Ник Кейв как зеркало смерти гражданского общества

Новопашин Сергей
“Тех, кто правит делами людей в странах
 и городах, мы сбили с прямого пути
 и сделали их грешниками”
Коран, Сура 6 “Скот”.


Nick Cave (1958, Melbourne, Australia), мрачный романтик, «серийный убийца» и оплакиватель жертв, звезда 4AD и Mute Records - в рекламе не нуждается. Безумный австралиец в Европе. Аутсайдер от поп-культуры, отказавшийся от «Грэмми» (за попавшую в MTV «Where the Wild Roses grow») в пользу Джорджа Майкла.

Многогранный талант Кейва, обрекает его быть «певцов обреченности» не только в рамках Birthday Party и The Bad Seeds, но также в литературе («И узре ослица Ангела Божия»), драматургии, поэзии и в кино.

Ставшие обычными сегодня саундтреки к фильмам - не предел для Кейва, умудрившегося прозвучать даже в «X-Files» и «Тупой и еще тупее». Появившись живьем на экране в фильме «Крылья желаний / Небо над Берлином» Вима Вендерса, он не мог не повлиять на продвижение и степень культовости картины.

Русскому уху «Кейвушка» польстил, спев «The Carnival Is Over» на мотив известной «Из-за острова на стрежень…». Не иначе, бросание за борт персидской княжны Стенькой Разиным серьезно «зацепило» Кейва: ведь любовь и смерть – это мейнстрим его творчества!

Практически не известен российскому зрителю фильм земляка Кейва Джона Хиллкоута «Призраки… гражданской смерти» (Ghosts…of the Civil Dead), снятый в 1988 году. Кейв играет одного из заключенных – Майнарда, и – естественно, делает всю музыку фильма вместе с друзьями Миком Харви и Бликсой Баргельдом. Саундтрек вышел на Mute в 1989.



«Призраки…гражданской смерти» - это аллегория, сотканная Хиллкоутом и Кейвом из реалий и их проекций на ближайшее будущее. Это история тюрьмы, которая находится посреди Австралийской пустыни. Суть в том, что тюрьма, называемая Промышленным Центром (видимо в целях политкорректности), являет собой модель всей либерально-буржуазной системы. Заключенные живут «как люди» - каждый в своем боксе, где есть все необходимые (навязанные системой) вещи и услуги. Есть свой спортивный зал, рынок наркотиков, сексуальных слуг и прочее. Охрана символизирует полицию как необходимый институт любого государства, Изолятор – тюрьму в Тюрьме. Тотальная слежка, рост преступности, заговоры «жителей» Промышленного Центра против Администрации, разборки групп (банд) и подавление волнений охранниками – обычный набор достижений общества насилия, в какой бы форме оно не проявлялось. «Тюрьма – это единственный мир, который я всегда знал. Все мои мечты – это мечты о насилии», - исповедуется заключенный Гловер №30281-160.

Комиссия, ведущая расследование о волне вспышек насилия, тщетно пытается выяснить причины этого феномена, поскольку они – в самом факте существования Тюрьмы. Сюжет фильма начинается с конца – комиссия вводит «особое положение», отменив все привилегии заключенных. «Супермаркетстиль», предлагаемый Администрацией своим «гражданам», рано или поздно становится невыносимым, так как являет собой разновидность насилия, на что неизбежно следует отдача в виде насилия «прямого». В свою очередь, «прямо» начинает давить и Администрация, применяя стандартный набор мер: комендантский час, ограничение свободы слова, передвижения и прочих чудес и «завоеваний» демократии.

Беспредел зэков против беспредела охранников. Офицеры, в страхе за свои жизни, вешают заключенного, вынося тем самым смертный приговор всей системе существующего демократического общества. Выносит его Хиллкоут, выносит его и Кейв, находясь непосредственно в контексте культуры западного мира.

Но система живуча. Ситуация в Тюрьме активно освещается масс-медиа, которые по сути эксплуатируют ее, внося тем самым свой вклад в дело «укрепления демократии», в результате чего устанавливается «новый порядок». Меняется персонал, желто-фиолетовая гамма интерьеров заменяется голубой пастелью. Мы видим, что находимся в пространстве «обновленной» Тюрьмы; мы знаем, что система теперь не даст сбоя (введен новый уровень секретности), но нет… Оказывается – мы находимся в «свободном мире». Просто он выглядит как тюремный, который в свою очередь выглядит как современный «навороченный» магазинный комплекс - Mall. Круг замыкается.

Мир организован разумно. Его цели гуманны. Методы достижения целей известны. Хиллкоуту, Кейву и нам. Это: Страх, Преступление, Розыск, Правительство, Наркотики, Охрана, Полиция, Военные, Медиа.
Аминь.



Послесловие:

Еще один шаг в укреплении бастиона демократии: создание (с начала 80-х годов) частных тюрем в США, Великобритании, Австралии. Государство также вносит свой вклад в развитие тюремного рынка, культивируя через СМИ, PR, систему образования и другие каналы миф о преступности.

Власти любого провинциального городка теперь могут поправить свои дела, открыв частную тюрьму (или приватизировав имеющуюся). Естественно, для того, чтобы ее заселить, делается все возможное. Государство же рано или поздно начнет считаться с этим желанием и подгонять под это дело законодательство и судебную практику.

Перспективы тюремного бизнеса огромны. Сегодня брокер получает $2,50 - $5,50 с каждого человека-дня. Стоимость же самого человека-дня колеблется от $25 -$60. По прогнозам экспертов, через 20 лет (при сохранении существующих темпов) в частных тюрьмах будут трудиться 4,5 млн. чернокожих мужчин. Новые рабочие места требуют новых заключенных. Если их не хватает, их нужно достать: привезти из другого штата (как минимум) или наладить систему «подготовки кадров» (как максимум), что с успехом и делается. Слава демократии!