Выходной день в Белозерске

Васюков Игорь
Компания,  <a href='http://translib.ru/'>грузовые перевозчики</a> которой, сделают свою работу на отлично!

27 мая большая группа студентов и преподавателей Череповецкого государственного университета
- "Калину красную" будем снимать в Белозерске. В городе мы у вас были в 1969 году. Искали натуру для фильма "Степан Разин". Фильм не состоялся, но город ваш запал в душу - красивый, просторный, люди добрые, нет в нем такой нервозности". – так в свое время говорил о Белозерске еще Шукшин, намереваясь снимать ставший потом любимым миллионами зрителей фильм. В Белозерск Шукшин вернулся в 1973, ощущение от города и горожан не изменилось. Фон, на котором развернулась драма Егора Прокудина, определился.

Задворки империи?

 Наверное, белозерская жизнь - идеальный пример того, как в России все меняется, по сути оставаясь неизменным. На переправе через Шексну когда-то Шукшиным снимался эпизод с "Зилом", сметающим "Волгу" с бандитами. Ныне здесь паромы, другие машины, но люди, судьбы и разговор - вполне достойные знаменитого шукшинского рассказа. Как отзываются о Белозерске некоторые «столичные перья» - это «классические задворки империи» обошли все бури 20 века. Здесь было тихо во время гражданской войны, спокойно в годы Великой Отечественной, Из древней северной столицы не получилось ни ударной комсомольской стройки, ни подобно Череповцу промышленного монстра. Вот и сейчас все перипетии последних пятнадцати лет бурно шагающего по стране капитализма, сразу в глаза не бросаются. При въезде в город Белозерск, особенно в сравнении с Череповцом, где от машин, словно от танков, двигающихся по направлению к границам мегаполиса, просто рябит в глазах, оставляет впечатление тихой заводи, где жизнь остановилась много веков назад. Ровесник Великого Новгорода и Киева, город имеющий многовековую славную историю, несущий на своих летописях образы выдающихся былинных и исторических личностей, к началу 21 века казалось бы навсегда выпал из современной жизни.
 При первом Белозерском князе Глебе Васильковиче Белоозеро было укреплено и обнесено высоким земляным валом, который, по существу, представлял сложное техническое сооружение и служил надежной защитой от возможных нападений. Враг, даже попавший внутрь этого сооружения, не гарантировал себе спокойной жизни и благодаря технической смекалке его защитников, мог просто утонуть, благодаря обрушивающихся на него со всех сторон потоков воды. Этот факт один из первых, который нам с гордостью за своих предков, сообщил наш экскурсовод
 В условиях объединения русских земель Белоозеро не могло долго сохранять свою самостоятельность и в 1338 году стало вассалом Московского княжества. По некоторым сведениям, Иван Калита даже держал здесь своих наместников. Подчинившись Москве и помогая ей вызволять родимую Русь из-под ненавистного ига золотоордынцев, белозерские воины смертным боем бились на Куликовом поле. О их славных подвигах подробно сообщается в «Сказании о Мамаевом побоище». Летом 1380 года, когда пришла грозная весть о нашествии на Русь полчищ Мамая, великий князь московский, мужественный воин и замечательный полководец Димитрий Иванович обратился к своему войску и русским людям с призывом выступить на защиту родной земли. Первым явился на этот призыв белозерский князь Федор Романович со своею дружиною.
 Как сообщается в «Сказании», белозерская дружина, защищая свое правое дело, «костьми полегла». Князь Федор Романович и его сын Иван были убиты. Обозревая поле сражения, раненый Димитрий «наехал на место, идеже лежат князи белозерские, вси вкупе посечени». Князь Московский, встав над трупами павших и воздав должное их геройской смерти, горько заплакал... Ныне же, как мы уже писали выше, город, казалось бы, на первый взгляд, ничего героического из себя не представляет. Везде царит только специфический колорит запустения.

Князь Игорь
 
Но это только на первый взгляд. Оказывается в Белозерске есть люди, которые не только интересуются славным прошлым города, но и думают о его будущем. В интерактивном музее «Княжеская гридница» наша группа встретилась с одной из легенд современного Белозерска, руководителем клуба исторической реконструкции Игорем Ручиным, который вот уже седьмой год небезуспешно пытается возродить былой интерес к этому древнерусскому городу. К его несомненной заслуге можно отнести то, что, объединив вокруг себя Белозерскую молодежь, этот бывший череповчанин, счастливый отец пятерых детей (!), выпускник исторического факультета Вологодского педуниверситета, в свое время попробовавший себя даже в качестве бармена, разливая пиво в череповецком кафе «Елена» напротив зареченского рынка, сумел таки внести в размеренную жизнь глухой вологодской провинции свежую струю предпринимательства на ниве славной истории родного края.
- Я в этом городе состоялся, - с гордостью сказал нам при встрече сам Игорь, сам своим внешним видом напоминающий былинного богатыря.– И здесь почувствовал себя востребованным.
 К славным достижениям Игоря и его «дружины» можно, в первую очередь, отнести воссоздание обстановки так называемой княжеской гридницы, в которой, по легенде, русские князья в конце 11–начале 12 веков принимали гостей и советовались с дружинниками по важным вопросам.
 В зале гридницы можно не только все посмотреть, но и потрогать руками и даже примерить на себя костюмы, доспехи и шлемы. В сознании сразу актуализируются уже порядком позабытые сведения из психологии – окружающие нас предметы есть обобщенные свидетельства культурно-исторической деятельности. Через овладение этими предметами человек раскрывает страницы истории своих предков, особенности их мироощущения, поведения. На это благое дело Ручин даже получил благословение церкви: ведь быт и традиции древних воинов, купцов и князей — это такая же часть жизни раннего Белозерска, как и его богатая православная история.
 Клуб существует с 2000 года. Основной предмет деятельности - реконструкция древнерусского гражданского костюма, комплекса воинского снаряжения и наступательного вооружения Древней Руси 11-14вв. На сегодняшний день клуб объединяет около двух десятков энтузиастов - любителей средневековой истории Руси в возрасте от безусых юношей до видавших виды мужчин. Работа "Белозерской дружины" состоит из серьезной теоретической подготовки, непосредственного и скрупулезного изготовление костюмов и снаряжения, выполненных по историческим образцам и научным свидетельствам, а также физической подготовки - отработка приемов защиты и нападения, постановки трюков, силовых нагрузок. Другим важнейшим направлением деятельности клуба является работа по реконструкции защитного и наступательного вооружения древнерусского воинства, в частности, Белозерской дружины. Члены клуба непременные участники всех серьезных городских праздников, желанные гости на международных фестивалях клубов исторической реконструкции, таких как «Куликово поле»
 Посидев в гриднице на волчьей и овечьей шерсти, полюбовавшись изысканной древнерусской посудой, облачившись в костюмы князя, княжны, гридня (дружинника) и т.н. сенной девушки (в смысле – ближайшей подруги и помощницы княжны), мы стали еще и свидетелями бескомпромиссного поединка русского дружинника с норманнским викингом. Картинка при этом была примерно следующая. «Поддавший» чарку другую крепкого напитка викинг вихляющей походкой направился в неизвестном направлении. По дороге ему встретился наш дружинник. Слово за слово, толчок и завязалась драка, быстро переросшая в настоящий бой с применением холодного оружия. «Викинг» бился упорно, но «наш» оказался и гибче и изобретательнее. В результате именно русский воин, водрузив свой меч на грудь поверженного врага, праздновал победу и сорвал аплодисменты наших восторженных студентов.
- Как приятно не только послушать хорошего экскурсовода, но и посмотреть на настоящего мужчину. – сказала мне по большому секрету одна из новых поклонниц Игоря Ручина.

Русская изба

 Не менее интересным и познавательным для нас стало посещение другого музея, находящегося буквально в одном здании с «Княжеской гридницей». Это интерактивный музей «Русская изба».
 В этом музее его организаторы попытались воссоздать бытовую обстановку и психологическую атмосферу типичной русской семьи 18-19 века. В красном углу иконы, под ними обеденный стол, тут же люлька для младенца, сундук, полати, большая русская печь, где готовят еду, спят, а также моются.
 Хозяйка избы Татьяна Александровна подробно рассказала нам о всей процедуре сватовства, когда то бытовавшей на Руси, правилах поведения сватов, родителей, жениха и избранной им невесты, свадебных церемониях и ритуалах. Зачем, казалось бы, столько всяких условностей?
- Дело в том, что на Руси к браку относились очень серьезно. Девушки и юноши могли выйти или жениться по существу только один раз. Второй раз церковь могла освятить брак человека только в исключительных обстоятельствах. Например, при смерти мужа или жены. Третий брак, если первые два так и не состоялись, был уже принципиально невозможен ни при каких обстоятельствах.
 Наши студенты не только послушали рассказ хозяйки «Русской избы», но и поучаствовали в ролевой игре, в которой была разыграна ситуация совместной еды всех членов семьи. Ребятам пришлось помолиться, выслушать наставления главы семьи, разделить на равные доли хлебный каравай, а наиболее непослушные из «ребятишек» даже получили «по лбу» от сурового отца семейства огромной деревянной ложкой. Все правильно – если сидишь за столом со всей семьей – «не балуй!».