Атеистическая компиляция на тему религии

Андрей Ежгуров
Вот, решил порассуждать о религии. Не о конкретном вероучении, а о религии, как общечеловеческом явлении.

Почему вообще появляются религии? Первая и самая очевидная причина - ужас человека перед смертью.

Есть религии, где нет бога, но я не знаю ни одной религии, где не было бы бессмертной «души». Человек боится смерти. Боится не самого факта смерти, а осознания своей «конечности», осознания своего «несуществования». Насколько проще и комфортнее думать, что ты (личность) - это не тело, а некая бессмертная сущность, что смерть - это только переход в новое состояние, исполнение желаний, перерождение в новом теле...

И именно здесь атеизм проигрывает религии. Слишком это большое искушение - уйти от абсолютного холода осознания, что смерть - это полное прекращение себя к такому приятному теплу надежды на бесконечное существование. И, думаю, многие из тех, кто объявляют себя атеистами, верят в существование души.



Понятно, это не единственная причина первоначального появления религий. Любая языческая религия пытается дать рациональное объяснение окружающему миру. Так что это тоже можно считать фундаментальной потребностью человека. Даже самый враждебный дух лучше, чем неизвестность. Дух хоть и злобен, но рационален. Его логика познаваема и поведение предсказуемо. В конце концов его можно задобрить...

По мере развития цивилизации картина мира, рисуемая религией, либо становится все более абстрактной - от одушевления явлений природы к, например, ветхозаветному «Вначале было слово. И слово было у Бога. И слово было Бог», либо религия вообще отказывается от объяснения мира, превращаясь, скорее, в философское учение.

N.B. Здесь надо сделать небольшое отступление. Говоря о религии, я пока ни слова не сказал о церкви. Церковь - это коммерческо-политическая организация, самовольно провозгласившая свое право вещать от лица бога и преследующая цели, никакого отношения к религии не имеющие (и более того, часто полностью противоположные религиозным догмам). Можно вспомнить и крестовые походы католичества и пещерную юдофобию православия и современную войну исламистов против христианской цивилизации (притом, что ислам почитает Христа - как пророка, непосредственного предшественника Мохамеда, а самих христиан считает единоверцами).

С возникновением же технологической цивилизации функция объяснения мира перешла от религии к науке. Религия пытается сохранить остатки влияния на стыке физики и философии (например, «начало всего сущего»), но по мере развития науки таких островков остается все меньше. И сейчас церкви (к сожалению, без ее упоминаний обойтись не получится) приходится подстраиваться под науку - например, трактовать библейское «сотворение мира» не как истину, а как метафорическое описание эволюции вселенной, данное в понятном для той цивилизации виде.

N.B. Разумеется, есть организации (опять же преследующие цели, очень далекие от собственно религии) до сих пор пытающиеся трактовать религиозные тексты буквально. Но тот же креационизм у любого образованного человека ничего, кроме смеха, вызвать не может.



Самое интересное, что и возникновение «абстрактных» религий и развитие науки никак не повлияло на язычество. Просто язычество либо стало частью церкви - абсолютно языческая масленица, толпы «святых» в православии и католицизме (язычество в чистом виде, никакого отношения к христианству не имеющее), либо перешло в разряд преданий, фольклора, суеверий (от домового до «плюнь через плечо»). Более того, это неоязычество активно развивается: можно вспомнить и гремлинов (злых духов, портящих технику), «изобретенных» авиационными техниками в 40-х годах XX века, и более позднего барабашку...

N.B. Вытеснение религии (требующей только веры) наукой (для понимания которой необходимо и образование и некоторые интеллектуальные усилия) привело к неприятному побочному эффекту - возникновению лженауки (от спиритизма XIX века, до современных парапсихологии и новой хронологии) - откровенной лжи, маскирующейся под научные теории, но при этом не приводящей никаких научных доказательств своей истинности и в своих «проповедях» активно воздействующей на эмоции.



Но по мере развития общества, его расслоения, усложнения отношений между людьми, у религии возникает новая функция - формирование и поддержание социальных отношений. Фактически, на религию были возложены те функции, которые в современном «западном» обществе выполняют уголовный кодекс (законы писанные) и социальные стереотипы - мораль, нравственность, обычаи, правила хорошего тона (законы неписаные, но часто выполняемые куда более жестко, чем тот же УК).

К сожалению, эта функция религии не изжита даже в «технологически развитом» обществе (хотя там демонстрация религиозности превратилась во многом из реальной веры в вышеупомянутое правило хорошего тона). Что уж говорить об исламском мире, переживающем сейчас рассвет религиозности...

N.B. Церковь любит говорить о своей монополии на мораль, нравственность, духовность. Но все ее рассуждения сводятся к шулерской подмене терминов - ставится знак равенства между этими понятиями и религиозностью. Что, безусловно, не соответствует действительности. Более того, никакой связи между религиозностью и нравственностью в принципе быть не может. Думаю, любой может привести примеры искренне верующих подонков и абсолютно порядочных атеистов... Собственно, всю мораль и нравственность можно свести к единственному «золотому правилу»: «не делай другим того, что не хочешь, чтобы делали тебе», в которое укладываются и 10 заповедей и множество других ограничителей самых разных религий.

N.B. По мере развития обещества происходит процесс постепенного сращивания церкви и государства (от фараон-бог до император-«помазанник божий»), постепенного перехода церкви от религиозного догмата к обслуживанию интересов власти. Но со временем общество перерастает религию и начинается разрыв между ним и церковью. Процесс длительный, тяжелый, часто кровавый (инквизиция возникла именно в эпоху Возрождения). И до сих пор продолжающийся даже в самых развитых странах. Что уж говорить про Россию, переживающую тяжелый приступ религиозного мракобесия.



Но поддержка церковью социальной стабильности невозможна без страха.

СТРАХ... Не обещание абстрактного счастья (много ли людей вообще знают, что такое счастье?), а именно страх перед куда более конкретной болью... Вся современная цивилизация построена на страхе. Страх перед наказанием дома и в школе, страх перед уголовным кодексом, страх быть изгнанным из своего круга, страх перед вечными муками в аду...

Да, религия снимает страх смерти, но взамен пытается внушить страх перед нарушением своих догматов. Но пока есть страх, как отличить действительно нравственного человека (который поступает так не из-за страха, а по собственным убеждениям) от подонка, боящегося наказания?

«Если бога нет, то все дозволено»... Красивая фраза... Только если вдуматься, то персонаж Достоевского низводит человека до уровня животного, которое может придерживаться правил только под страхом наказания. И те, кто сейчас кричит о необходимости религиозного воспитания в школе - они ведь тоже считают нас баранами, в принципе не способными быть нравственными не из-под палки, а по собственному желанию.



P.S. Разумеется, я перечислил только некоторые функции религии. Например, не говорилось о том, что религия придает смысл жизни. Очень уютно считать, что ты для чего-то нужен, что ты - часть высшего замысла. Грех гордыни, не осознаваемый грехом. И куда менее приятно осознавать, что разум - это всего лишь побочный эффект эволюции, что никакой высшей цели у твоего существования нет и быть не может.