Печорин - демон или человек?

Варварка
Жил-был Романтизм. Родился он в конце 18 века. Тогда он был модным и популярным и все те, кто считал себя «продвинутыми» писателями, придерживались Романтизма. В общем, жил он припеваючи – у него даже был свой любимый молодой человек, Романтизм называл его «Мой Герой». У Романтизма, очевидно, были немного садомазохистские наклонности, ибо он любил поиздеваться над другими персонажами своих произведений с помощью своего «бойфренда». Романтизм даже осознавал, что на самом деле его любимец не совсем человек. В нём всегда было что-то демоническое.
Любимыми занятиями этого «демона» были романы. Но главным отличием романов этого «нелюдя» была односторонность чувств, ибо «демон» мыслился искусителем и совратителем. «Демон» берёт то, что ему нужно и уходит, поскольку ему не нужна любовь, нужна лишь выгода. «Демон» в какой-то исторический момент своего существования пресыщается абсолютно ВСЕМ и, следовательно, разочаровывается абсолютно во ВСЁМ.
Мне, из-за выше приведённых характеристик, представляется толстый заросший и заброшенный мужик, валяющийся перед телевизором и попивающий пивко, и сетующий на жизнь: «Я романтический герой, блин… Любимец женщин… А жена дура, не ценит меня… а я ведь идеал романтизма… Надоело… Тошнит….» Или мне представляется «Шнур» из «Ленинграда»…
Но эта моя воображаемая «картинка с выставки» правдива лишь отчасти, так как у «демона» есть отличительная черта – он красив, привлекателен. Демон – это, по сути своей, дьявол. (Хотя, когда я была маленькой, мне внушали, что дьявол – это такой рогатый козёл с «копытистыми» волосатыми ногами и человеческим телом – красный и потный – в аду-то жарко. ДьяВОЛ. Вол – это кто-то парнокопытный, в общем, не красавец). Здесь – «дьявольский» - в смысле зловещий, не предвещающий ничего хорошего. Выражения: «дьявольская усмешка», «дьявольски сверкнули глаза»… Это, несмотря на наличие чего-то плохого, антибожественного - привлекает, ибо «запретный плод сладок». Впрочем, зачем мне писать новую романтическую историю, когда можно взять интервью у самого Романтизма (устами Лермонтова – или пером, как хотите). Вот «Демон», отсюда и стоит взять характеристики. «печальный Демон», «лукавый Демон», «дух порочный».
Как я уже вскользь упомянула – демон – это антибог. Он против бога, потому что он сам Бог. Пусть АНТИ, но Бог; поэтому он пытается низвергнуть Бога – и это здоровая конкуренция. При этом он, соответственно, спокоен, как бог. Ему всё «до фени»:

«Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего».

В чём суть: этот демонический романтический герой стал безумно популярен. Настолько, что буквально сошёл с книжных страниц в реальность – об этом пишет Пушкин в Евгении Онегине. Но Пушкин полностью развенчивает своего героя. Лермонтов же в течение всего повествования как бы сговаривается с читателем: «Он же демон, правда, ты видишь?» А думает он в то же время иначе.
Вроде бы: все черты совпадают – ничто не может его развлечь, кроме какого-либо злодеяния (убийства Грушницкого, например) и то, особой активности у него не наблюдается. Он едет на войну, но и война скучна для него. И даже женщины опостыли: с Бэлой он поиграл-поиграл, как с котёнком, игрушкой, а не с живым человеком, а потом, когда она стала любить его, он сразу потерял к не интерес. Он ведёт себя как агрессор-завоеватель.
Для Печорина не важны переживания людей, и смерти тоже не важны – он легко может убить кого угодно, если ему это понадобится или если ему этого захочется.
Над женщинами он имеет «тайную власть», да и не только над женщинами – он нравится всем.
Он, опять же, ставит себя на место бога.
Так это всё выглядит на первый, на второй и даже на третий взгляд. Нужно иметь такого же «Печорина» перед глазами или в самом себе, чтобы понять этого «демона».
Печорин очень умело поддерживает свой «демонический» имидж. Он сумел убедить в своей демоничной романтичности не только всех окружающих (кроме Веры, конечно), но и самого себя.
Это не правда, что Печорин разочаровался в жизни: иначе он бы не цеплялся за неё так активно, как в эпизодах с «русалкой», с конём в пустыне… Где-то в глубине души он хочет жить, но это стремление он считает слабостью. И это не одна из тех напускных слабостей, которыми он совершенствует свой неповторимый образ.
Его стремление к богоподобию – есть ни что иное, как стремление оправдать своё одиночество. Печорин – экзистенциалист. Он безгранично одинок. Он пытается забыть своё одиночество за какими-либо событиями, он пытается найти оправдание своему одиночеству – божественность, романтичность, демоничность, презрение к миру, разочарованность в нём… Он пытается убедить себя в том, что ему не нужен мир, а он нужен миру, хотя в реальности всё наоборот. В этом мире он нужен только одному человеку – Вере. А остальным он приносит только смерть и вред. «Захват казака» для Печорина – есть попытка понятия себя и действительности, попытка доказать всем, что он не зря живёт, что он нужен миру, это очередное оправдание, более нервное, чем другие – оно заменило ему плач, который он мог себе позволить в пустыне, это слабость, с его точки зрения – но на самом деле в этом его сила.
За образом демона спрятался человек. Печорин прячется, что бы, как ему кажется, стать сильнее, чтобы постараться как-то выжить в мире одиночества. Его имидж – это каменная стена укрытия, его «демон» - это его оружие, способ самозащиты.
А от чего защищаться демону? Ему этого вообще не нужно делать, потому что защищаться должны от него. То ли дело простой смертный ЧЕЛОВЕК - Печорин.

* * *
Жил-был Романтизм. Он родился в конце 18 века. Тогда он был модным и популярным и все те, кто считал себя «продвинутыми» писателями, придерживались Романтизма. В общем, жил он припеваючи – у него даже был свой любимый молодой человек, Романтизм называл его «Мой Герой». Всё было у этой парочки хорошо, пока за дело не взялись Пушкин с Лермонтовым. Пушкин ударил, а Лермонтов добил. С их помощью «демон» превратился в человека, а Романтизм скоропостижно скончался одновременно со своим разоблачённым «демоном» - Печориным, человеком, так и умершим в одиночестве, и обрадовавшим своей смертью человека, от чьего лица был написан роман…

03.04.04.