Ужасный и прекрасный дар человеческого существован

Адела Василой
Жизнь человеческая сходна с пламенем свечи: пока тело ее крепко и прямо, несогнуто еще под бременем горячих и тяжелых восковых слез, ее душа – пламя – светит храбро и весело, прогоняя тьму вокруг себя, пусть даже на расстоянии двух шагов. Но когда ее искалеченное тело сгибается, сжимаясь и убывая, пламя ее постепенно тускнеет и уменьшается, не имея более сил бороться с ночной темнотой. Точно также и душа человека – пока тело его сильно и молодо она стремится светить как можно дальше, с легкостью одолеваая невзгоды и трудности повседневного существования. Но когда тело его утрачивает силу и свежесть, искривляясь под жестокими ударами судьбы, пламя души гаснет медленно и неотвратимо, теряя свои прежние таланты и достоинства.

Это иллюзия, что душа человека все та же, с момента его рождения и до момента его ухода из жизни. Нет, она растет и развивается на протяжении жизни, пламя души обретая силу и достигая апогея в период достижения духовной зрелости, чтобы потом уменьшаться и тускнеть, тратя свою жизненную энергию. И если со смертью материального тела душа находит себе другое пристанище в необъятной Вселенной, то какая же Душа уходит в бесконечность из иссохшего, замученного болезнями старческого тела, чей мозг деградировал и распался до такой степени, что мир не имеет для него более ни контуров, ни цвета, ни ароматов? Пока тело человека полно жизни, гордое и непокорное пламя души его разгорается все ярче под ураганными ветрами судьбы, бросая вызов стихии существования, но на пороге старости легкое дуновение может его потушить.

Оплакиваю эту трагедию жизни и смерти, рождения и ухода без надежды на возвращение, но не хочу обманывать свой разум пустыми иллюзиями. Пусть я живу на Земле лишь краткий миг, пусть я исчезну без следа, растворясь в немой материи Вселенной – я хочу прожить свою жизнь в полном осознании своей человеческой судьбы. Иллюзия может быть прекрасной, так как мы сами ее создаем, но Истина не зависит от наших желаний и фантазий. Я ее чту превыше всего. На реальный мир вокруг нас можно влиять только трудом своим, делами своих рук и души, но никак не молитвой и желанием его улучшить, какими бы они ни были горячими и искренними. Мы сами виновны в том, что превращаем свою жизнь в ад, будучи эгоистичными, жадными, завистливыми и равнодушными к чужой боли, жестокими по отношению к себе подобным.

К сожалению, эти изъяны человеческой натуры происходят из тех же самых животных инстинктов, благодаря которым мы выжили как биологический вид. Разве не очевидно, что человеческие эгоизм и жестокость развились из инстинкта зверя, убивающего для того, чтобы выжить или продолжить свой род? Но человек поднялся на высшую ступень эволюции – и научился убивать своих ближних по множеству других поводов, сотворив из своей жестокости совершенный инструмент убийства и уничтожения. Если мы поймем это, мы сможем преодолеть свою звериную сущность, так как человек в своем развитии достиг и других высот – высот духовности и разума.

К счастью, качества духовные и разум также оказались полезны в борьбе за существование. К счастью, такие высокие качества души как дружба, любовь, сочувствие, милосердие, чувство справедливости - стали основой тех моральных принципов, которые помогли человечеству устоять лицом к лицу с разрушительными устремлениями человеческих страстей. Только благодаря этому шаткому равновесию между добром и злом мы выжили и выживем, если сумеем его сохранить. Но разве не очевидно, что и эти прекрасные качества сохраняют родство свое с храбростью и самоотверженностью животного, которое защищает своих детёнышей и партнера, с материнской любовью, на которую способны многие животные? Разве пожизненная верность одному партнёру у некоторых видов птиц не свидетельствует о том, что они способны питать привязанность, ничуть не уступающую человеческой, чувства, которые мы в своей слепой гордыне привыкли считать сугубо человеческими? Разве не очевидно наше родство с животным миром не только генетически, то есть материально, но и психологически, то есть духовно? Разве не ясно, что мы вылеплены из одного теста?

Я считаю черным предательством тот факт, что мы не желаем признавать близость свою и родство с животным миром нашей планеты. То, что мы придумали для себя другое происхождение – божественное, чудесное, благородное, спонтанное, минуя родовые схватки Природы, в которых брали свое начало другие биологические виды, свидетельствует о нашем скрытом презрении к ней и к ее детищам, о нашем неуемном тщеславии и эгоизме. Не надо питать иллюзий в отношении нашего божественного происхождения – довольно чуда в том, что мы возникли вследствие естественных причин и законов, в процессе развития материи. Не надо забывать, что добро и зло имеют свои корни в Земле, в драме земной эволюции.

Мы ничтожны своей материальной сутью, своими повседневными делами, радостями и горестями, велики мы лишь своим разумом, своей способностью отражать им бесконечность Вселенной. Это и есть то, что возвышает нас над нашим земным существованием, единственная наша надежда на бессмертие. Не променяю эту Истину ни на какие ложные посулы, ни на какие миражи бессмертия в лишенных смысла и содержания Парадизы. Сладка Ложь, но я предпочитаю горечь Истины. Предпочитаю бороться за то, чтобы изменить к лучшему жизнь на земле – единственную реальную и не вызывающую сомнений – в силу своих скромных возможностей.