Звонок условностям

Ирина Моисеева
Вы замечали когда-нибудь, что вся наша жизнь венчается звонками?
С древних времен на Руси рождение нового человека знаменовалось звоном колоколов, как, впрочем, и смерть. Сейчас колокола заменены на электрические звонки: на дверях родильной и крематория. Выглядит, как конвейер на производстве: старт – звонок, окончание – звонок.
В ранний советский период все заводы издавали гудок к началу рабочего дня и гудок к окончанию.
Школа. Прямо скажем – режимное учреждение, имеющее много пугающих сходств с тюрьмой.
И там и там есть первый и последний звонки; и там и там есть расписание ; и там и там есть надсмотрщики – педагоги, карающие за провинность, и там и там есть заключенные, отбывающие срок от звонка до звонка.
Кто-нибудь задумывался над тем, зачем это нужно и почему так происходит?
Павлов вырабатывал условный рефлекс на собаках с помощью звонков: зазвенело – пошла слюна, выделился желудочный сок.
Прозвенел первый звонок – условный рефлекс гонит на работу/ в школу/ тюрьму. Прозвенел последний – дружно расслабляемся.
Первый звонок в лифте – мы готовимся к перегрузкам, в театре – к просмотру. Любой звонок, и телефонный, и велосипедный, и микроволновки – вырабатывает в нас определенный тип поведения.
И вдруг, раз – звон разбитой посуды: к чему? Зачем? Какой тип поведения? – не понятно. Мы впадаем в ступор. Нет условного рефлекса, диктующего, что делать в ситуации. Постояв пару секунд, поморгав, мы не спеша собираем осколки и выбрасываем в ведро.
И, если посуда начинает биться каждый день, уже не задумываясь и с радостью следуем новому условному рефлексу: выбрось в мусор.
Вся жизнь на условный рефлексах от звонка до звонка. Цирк дрессированных зверей, да и только. Легко, сытно, не задумываясь, как все. И командует цирком не менее рефлексивный директор. Всё под контролем до тех пор, пока не прозвучит звонок новой тональности. Но и на него мы придумаем свой условный рефлекс. Да вырабатываются условные рефлексы, господа! Ура!