса часто упоминает друзей – поэтов.
Но лирика Ростопчиной – это прежде всего дневник женщины, исповедь её души с мечтами и разочарованиями. В то время, когда женщин-литераторов было мало, да и писали они, в основном, по-французски, Ростопчина доказала, что и женская поэзия может быть достойна похвалы. А её произведения высоко оценивались современниками.
В лирических стихотворениях Ростопчиной отображаются не только чувства и переживания, но и сама эпоха.
В последнее время стали выходить книги стихотворений и прозы Ростопчиной, а её биография привлекла внимание исследователей.
Однако, критических и исследовательских работ по творчеству поэтессы немного. В основном, это отдельные газетные и журнальные статьи.
Так, В. Ф. Ходасевич1 одним из первых пишет очерк, посвященный жизни и лирике поэтессы. Он приводит много фактов из её биографии, прослеживает связь между событиями и произведениями. Ходасевич дает критическую оценку нескольким стихотворениям ( таким как «Молодой месяц») - написанных в юные годы, делает выводы о теме, идее, но особенностей жанра и стиля не касается.
Жизни поэтессы, а особенно её детским годам, юности, первым выходам в свет, посвящена статья журналистки А. Безелянской «Одинокая жрица. Об Евдокии Ростопчиной»2. Приведены воспоминания Е. М. Погодина о петербургском салоне поэтессы. Разбора произведений в этой статье нет.
Статья Л. Быченковой «Вы вспомните меня…»3 раскрывает только отношения Евдокии Ростопчиной и Александра Дюма.
В статье Е.М. Грибковой «Под одной звездою…»4 показана литературная позиция Ростопчиной, а также приводятся цитаты из воспоминаний поэтессы, показывающие её взгляды на литературное общество 1850-х годов.
В. Киселев-Сергенин в своей работе «Тайна графини Ростопчиной»5 попытался выяснить, кому Ростопчина посвящала большинство своих стихотворений. Дан тематический анализ нескольких стихотворений, таких как «Благодарю!», «Встреча», «Недоконченное шитье» и др. Приводится много точных и достоверных фактов, например, дата выхода в свет двухтомника Ростопчиной. Главная цель этого исследователя – познакомить читателя с лирикой Ростопчиной в аспекте её богатого духовного мира, искренности.
Н. Молева в статье «Великие тени: Поэтесса Е. Ростопчина»6 также приводит интересные материалы о жизни поэтессы, о её «наследственном» таланте, о дружбе с М.Ю. Лермонтовым, Н. П. Огаревым, А. С. Пушкиным.
Во вступительной статье А. М. Ранчина «История женщины и поэтессы – в романе, повести, комедии»7 к сборнику Е. П. Ростопчиной «Счастливая женщина», посвященной её прозаическим произведениям, уделяется достаточно внимания и лирике поэтессы.
Б. Романов во вступительной статье к сборнику Е. Ростопчиной «Стихотворения. Проза. Письма»8 дает подробную биографию Ростопчиной, показывает её взаимоотношения с современниками. Тексты стихотворений приводятся в хронологическом порядке, что существенно облегчает процесс исследования.
К оценке творчества Ростопчиной обращается в своей работе «Истинная повесть»9 Л. Третьякова, подчеркивая её значимость как поэта. Много внимания уделяется сравнению душевных переживаний Ростопчиной и её лирической героини. Кратко описаны периоды жизни поэтессы. Автор перечисляет тех знаменитых литераторов, с кем она была знакома и кто с теплотой отзывался о её поэзии. Это одна из последних публикаций.
В статье Л. И. Щеблыкиной «Поэзия нравственного идеала: (О лирике Е.П. Ростопчиной)»10 упоминаются некоторые жанры в творчестве Ростопчиной: элегии («Последний цветок», «Безнадежность»), романсы («Когда б он знал», «Колокольчик»), дружеские послания («Сереже», «В дорогу Михаилу Юрьевичу Лермонтову»), песни («Слова для музыки»). Автор статьи показывает связь жанров лирики Ростопчиной с традициями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Также раскрывается тематика её произведений, описываются излюбленные поэтические приемы Ростопчиной.

Таким образом, к изучению творчества Евдокии Ростопчиной обращались немногие исследователи. Но подробного анализа отдельных стихотворений нет.
Между тем творчество поэтессы разнообразно по лирическим жанрам. Это элегии, песни, послания, посвящения и др.
Произведения Ростопчиной также своеобразны по своему стилю, по содержанию и форме.