О преобразовании чужого в свое

Алхел Манфелд
О преобразовании «чужого» в «свое»

Основные законы диалектики: о единстве и борьбе противоположностей, переходе количества в качество и отрицания отрицания вполне можно дополнить еще одним – «Законом преобразования чужого в свое» или «Законом обладания».
Остановимся на самом мирном его варианте – преобразовании чужих мыслей в собственные.
В начале попытаемся ответить на вопрос – а зачем это нужно?
Оставим за скобками чисто утилитарную плоскость «товарообмена» общества и индивида, в котором общество в обмен на допуск к средствам поддержания жизнедеятельности и адаптации в нем, требует некую сумму знаний и умений. Путь постижения с помощью собственного опыта, ввиду гигантской совокупности накопленных и востребованных знаний, не срабатывает начиная, наверное, со средних веков. А по сему приходится полагаться на чужой, закрепляя его практикой.

Нас больше интересует духовный опыт человека.
Большую часть духовного самостроя среднестатистический человек предпочитает делегировать во вне – религии, общественной идеологии, устоявшимся моральным принципам, потребляя уже готовые формулы и положения. Но жизнь многообразна и еще не создан фолиант, прописывающий все случаи, требующие моральной оценки. И хотя повседневность скорее нейтральна к категориям добра и зла, в случае возникновения «отклонений» человеку приходится опираться на хотя бы минимальные, но собственные умозаключения. Собственного опыта для этого, увы, часто не хватает, вот и приходится полагаться на внешний.
Живопись – это сочетание красок и линий, принципы гармоничности которых нам задает природа или наше тело, как часть той же природы. Литература, если продолжить аналогию, является сочетанием слов (красок) и сюжетов (линий). В отличие от дидактики, философских трудов, она подобно сюжету в живописи облегчает восприятие излагаемых идей. (Никто не отрицает самоценность самого словесного потока, оторванного от какого-либо сюжета, но это скорее маргинальный случай, чтиво для изощренных эстетов).
Универсальность книг и вообще литературы состоит в том, что, озвучив голый принцип, она сразу же дает пример его воплощения в жизнь, применения к обыденным жизненным ситуациям, с которыми может столкнуться реально или в воображении читающий, т.е., возвращаясь к выше сказанному, облегчает «духовный самострой».

Но слово прочитанное - не есть слово воспринятое. Появляется еще один посредник – память. Обычно человек может запомнить только малую часть прочитанного и, скорее всего, только то, что вызвано необходимостью или созвучно его мыслям и идеям.
Как расширить этот горизонт восприятия?
А надо ли? Отвечу скорее положительно, чем отрицательно. Прочитанное или в более общем варианте – воспринятое, должно погрузиться в нас и пройти значительную «переплавку», превратившись в некий набор кирпичиков нашей модели мироздания. И чем больше и разнообразнее этот строительный материал, тем внутренне богаче становится человек.
Последнее, помимо чисто морального удовлетворения, подпитываемого некой толикой восхищения окружающих, имеет и утилитарную ценность. Человек в итоге становится более адаптивным к внешней действительности, а, значит, увеличивает количество возможных сценариев реализации своей судьбы. Жизнь наша, увы, состоит не только из подъемов, но и временных спадов и успешность достижения очередной вершины часто определяется многообразием способов движения к ней.
Но есть одно существенное «но». Внутренний мир формируется внутренним осмыслением. Это то, что выстраивается самим человеком и отнюдь не тождественно сумме накопленных знаний. И здесь мы плавно подходим к способам преобразования «чужих» мыслей в «собственные», как одному из этапов «большого строительства».
Можно выделить три действенных метода этого преобразования.
Первый достаточно прост и требует только некой систематизации полученного материала для удобства пользования.
Это ВЫПИСКИ или КОНСПЕКТИРОВАНИЕ прочитанного. Основной недостаток – пассивность восприятия, но полученное в итоге вполне может служить исходным материалом для последующих ступеней.
Следующий уровень – КОММЕНТАРИИ к прочитанному. В русле высказанных автором идей – несколько абзацев-иллюстраций на основе собственного опыта.
Высшая стадия - РАЗМЫШЛЕНИЕ на заданную тему («телега»). В отличие от предыдущего уровня чужая мысль служит только для обозначения темы, и количество авторского материала намного превосходит исходный.
На мой взгляд, в качестве образца такого чистого размышления можно привести медитации Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), особенно по Евангелиям и трудам Ницше.
 «Телегами» в свое время увлекались хиппи и, говорят, что становление Пелевина произошло благодаря именно им.