Юй вэй - Книга Дождя

Игорь Бурдонов
ДОЖДЬ
УХОДЯЩИЙ В ДОЖДЬ
ПЕРЕМЕНЫ ДОЖДЯ
КОММЕНТАРИЙ ДОЖДЯ




ДОЖДЬ


Дождь.
Может быть даже
это дождь других времён и других стран.




УХОДЯЩИЙ В ДОЖДЬ


Дождь.
Может быть даже
это дождь других времён и других стран.
В каких мирах странствует Уходящий в дождь?
Нужно ли удивляться, когда увидишь его
у порога дома твоего?

Он будет сидеть у огня.
Он будет молчать.
Он будет пить чай.
И снова уйдёт в дождь.
От острова к острову - в океане дождя.

Дорогу пространства можно одолеть с помощью ног,
или с помощью колеса,
или с помощью крыльев.
По дороге времени бродит память.
На дороге души человеческой - дождь, дождь.
Из страны в страну,
из века в век,
из сердца в сердце.
Уходящий в дождь затягивает пояс,
поднимает воротник плаща
и уходит в дождь.
Бумажный зонтик.
Тяжёлый посох.
И что-то ещё - не поддающееся прочтению.




ПЕРЕМЕНЫ ДОЖДЯ


ВЕТЕР НЕБЕСНЫЙ
ОГНЕННОЕ ОЗЕРО
ОЗЕРО НЕБЕСНОЕ
ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР
ГРОМ В ГОРАХ


----------


ВЕТЕР НЕБЕСНЫЙ

Уходящий в дождь спросил Ветер Небесный:
- Плотные тучи укрыли небо.
Где же дождь? Где же дождь?

Ветер Небесный протяжно вздохнул,
приближаясь к земле:
- Они - с нашей западной окраины.
Это значит - из прошлого.
Это значит - из прошлого.

- Что несут они?

- Пыль веков.
Шелуху душ древних людей.
И больше - ничего. И больше - ничего.

По шести ступеням восходит ритуал вызывания дождя:

Нижняя называется - Поворот или Преодоление себя.
Вторая называется - Воображаемое странствие или Возвращение на путь.
Третья называется - На распутье или Внутренний разлад.
Четвёртая называется - Ученик или Осмотрительность в опасности.
Пятая называется - Старый дом или Обладание правдой.
Верхняя называется - Уже идёт дождь!


Сконцентрировав свои силы, простившись с близкими,
Уходящий в дождь уходит в дождь.

Луна близится в полнолунию.

Ветер Небесный протяжно вздохнул, покидая землю:

- Благородному мужу поход - к несчастью.


----------


ОГНЕННОЕ ОЗЕРО


Вслед на Ветром Небесным он радостно шёл через дождь.

Но есть ли в мире что-нибудь вечное?
Но есть ли в мире что-нибудь постоянное?

Кажется - нашёл свой путь,
а присмотришься - грядут перемены.

В глубинах Ветра Небесного рождался разлад.

И вот - уже нет дождя, уже нет ветра.

В холодной пустыне - Огонь над Озером!

Путь сворачивается в шестиугольник горизонта.
Уже не идёшь по пути,
а мечешься в замкнутом мире разлада,
подсчитывая потери.

Потеря первая: Конь потерялся. Вернётся ли?
Потеря вторая: Ни селения, ни хижины. Встретишь ли человека?
Потеря третья: Всё замерло, будто в ожидании казни.
Потеря четвёртая: Одиночество.
Потеря пятая: Найдёшь ли выход? Найдёшь ли выход?
Потеря шестая: Разлад и одиночество.


Увидишь свинью, покрытую грязью.
Увидишь - бесы наполняют твою колесницу.
Сперва натянешь лук против этого,
а потом отложишь его в сторону.

Огонь над Озером!

Остаётся лишь ждать иных перемен.

Когда-нибудь снова пойдёт дождь,
и Уходящий в дождь уйдёт в дождь.

И будет счастье.


----------


ОЗЕРО НЕБЕСНОЕ


Возвратный ветер спокоен и чист как озёрная гладь.

Смотришь вверх.
Что видишь ты в зеркале Озера Небесного?

Разве в нём что-нибудь есть?
Ничего.

Синяя пустота притягивает.
Вещи уходят в отсутствие, а оно не наполняется.
Отражённые образы возвращаются к земле.

Идёшь будто в плотной толпе.
Где вещи? Где образы? Как различить?

Твоя жизнь. Отражение твоей жизни.
Есть ли разница?

Ты полон сил. Ты полон решимости идти на прорыв.

Речь - это отражение.

Говори! Говори правдиво! Говори от себя самого!


Образ первый: Ещё не время. Не решаешься выступить.
Образ второй: В сумерках и ночью услышишь шум оружия. Не испугаешься?
Образ третий: Через разрушение к созиданию. Одиноко идёшь и встречаешь дождь. Если промокнешь, люди будут смеяться, но никто не осмелится усомниться в твоей правоте.
Образ четвёртый: Трудно идти. Трудно идти. Услышишь речи, но не поверишь им.
Образ пятый: Вот и вершина холма! Вздымаются травы! Найдёшь ли выход? Найдёшь ли срединный путь? Решайся!
Образ последний исчезает в тумане дождя. Кончились силы. Речь завершилась молчанием.


Уходящий в дождь исчезает в тумане дождя.

Или это только образ дождя?

Будет несчастье.


----------


ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР


Дождь делает вещи смутными и неясными.
Дождь делает вещи мокрыми и блестящими.

В зеркальном мире образов и отражений будто уходишь в даль бесконечного коридора.
Образ образа.
Отражение отражения.
Где же истинная основа?

В круговороте возвращения неудержимо несёшься и удаляешься.
Все вещи переворачиваются десять тысяч раз и перемены неостановимы.

Образ образа - как дуновение ветра.
Отражение отражения - как отблеск огня.
Зеркало зеркала рождает Огненный Ветер!

Пространство между Небом и Землёй -
точно плавильный котёл, в котором
бушует Огненный Ветер.
Прошлое переплавляется в будущее.

Этот жертвенник ждёт твоих подношений, Уходящий в дождь.
Чтобы вызвать дождь, нужно великое жертвоприношение.
Но не так-то просто его совершить.


Попытка первая: Жертвенный сосуд опрокинут вверх ногами. Ведь ты ещё не освободился от прошлого!
Попытка вторая: Жертвенный сосуд полон. Но где же твои сотоварищи? Они не идут к тебе.
Попытка третья: Ушки жертвенного сосуда обломились. Не вознести его на высокий холм. А внизу - даже если пойдёт дождь - он быстро иссякнет.
Попытка четвёртая: У жертвенного сосуда подломились ноги. Без твёрдой опоры - несчастье. Опрокинуты жертвы и жертвенник выпачкан.
Попытка пятая: Наконец-то у жертвенного сосуда новые золотые ушки. Можно поднять, но нельзя нести. Чтобы двигаться, нужен твёрдый стержень.
Попытка шестая: Яшмовый стержень продет в ушки сосуда. Жертвенник вознесли на высокий холм. Великое счастье.


Какую жертву принёс Уходящий в дождь?
Не себя ли?


----------


ГРОМ В ГОРАХ


Ветер кружит над Озером
Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня

Гром в Горах подобен летящей птице,
от которой остался лишь голос её.
Ностальгия...
Отчего теряется путь? Есть шесть ошибок пути.
Того, кто избегнет их, ждёт великое счастье.


Начальная ошибка - Рождение пути. Это подобно летящей птице - ты только провожаешь её взглядом. И ничего не можешь поделать.
Вторая ошибка - Слепота пути. Ты думал, что встретил цель, а это - что-то другое, только очень похожее. Ты прошёл мимо цели.
Третья ошибка - Неправедность пути. Ты ушёл вперёд, а совесть твоя за тобой не последовала. Жди нападения сзади.
Четвёртая ошибка - Инерция пути. Ты шёл и был весел, и не хотел останавливаться, и отбросил запреты. И куда ты пришёл?
Пятая ошибка - Эгоизм пути. Ты шёл, не оглядываясь, и забыл о других. За тобой никто не последовал, ты остался один.
Шестая ошибка - Смерть пути. Ты не обратил внимания на ошибки, и летящая птица удалилась. И ничего не можешь поделать.


Гром в Горах! И плотные тучи укрыли небо.
Будет ли дождь? Будет ли дождь?

Точно голос летящей птицы:
- Они - с нашей западной окраины.

Гром в Горах! Ностальгия...

Уходящему в дождь нужно быть стойким.
Он не поднимается к великим вершинам.
Он спускается в ущелье и слушает журчанье малого ручья.
Что же дальше?
Уже конец? Ещё не конец?

Бумажный зонтик.
Тяжёлый посох.
И что-то ещё - не поддающееся прочтению...




КОММЕНТАРИЙ ДОЖДЯ


Странствия Уходящего в дождь - не произвольное путешествие со случайными образами, а канонический процесс. Я вычленил его из древнекитайского текста "ЧЖОУ И", который в зависимости от понимания иероглифа чжоу, переводится как "Чжоуские Перемены" - "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу" - или как "Всеохватно-круговые (циклические) перемены". 64 гексаграммы "ЧЖОУ И" вместе с афоризмами и комментариями к ним описывают мировой процесс как последовательность 64-х мировых ситуаций, каждая из которых развивается по 6 ступеням - 6 чертам гексаграммы. Но и каждый частный процесс содержится в "ЧЖОУ И" как последовательность некоторого подмножества гексаграмм. Например, результатом гадания на тысячелистнике является пара гексаграмм, описывающих ситуацию настоящего и возможного будущего.

Чтобы вычленить "перемены дождя", я отбросил комментирующую часть - "И ЧЖУАНЬ" - и искал иероглиф юй-дождь в основном тексте "ЧЖОУ И", который называется "И ЦЗИН" - "Канон Перемен" или "Книга Перемен". Я обнаружил 6 вхождений иероглифа юй в тексты афоризмов к 5-и гексаграммам ## 9,38,43,50 и 62. Главной оказалась самая первая гексаграмма # 9 - здесь иероглиф юй встречается 2 раза: в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризме к её последней (шестой) черте. Для остальных четырёх гексаграмм иероглиф юй встречается по одному разу в афоризмах к отдельным чертам гексаграмм. Оставалось лишь осмыслить это пятичастное "путешествие в дождь" и дать ему образное истолкование.



Гексаграмма # 9. Сяо чу - Воспитание малым.
Переход: 9 38.
Гексаграмма # 38. Куй - Разлад.
Переход: 9 43.
Гексаграмма # 43. Гуай - Выход.
Переход: 38 50.
Гексаграмма # 50. Дин - Жертвенник.
Переход: 9+39 62 43+50.
Гексаграмма # 62. Сяо го - Переразвитие малого.
Переход.


----------


Гексаграмма # 9.
Сяо чу - Воспитание малым.
верхняя триграмма - сюнь-утончение; её образ - Ветер;
нижняя триграмма - цянь-творчество, её образ - Небо.



Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Ветра Небесного.

В афоризме "Книги Перемен" к гексаграмме в целом читаем:
"Воспитание малым.
Свершение.
Плотные тучи - и нет дождя;
они - с нашей западной окраины."
Здесь есть непереводимая игра слов, поскольку иероглиф чу-воспитание означает также "препятствие". Именно преодоление препятствия - лучший способ воспитания воли и выдержки. Для Уходящего в дождь речь идёт о "малом", то есть самом первом, препятствии на его пути.

Что же это за препятствие? Это - прошлое.

Для авторов "Книги Перемен" запад - это метафора прошлого, ибо запад - это земля предков, откуда более трёх тысяч лет назад племя Чжоу пришло в срединные царства Китая. Но в Китае дождевые облака, как правило, движутся с востока - с моря.

Облака, идущие с запада - из прошлого, не дают плодотворного дождя.

Преодоление прошлого, как необходимое условие продвижения вперёд, в "Переменах дождя" описывается в ритуале вызывания дождя, восходящего по 6 ступеням - 6 чертам гексаграммы.

И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (я комбинирую переводы Ю.Щуцкого и Р.Вильгельма и разбивку текста у Лю Да-цзюня в соответствии с разъяснениями А.Кобзева):
"Наверху сильная черта.
Уже идёт дождь, уже [все на должном] месте.
Возвысить добродетели, собрать женщин.
Луна близится к полнолунию.
Благородному мужу поход - к несчастью."
Это значит: первый этап завершён и путь открыт - идёт дождь! Но странствие Уходящего в дождь не будет лёгким - впереди его ждут новые испытания.


----------


ПЕРЕХОД: Из первой гексаграммы дождя #9 могут быть вычленены две "взаимопроникающие триграммы" - ху гуа, которые охватывают: 1) вторую, третью, четвёртую и 2) третью, четвёртую, пятую черты гексаграммы. Они используются соответственно как нижняя и верхняя триграммы для получения новой, производной гексаграммы, характеризующей более глубокое состояние ситуации. Это следующая, вторая гексаграмма дождя N 38 - Разлад:
#9 #38
Вот почему в "Переменах дождя" сказано:
"В глубинах Ветра Небесного рождался разлад."


----------


Гексаграмма # 38.
Куй - Разлад.
верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
нижняя триграммы - дуй-разрешение, её образ - Озеро.



В "Переменах дождя" гексаграмму изображает Огонь над Озером как символ разрыва: ведь Огонь стремится вверх, а Озеро - вниз, в глубину. Этот образ можно прочесть и как "Пылающее Озеро" или "Озеро Огня" - "Огненное Озеро" - символ опасной ситуации, вышедшей из-под контроля.

Развитие ситуации разлада описывается в терминах "шести потерь", соответствующих шести чертам гексаграммы. Ведь в процессе разлада человек ничего не может приобрести, а только теряет. Никакие действия не могут остановить разлад и лучше всего предоставить событиям течь так, как они протекают. Разлад - это ложная ситуация, не подлинное, а потому не постоянное положение вещей. Придёт время и разлад исчерпает сам себя. Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
"Остаётся лишь ждать иных перемен."
И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (с опусканием одной фразы, которая, согласно замечанию Ю.Щуцкого, является позднейшей комментаторской припиской):
"Наверху сильная черта.
Разлад и одиночество.
Увидишь свинью, покрытую грязью.
[Увидишь, что] бесы наполняют свою колесницу.
Сперва натянешь лук [против этого, а] потом отложишь его в сторону.
[Если,] выступая, встретишь дождь, то [будет] счастье."


----------


ПЕРЕХОД: Следующая, третья гексаграмма дождя #43 тоже получается из первой, главной гексаграммы дождя - гексаграммы # 9. Для этого обе триграммы нужно перевернуть, то есть зеркально отразить. Это называется принципом фань-обратность, соответствующим контрарному отрицанию, то есть отношению противоположности. Верхняя триграмма сюнь-Ветер превращается в триграмму дуй-Озеро, а нижняя триграмма цянь-Небо остаётся неизменной:
#9 #43 ВЕТЕР ОЗЕРО
фань
НЕБО НЕБО

Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
"Возвратный Ветер спокоен и чист как озёрная гладь."


----------


Гексаграмма # 43.
Гуай - Выход.
верхняя триграмма - дуй-разрешение, её образ - Озеро;
нижняя триграммы - цянь-творчество, её образ - Небо.



Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Озера Небесного.

Озеро - это озёрная гладь, зеркало воды. Зеркало рождает отражения, образы. А разве речь человека - не зеркало его сознания? Не отражение его жизни?

Согласно Ю.Щуцкому, знак дуй-Озеро первоначально изображал человека с раскрытым ртом. Поэтому этот знак в некоторых контекстах имеет значение "говорить", "возглашать". И действительно, весь текст к гексаграмме Гуай пронизан идеей речи, слова, говорения. В нём три раза встречается иероглиф "возглашать":
в афоризме к гексаграмме в целом - "правдиво возглашай";
в афоризме ко второй черте гексаграммы - "опасливо возглашай";
в афоризме к последней черте гексаграммы - "не возглашай".
Кроме того, в афоризме к четвёртой черте гекаграммы встречается слово "речь". Оно записано отдельной графемой янь, которая входит детерминативом во многие китайские иероглифы. В частности, в иероглиф юй - "речи", "слова", "язык". Именно этот иероглиф стоит в названии знаменитого исторического трактата "ГО ЮЙ" - "Речи царств" - памятника 4-3 вв. до н.э., составленный на основе более древних летописей. И, может быть, не случайно слово юй-речь является точным омофоном слова юй-дождь?

Но о чём же идёт речь в ситуации Гуай-Выход? Какие образы возникают здесь? В графике гексаграммы можно увидеть большое скопление творческих сил, изображённых пятью сильными чертами. А сверху - то есть впереди, в будущем - одна слабая черта. Это образ некоего выхода, возможности прорыва, возможности вырваться, решиться на что-нибудь.

Путь выхода, прорыва описан в "Переменах дождя" в "шести образах", соответствующих шести чертам гексаграммы.

Третья черта любой гексаграммы по символике "Книги Перемен" соответствует моменту кризиса в развитии ситуации, а именно - переходу от внутреннего к внешнему, то есть - выходу. И может быть, не случайно в афоризме именно к третьей черте гексаграммы "Выход" встречается иероглиф юй-дождь. Опуская две фразы, которые согласно Ю.Щуцкому, являются позднейшей припиской, читаем:
"Сильная черта на третьем [месте].
Благородный человек решается на выход.
[Он] одиноко идёт и встречает дождь.
Если [он и] промокнет, [то] будет досадно,
[но] хулы не будет."
А в конце пути исчерпываются силы, наступает слабость и речь завершается молчанием . В афоризме к последней черте гексаграммы читаем:
"Наверху слабая черта.
Безгласность.
В конце концов, будет несчастье."


----------


ПЕРЕХОД: Следующая, четвёртая гексаграмма дождя # 50 получается из второй гексаграммы дождя # 38 точно также, как предыдущая, третья гексаграмма дождя # 43 получалась из первой гексаграммы дождя # 9. А именно - с помощью переворота, то есть зеркального отражения обеих триграмм по принципу фань. Нижняя триграмма дуй-Озеро превращается в триграмму сюнь-Ветер, а верхняя триграмма ли-Огонь остаётся неизменной.
#38 #50 ОГОНЬ ОГОНЬ
фань
ОЗЕРО ВЕТЕР


Озеро - это символ зеркала. Ветер - "перевёрнутое" Озеро - это отражение Озера в нём самом.

Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
"Образ образа - как дуновение ветра."


----------


Гексаграмма # 50.
Дин - Жертвенник.
верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
нижняя триграммы - сюнь-утончение, её образ - Ветер.



Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Огненного Ветра.

Слово "огонь" может быть понято как "свет". И тогда Огненный Ветер - это Светоносный Ветер, Солнечный Ветер, Поток Света. В контексте зеркального мира образов и отражений, в который вступает Уходящий дождь (предыдущая гексаграмма # 43), это может быть понято как поток взаимоотражений. Ведь зеркалом отражаются на самом-то деле не вещи, а свет, испускаемый вещами. Или свет, отражаемый вещами. В мире отражённого света уже не найти ни источника света, ни вещей, отражающих свет. Всё есть отражения, отражения отражений... В этом иллюзорном мире всё переменчиво, ненадёжно и обманчиво. И хотя отражённое - это вроде бы возвращающееся, но можно ли назвать это возвращением к истинной основе? В круговороте взаимоотражений только всё дальше и все неостановимее удаляешься от неё.

И всё же в конечном счёте этот мир взаимоотражений сам является отражением чего-то реального - мира взаимопревращения вещей. И здесь уже огонь - это жар плавильного котла, в котором вещи переплавляются друг в друга и из прошлого выплавляется будущее. И чтобы вызвать дождь, уже недостаточно имитационного ритуала вызывания дождя - нужна реальная жертва на этом космическом огне. Уходящий в дождь должен совершить жертвоприношение. Во все времена и у всех народов это было чрезвычайно важным и совсем не простым делом. Человека здесь ждут непредвиденные трудности и испытания. Их преодоление в "Переменах дождя" дано в образе "шести попыток" жертвоприношения, соответствующих шести чертам гексаграммы.

В третьей попытке мы встречаемся с предупреждением: если жертвоприношение не будет проведено так, как нужно, цель не будет достигнута и человека ждёт раскаяние. В афоризме к третьей черте гексаграммы в "Книге Перемен" читаем (с учётом варианта перевода второй фразы, предложенного А.Кобзевым):
"Сильная черта на третьем [месте].
Ушки жертвенного сосуда обломились -
его передвижение застопорилось.
Жиром фазана не насытишься.
Как только [пройдёт] дождь,
[так он и] иссякнет.
Раскаяние.
[Но], в конце концов, - счастье."
Но в конце концов, если цель достигнута и жертва принята, будет великое счастье. И не слуайно в афоризме к последней черте гексаграммы речь идёт о яшме, которая в Китае считалась символом гармонической полноты развития всех высших каеств. Стоит ли после этого удивляться, что иерогиф юй-яшма - почти точный омофон иероглифа юй-дождь (разница лишь в мелодическом тоне второго звука)?


----------


ПЕРЕХОД: Первые четыре гексаграммы дождя образуют своеобразный полный цикл перемен:


9 38 43 50
ВЕТЕР ОГОНЬ ОЗЕРО ОГОНЬ
НЕБО ОЗЕРО НЕБО ВЕТЕР

Этот цикл построен из 4-х триграмм Ветер, Озеро, Небо и Огонь, каждая из которых встречается ровно 2 раза. Эти 4 триграммы - "сильная половина" от всех 8-и триграмм, то есть это все те триграммы, в которых сильных черт ян больше, чем слабых черт инь.

Ветер и Озеро превращаются друг в друга зеркальным отражением по принципу фань-обратность и становятся поочерёдно верхней и нижней триграммами гексаграмм. Небо и Огонь при перевёртывании не изменяются. Небо находится оба раза внизу, а Огонь - оба раза наверху.

Вторая гексаграмма дождя рождается из первой с помощью "взаимопроникающих триграмм" - ху гуа. Получающаяся пара гексаграмм порождает вторую пару гексаграмм дождя перевёртыванием каждой триграммы по принципу фань.

ху гуа
9 38
фань
43 50

В таком расположении гексаграммы и их тригаммы можно записать в клетках квадрата 2х2:

ВЕТЕР ОГОНЬ
НЕБО ОЗЕРО
ОЗЕРО ОГОНЬ
НЕБО ВЕТЕР

нижние
триграммы
НЕБО ОЗЕРО
НЕБО ВЕТЕР

Х

верхние
триграммы
ВЕТЕР ОГОНЬ
ОЗЕРО ОГОНЬ


Парность триграмм Озеро-Ветер и Небо-Огонь связана также с двумя каноническими расположениями восьми триграмм по сторонам света. Одно расположеие традиция приписывает демиургу китайской цивиизации легендарному императору Фу Си, другое - основателю Чжоуской династии Вэнь-Вану - Царю Просвещённому. Первое расположение соответствует "ПРЕЖНЕМУ НЕБУ" - сянь тянь - то есть первоприродному, генотипическому, априорному. Второе расположение соответствует "ПОСЛЕДУЮЩЕМУ НЕБУ" - хоу тянь - то есть природоявленному, фенотипическому, апостериорному.

ОЗЕРО НЕБО ВЕТЕР
ОГОНЬ Фу Си ВОДА
ГРОМ ЗЕМЛЯ ГОРА

ВЕТЕР ОГОНЬ ЗЕМЛЯ
ГРОМ Вэнь-ван ОЗЕРО
ГОРА ВОДА НЕБО


Алгоритм преобразования этих расположений друг в друга состоит из двух циклов по 4 триграммы в каждом:

ОЗЕРО ВЕТЕР НЕБО ОГОНЬ
ВОДА ЗЕМЛЯ ГОРА ГРОМ

Нижняя строка этой таблицы содержит две пары триграмм Вода-Земля и Гора-Гром. Вторая пара обраует последнюю - пятую - гексаграмму дождя (#62). Эта пара триграмм получается из пары Озеро-Ветер при инвертировании всех черт по принципу дуй-супротивность: сильная черта - слабая черта ( ян - инь). соответственно гексаграмма #62 может быть получена как из первой пары гексаграмм дождя #9 и #38, так и из второй пары - #43 и #50.

ВЕТЕР - ГРОМ дуй ОЗЕРО - ГОРА

9 62 38 43 62 50


Вот почему в "Переменах дождя" сказано:
"Ветер кружит над Озером
Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня"


----------


Гексаграмма # 62.
Сяо го - Переразвитие малого.
верхняя триграмма - чжэнь-возбуждение, её образ - Гром;
нижняя триграммы - гэнь-пребывание, её образ - Гора.



Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе Грома в Горах.

В "Книге Перемен" с этой гексаграммой связан образ летящей птицы.

Во-первых, в графике самой гексаграммы усматривается изображение летящей птицы: две средние сильные черты изображают её туловище, а две пары крайних слабых черт - её мягкие крылья.

Во-вторых, иероглифы "летящая птица" встречаются в афоризмах три раза: в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризмах к её крайним чертам - первой и шестой.

Кстати, во всей "Книге Перемен" иероглиф "птица", точнее - "длиннохвостая птица" - няо, встречается ещё только один раз, в афоризме к шестой черте гексаграммы # 56 ( Люй - Странствие) во фразе "птицам спалили их гнёзда". Но, как видим, здесь эта птица совсем не летящая.

Но что означает этот образ - "летящая птица"? Его следует понимать как "улетевшая птица", что становится символом упущенных возможностей как следствие ошибок в пути. В афоризме к гексаграмме в целом говорится: "От летящей птицы остаётся [лишь] голос [её]". В афоризмах к первой и шестой чертам гексаграммы следом за упоминанием летящей птицы стоит иероглиф "несчастье". При этом в последнем афоризме утверждается: "Летящая птица удалится".

В "Переменах дождя" развитие ситуации описывается в терминах "шести ошибок пути", соответствующих шести чертам гексаграммы. Последняя, шестая ошибка уже непоправима: "птица улетела" и это означает "смерть пути". Вот почему большое значение имеет непосредственно предшествующая, пятая черта гексаграммы - центральная черта триграммы чжэнь-Гром, то есть "голоса птицы". Именно в афоризме к этой черте встречается иероглиф юй-дождь, но - со знаком отрицания:
"Слабая черта на пятом [месте].
Плотные тучи - и нет дождя;
[Они] с нашей западной окраины."
Здесь снова возникает образ прошлого. Но как его "отголосок", потому что прошлое безвозвратно ушло - "улетело". Вот почему в "Переменах дождя" сказано: "Ностальгия".


----------


ПЕРЕХОД: Итак, "путешествие в дождь" заканчивается там, где оно началось - тем же самым афоризмом об "облаках из прошлого". Об этом же говорят и названия первой и последней из пяти гексаграмм дождя: Воспитание малым - Переразвитие малого. То, что вначале было лишь первым, малым препятствием, способствующим воспитанию, оказалось непреодолённым, и это привело к его переразвитие в уже непреодолимую преграду. Весь путь заканчивается афоризмом к последней черте гексаграммы:
"Не встретишь, [и] пройдёшь мимо.
Летящая птица удалится.
Несчастье.
Это называется бедствиями и бедами."
Что же дальше?

Неужели всё потеряно, Уходящий в дождь потерпел полное поражение и это - "уже конец"? Да, так действительно называется следующая по "Книге Перемен" гексаграмма # 63 - Цзи цзи. Но она не последняя в мировом цикле! Последняя гексаграмма #N 64 называется Вэй цзи - "Ещё не конец!".

И это даёт надежду на возобновление пути, хотя бы и с его исходной точки - с первой гексаграммы дождя.

Так "Перемены дождя" оказались "всеохватно-круговыми", "циклическими".


Идущие в дождь не оставляют попыток встретить на этом пути что-то очень важное.

Они идут
из страны в страну,
из века в век,
из сердца в сердце.

Они уходят в дождь.
Может быть даже
это дождь других времён и других стран.


Бумажный зонтик.
Тяжёлый посох.
И что-то ещё - не поддающееся прочтению.