Старая крепость

Алона
Утро застало нас не светло желтыми лучами восхода, а уже яркими белыми лучами почти полуденного солнца. Вершина соседней горы еще была покрыта легкими облаками, но они быстро сползали вниз, растворяясь в гуще деревьев Карадакского леса, уступая место полуденному зною. Дорога вниз шла среди живописных горных хребтов, усеянных то густым кустарником, то желто-зеленой травой, а то и вовсе обнажая серую горную породу. Впереди, залитое бликами солнца, открывало свои просторы море. Вся природа как будто замерла, чувствуя, что полуденный зной не пощадит ни кого.
И вот последний поворот и за ним серая лента дороги теряется в гуще городских построек. Это Судак. Еще совсем немного и взору открывается, то ради чего сотни лет торговцы и странники проделывали опасные путешествия из Древней Кафы в Элладу, рискуя своими кораблями, входили в узкую бухту средневекового торгового города – это Судакская крепость. Сейчас из-за неосведомленности экскурсоводов все туристы и жители города называют памятник – Генуэзская крепость, видя впечатляющие стены, башни и ворота итальянской постройки. Но лишь немногие историки знают, что таит в себе земля, по которой так вольно ходят туристы, восхищаясь и фотографируя то, что видно на поверхности.
Наш раскоп находится в самой дальней части крепости, около ворот, которые выходят к морю. Есть неповторимые минуты подлинного счастья, когда ты, работая несколько часов, перекидывая кубометры земли, расчищая метр за метром неясные доколе сооружения вдруг, видишь, что земля стала менять цвет, стала тверже, и в ней стало все больше и больше керамики и остатков металлических изделий. И если отойти на несколько метров, то взору откроется теперь понятная постройка, с узором в кладке стен, с ровным полом, входом и очагом в центре… Это то, что археологи называют «руками творить историю». Позже по совокупности таких построек, домов, полов будут написаны книги, рассказывающие о том, как где и когда жили люди, чем они занимались. И очень мало кто задумывается о том, как эта история обретает свою вторую жизнь…
Полная луна привычно создает широкую дорожку света на морской глади. От ее яркого света становятся блеклыми бесчисленные звезды в небе, а на окрестные долины ложатся длинные черные тени от горных хребтов. В такие минуты кажется, что за сотни лет ничего не изменилось и вот-вот к причалу около отвесной скалы причалит средневековое судно, выдут люди и понесут свои товары по освещенной луной тропе наверх, в крепость, где их встретит спящий город…