Глава 4. Семейные новости. 2002г

Татьяна Хожан
(На снимке мой отец во время его благословения раввином в праздник Суккот у Стены Плача в Иерусалиме. 2002г.)

Сначала семейные новости.
Родители сделали в квартире очередную 155-ю перестановку. Они вынесли часть ковров, т.к. взяли другие. Поясню. Мы тут первые годы ничего не покупаем, кроме стирального автомата, холодильника и компьютера. Все остальное можно взять на улице, на так называемой выставке, когда за оградку из растений ставят надоевшую вещь: салонную мебель, кровати, газовые плиты, ковры, шкафы, устаревшие компьютеры и т.д.
Как-то нам предложили на улице, увидев по лицу и отсутствию загара, что мы из России (СНГ), практически новый диван, который люди поленились выносить из дома, а нам он пригодился. К дочери Ларисе в квартиру пришли соседи снизу, когда они переезжали на квартиру, с предложением забрать у них диван раскладной, диван-малютку и кресло, обшитые первоклассным велюром. Просто люди решили к очередному празднику сменить мебель. Израильтяне это делают раз в 3-5лет, а мы дома продавали перед отъездом диваны, которым было по 20 лет.

Бедный наш папа первое время проходил мимо таких выставок со стоном: вещи хорошие, а брать некуда – не нужны. Но родители уже раз пять поменяли свою мебель и ковры. Паласы мы берем новые: почему их выносят – ума не приложу, может, в интерьер не вписываются?
Папа приволок домой три хороших велосипеда, но мама была неумолима – пришлось с ними расстаться. Зато можно душу отвести в дешевых магазинах, где любая вещь стоит 2 шекеля. Если учесть, что открытка стоит 5-8 шекелей, то для нового свитера или сорочки, набора отверток и пр. – это мелочь. Вот папа себе и накупил два десятка сорочек и столько же брюк. Прямо болезнь – хоть что-то приобрести, раз дешево...
В этих «шекелевках» полно разных товаров, которые почему-то уценили раз в пять из-за низкого спроса или затоваренности в магазинах, или из-за того, что стало немодным. Вот родители берут себе , например, очередной квартирный термометр, да нам с сестрой Лидой заодно купят, рулеток 5-метровых у папы штук 5, которыми он вряд ли воспользуется, если только не захочет измерить соседский забор. Но если будет еще какая-нибудь красивая рулеточка, то он точно ее купит.
Мама так не мелочится: она покупает себе кофточки в нормальных магазинах или костюмчики за 150-180 шек. И обувь они берут хорошую. Правда, это не помешало папе на днях на совершенно новую обувь нашлепать набойки себе и маме на босоножки – танкетки. Можете представить, как «похорошели» туфли! Самое смешное, что мама не могла вспомнить, когда же это он успел!?

Мы купили тут квартиру, и уже почти месяц живем в ней. Живем мы в 5 мин ходьбы от сестры. Теперь родителям надо в гору к нам подниматься или ехать к нам на автобусе 10 мин. Ну а мы к ним прогуливаемся пешком за полчаса.

Сегодня к нам пришли гости. К Ларисиной подруге приехал папа из России в гости на месяц, они побыли у нас часа три. У них ребенок 4-х лет болен диабетом, в России он был в больницах по 8 месяцев в году, ему делали по 5 уколов в день и 1-2 ночью. Наши врачи были в шоке от методов лечения (или издевательства) в России, когда каждый грамм съестного переводился в хлебные единицы, и почти ничего нельзя было есть, ребенок даже в садик не ходил.
Тут через месяц после обследования он ел почти все, кроме конфет, ходил в садик, перешел на 2 укола в сутки. Еще через полгода ему поставили на поясницу компьютер величиной с ладонь. От компьютера идет проводок с иголочкой, воткнутой в попу ( для измерения сахара в крови), а по другому тоненькому проводку поступает инсулин из капсулы, вложенной в этот прибор, в нужном количестве. Ампулы хватает на 3 дня!
 Когда рассказали об этом российскому лечащему врачу, как лечат здесь, она сказала, чтобы ей сказки не рассказывали, т.к. никакой компьютер не поможет, если болезнь запущена. Вот так - не заинтересовалась, а приговорила больного – и всё! Правда, еще одной семье с ребенком она посоветовала репатриироваться в Израиль, чтобы помощь была эффективнее. Кстати, такой компьютер стоит 3500 долларов, а ребенку дается бесплатно.

Маме назначили операцию по удалению камней из желчного пузыря, но проверили на всякий случай все внутренности – вдруг еще надо что-то удалить, так чтоб сразу. Обследования она прошла – позавчера прямую кишку проверяли, так мама после процедуры у сестры спрашивала, делали ли ей что-нибудь, т.к. ничего не чувствовала. А в России такую процедуру еле вынесла – обезболивать почему-то было не принято.

Я сейчас не работаю ( убирала офис по 2 часа в день),нашу фирмочку по установке сигнализации на машины закрывают, т.к. она убыточна. Мне жаль даже не столько работу, как тех, с кем работала. Я с радостью ходила на работу, хотя иврит мой почти никакой. Но мы пытались общаться, даже о политике говорили.
 Тут, в Израиле, тоже хватает всякого. Тем более, мне жаль наш интернациональный коллектив. Араб-католик Джерис всегда пытался помочь - хоть передвинуть что-то или, наливая себе кофе, никогда не забудет налить и мне.
Парнишка араб-мусульманин Биляль всегда ополаскивал свой бокал после того, как я его помою, т.к. я "русская" - из "свиноедов", как и католики, потому он наши с Джерисом бокалы не брал.
Йеменский еврей Моти каждые 20 минут минут просил меня посидеть и отдохнуть, как и марокканская еврейка Далит, которой казалось, что я устала.

А недавно мне продуло кондиционером спину – не могла сгибаться почти неделю, вот тогда на меня кричали мои коллеги! Мне вообще не давали работать – все делали сами, даже кофейные чашки вечером помоют, чтобы я утром с ними не возилась. Только и слышала: «Сядь и пей кофе!». Даже выучила выражение: «Не раздражай меня!». Это была реакция моего начальника на мои попытки поработать для очистки совести.

Но тут масса других примеров. Одноклассница моей сестры, чтобы избежать сокращения, согласилась за 3 часа мыть 36 кабинетов. И это за минимальную зарплату, так еще не просто мыть, но чтобы и окна блестели, и пыли на столах не было. У нее нет тыла – она одна, а на пособие не разгуляешься, вот и согласилась заменить 2-х человек за смешную плату.
 И ведь в эти тяжелые условия ставят наши, "русские"! Наживаются за счет таких новичков и беззащитных. Впрочем, дочкиному мужу так и не заплатили за 2месяца работы 10 тыс шекелей (примерно 2,5 тыс. долларов) с прошлого года. Он уже выиграл суд, но деньги не вернул - их у нанимателя (он из Украины) нет, счета арестованы. И ничего не поделаешь – тут дикая юриспруденция, беспомощная перед непорядочностью, а «наши люди» всегда найдут лазейки. Но, как тут говорят, надо каждому в Израиле съесть свой кусочек дерьма. Наверное, в качестве прописки. А вы думали, что мы здесь только апельсины едим?

Письмо я почти дописала, а мой принтер еще из гарантийного ремонта не поступил – уже месяц! Тут у меня какие-то странные способности появились по подавлению работы оргтехники. Еще с аэропорта это стало проявляться. Не поверите – прямо мистика какая-то!
 Я уже говорю, что мне надо на границе Израиля стоять, чтобы, как полетит какая-нибудь ракета из Ирака, то, не долетая до меня, сломалась бы или назад полетела.
Так вот, в первый день прибытия в Израиль в аэропорту им. Бен-Гуриона (Тель-Авив) нас пригласили в кабинку для оформления документов. При наборе моей фамилии у служащей "сдох" компьютер, и нас перевели в другую кабинку.
При проверке зрения для оформления прав на вождение сдох компьютер для проверки глаз. Вот тетка верещала! Он же никогда в жизни не ломался, что же случилось?
 -Ба, дэвушка, ведь это Я села к тебе!
 В банке мы оформляли счета и вкладывали привезенные доллары на другой день по приезду в страну. Банковский компьютер сдох, естественно, чем потряс еще одну мадам. Но, когда половину моих долларов не просвечивала машинка для определения фальшивых купюр, мне уже стало смешно.
В итоге мне поверили на слово, что деньги я не рисовала вчера в самолете. Новые мои компьютер и сканер уже побывали в гарантийном ремонте, причем там нам сказали, что можно было их не везти, так как они тут же стали работать, а поломок не нашли. В общем, мою бы энергию - да в мирных целях!

И в конце выпуска о погоде. В наших палестинах наступила весна. Еще иногда днем идут грозы, температура 23-29 тепла днем и 11-14 – ночью.. Самый холодный месяц – январь, когда от грома аж дома трясет, ливни бешеные, и, бывает, что неделю солнца не увидишь. Остальные 360 дней солнце есть всегда. Но приятно, что зимой начинается сезон клубники – крупной, красивой.
Сейчас сезон бананов и апельсинов (или он круглый год?) – они по 1.5 –2 шекеля кг. Сегодня сварила молодую кукурузу ( у нее тоже сплошной сезон, как и у всех овощей), дыни и арбузы начинаются в марте, виноград же еще не очень вкусный.

 25 апреля 02 г или 5762 г по Израильскому календарю .

Продолжение:
http://proza.ru/2006/05/28-28