Всенародный культ Пиз.. ца

Алхел Манфелд
К. Крылов
«Русская идея: Всенародный культ ****еца», «Охъ»
(рецензии)

Рассказывая о книге Виктора Пелевина «Generation «П», мы упомянули миф о богине Иштар, который играет в романе главенствующую роль.
Богиня была смертной, но не хотела заканчивать свою жизнь естественным образом, и в последний момент разделилась на свою смерть и то, что не хотело умирать. Смертная часть приняла вид собаки. Между ними сразу же началась война, и Пес вроде бы стал одолевать богиню. Остальные боги испугались этого и заставили их заключить мир. Согласно договору Иштар лишили телесной оболочки, а ее смерть стала хромым псом с пятью лапами, который должен спать в одной далекой стране на севере (России).
Основные мысли относительно пятиногого пса были заимствованы Пелевиным из работы Константина Крылова – «Русская идея: Всенародный культ ****еца». Более того, эта работа была почти напрямую процитирована в романе:
«Нет, - сказал он. – Про русский мат. Там было написано, что матерные слова стали ругательствами только при христианстве, а раньше у них был совсем другой смысл и они обозначали невероятно древних языческих богов. И среди этих богов был такой хромой пес ****ец с пятью лапами. В древних грамотах его обозначали большой буквой «П» с двумя запятыми. По преданию он спит где-то в снегах, и, пока он спит, жизнь идет более-менее нормально. А когда он просыпается, он наступает. ... И еще было написано, что самое близкое понятие, которое существует в современной русской культуре, - это детская идиома «Гамовер». От английского «Game Over».

Приведем несколько цитат из работы Константина Крылова. Изыскания его основываются на статье Б. А. Успенского «Мифологический аспект русской экпрессивной терминологии».
(Приношу извинения, но слово «****ец», которое на самом деле является именем бога, буду писать без сокращений).

«Прежде всего, обращает на себя внимание факт полной и абсолютной табуированности матерной лексики в традиционной русской культуре. Особенно показательными являются те усилия, которые предпринимались ради исключения из письменных источников матерных слов. Например, введение в русский алфавит буквы Э было связано всего с двумя обстоятельствами - оба, казалось бы достаточно периферийны для любой культуры, а именно - более точная передача звучания иностранных слов и изменения написания местоимения 3-го лица множ. числа "эти". Дело в том, что при употреблении буквы Е без ударения возможно (только возможно!) прочтение местоимения как глагола ети (в смысле е...ть).»
«Матерное выражение - это ритуальная формула, призывающая Богов, причём Богов живых, реальность которых на самом деле не подвергалась сомнению по крайней мере по настоящее время. Мы верим в них и сейчас - именно этой верой жив мат, сознаём мы это или нет.
В этом смысле «буквальное» значение матерных слов как обозначений частей тела является скорее всего вторичным. По существу, эти части являются скорее атрибутами Богов.»

«Х.й - это божество, и многие его свойства совершенно не связаны с мужским половым органом. Это касается, например, его всеведения (ср. традиционное «х.й знает», теперь уже часто заменяемое на рационализацию «х.й кто знает», по существу бессмысленную, в то время как первое выражение имеет строгое значение: «Это (только сам) Х.й знает» = «Это (только) Богу ведомо».
«Можно предположить, что Х.й - благой бог, связанный с мудростью, ведением и знанием. Ближайшим эквивалентом его в общеизвестных традициях является, скорее всего, Гермес.
Это подтверждается этимологией и значением слова мудрость, которое прямо связано с «мудями» [testiculi] (ср. слово «мудак» с переворачиванием значения - каковое, впрочем, характерно для всех сакральных понятий, ср. слова «жрец» и «обжора»).
Наконец, на связь Х.я с мудростью указывает значение производного слова х..ня «чушь, бессмыслица, ахинея». Если бы Х.й представлялся исключительно как penis, слово х..ня имело бы очевидное и ожидаемое значение «выделение х.я», то есть «семя».

«Но представления о мудрости (у всех народов) всегда включало в себя противопоставление мудрости благой, светлой, и мудрости тьмы и зла, чёрного знания и запретной магии. Как правило, носителем последнего был двойник или близнец светлого бога, или его тёмная ипостась, носитель злой мудрости. В греческой мифологии такую роль играет Геката - богиня чёрного колдовства и кровной мести. В рамках религии Х.я мыслимо и представимо злое божество, обладающее нечеловеческими знаниями и губительное для смертных. Если вспомнить традиционную славянскую мифологию, вообще существенно дуалистическую, то предполагаемый «чернобог», скорее всего, является непосредственным противником его, соперником в мудрости и разрушителем его планов. Можно сделать предположение, что он как-то связан с женским началом, причём аспекте его противоположности мужскому, а не в его дополнительности к нему.
Имя искомого божества – «****ец».
Кажется, никто не обращал внимания на уникальную структуру и парадоксальный смысл этого слова. Прежде всего, мужское производное от сугубо женского по смыслу слова. Значение этого слова ещё более любопытно, поскольку (при внимательном рассмотрении) выясняется, что оно является родовым для всех понятий, связанных с любыми бедами, несчастьями, смертью, крушением надежд или планов и т.п.: его значение шире, чем у любого из них. То есть имя ****еца является категорией, без владения которой полноценное русское языковое мышление едва ли возможно.»

«В эзотерических текстах ****ец обычно восхваляется как безымянный, что связывает его, среди всего прочего, с четвёртым пальцем на руке. В символическом языке жестов всякое действие, совершаемое четвёртым пальцем, считается ритуальным, посвящённым ****ецу.
Многие признаки показывают, что его общеизвестное имя - не настоящее, и мы имеем дело лишь с очередным слоем табуистической лексики. Одно из его подлинных имён, имеющее глубокие праславянские корни - ОХЪ или ОУХЪ (o[u]hъ). Вопрос о первоначальном произношении сейчас не может быть решён. Мы склоняемся к праформе oh без краткого гласного в конце, то есть одного гласного звука с придыханием.
В современном русском языке слово практически не сохранилось, кроме как в причитании охти Боже мой (т.е. «Охъ, ты - Бог мой»), ныне, впрочем, почти исчезнувшем из живой речи.
Охъ обыкновенно изображается комолым, то есть безрогим или однорогим, с отломанным рогом. В известном заговоре поётся:
Узри Бога безъ рога:
Охъ комолый да кривой
Жертвы требуетъ живой.

Наиболее адекватным является, по всей видимости, образ однорогого Оха, поскольку его облик вообще ассиметричен. Это указывает астрономическое соответствие божеству. Ох - это однорогий месяц.»

«Теперь можно реконструировать исходную мифологему, или «основной миф» матерного мировоззрения, неявно присутствующего в нашем сознании. Это миф о вечной магической борьбе Х.я и ****еца за обладание Матерью Землёй. ****ец наступает на Земле, но Земля в конце концов его уничтожает. Пёс совокупляется с Землёй и пожирается ею.
Сам момент соединения Земли и Пса описывается как нечто ужасное. Земля стонет и кричит от боли (Мать-Земля страдает и содрогается даже при произнесении матерного слова), горит, живые существа и люди гибнут. В конце концов, зубастое влагалище Земли, vagina dentata, разрывает на части Пса. Но, зачав от него, она вынуждена родить его потомка - то есть его же самого. (****ец есть русский Дионис - умирающий и воскресающий бог.) Какое-то время он мужает, питаясь людишками и причиняя беды. Наконец, он снова наступает везде - то есть посягает на свою мать, и всё повторяется.»

«Остаётся сделать некоторые замечания по символике ****еца, взятой в её историческом развитии. Древнейшими, очевидно, следует считать образы Пса. Особенно любопытны тут атрибуты опричников Ивана Грозного, явно воспринимавшиеся как слуги злого бога. Имеет смысл сравнить пёсьи головы, притороченные к сёдлам опричников, с псами Гекаты или эринниями – «материнскими собаками», преследовавшими Ореста.»

«Из этого всего достаточно ясно следует тот вывод, что главным - даже всенародным - божеством, занимающим центральное место в нашем подсознании, является именно ****ец. В частности, именно с ним связано странное - тоже общенародное - представление о непобедимости России и одновременно о вечной беде, в которой она пребывает. Объясняется это просто. Русская земля - мать и супруга ****еца. Он вечно присутствует здесь - и его царство людям, разумеется, в тягость. Пока враги не нападают на Русь, он спит в земле, отравляя её своим присутствием. Поэтому «ничего у нас не родится», всё идёт вкривь и вкось, всё падает из рук - но жить ещё можно. Когда же Руси угрожает опасность, она выбрасывает ****еца из своих недр - хотя, не желая этого, терпит до последнего, пока обнаглевший враг не подступит к самым стенам Кремля. ****ец наступает, разумеется, и для врага тоже. Противник, как правило, в ужасе бежит (характерно представление о русском морозе, якобы губящего армии: это явное, хотя и подсознательное, ощущение ледяного дыхания Пса), но после победы ****ец насилует Землю, пока она в муках не пожирает его, разрывая лоном на куски, и не начинает вынашивать новый ****ец.»

Полный текст статей можно найти здесь:
«Русская идея: Всенародный культ ****еца»
http://www.traditio.ru/krylov/pesec.html
«ОХЪ»
http://www.traditio.ru/krylov/pesec-oh.html

Рецензия на книгу "Generation "П"
http://www.proza.ru/2006/04/29-108