Смотритель аттракционов

Сергей Смирнов
«Смотритель аттракционов»

фантастический рассказ из сборника «Вся правда о роботах».

Этого старого робота звали Доминик. Он был сделан ещё в те давние годы, когда роботы были редкостью, и люди давали им имена. Сейчас от тех времён остались лишь огромные свалки мусора на окраине Мегаполиса, по которым бегали голодные своры бездомных механических собак. На одной такой свалке и жил Доминик. Он был совсем один. Все его собраться, такие же как он – неуклюжие, железные, человекоподобные машины – давно уже канули в небытие, потому что не могли жить без энергии, а люди перестали давать им новые батарейки. У этих людей давно уже были совсем другие машины и совсем другая жизнь. И в этой жизни не было места и Доминику.
Но ему повезло. Он вовремя успел сообразить, что нужно делать, чтобы люди опять давали ему батарейки. Он придумал построить парк аттракционов. Прямо здесь, посреди необъятных мусорных куч, которые в изобилии поставляли ему материал для своих экспонатов. Правда, это был не совсем парк, а просто расчищенное от мусора место, заботливо огороженное сеткой от бродячих механических собак. Здесь же стоял и его домик, сделанный из обрубка ржавого корпуса старой ракеты.
Каждое утро, когда над Мегаполисом вставало новое синтетическое солнце, Доминик отправлялся бродить по ближайшим мусорным кучам и собирал там палки и камни. Это всё будет нужно людям для выражения своих чувств, когда они придут вечером смотреть экспонаты его парка аттракционов. И принесут в качестве платы новые батарейки. После обеда Доминик расставлял по местам разные диковинные предметы в своём парке, и возле каждого насыпал груду палок и камней. И ждал посетителей.
Ближе к вечеру в его парке появлялись люди. Доминик немного боялся новых людей, они были совсем не похожи на тех, кто постороил его и дал ему имя. Но он должен был развлекать их, чтобы не остаться без энергии и самому не превратиться в металлолом на растерзание бродячим механическим собакам.
Людей в парк аттракционов Доминика приезжало человек десять-двадцать. Весёлых, шумных, беззаботных. По одному, по двое, и даже целыми семьями, с детьми и внуками. Старый робот собирал их в одну группу и вёл к первому аттракциону.
— Уважаемая публика! Представляю вашему вниманию эти странные предметы, которые когда-то назывались книгами. Ваши предки писали их буквами, и читали когда было светло. И ещё, – вы не поверите, – в них они хранили разную информацию!
— Ха-ха-ха!!! — покатывались со смеху люди и бросали в книги палки и камни.
Потом Доминик вел посетителей к другому аттракциону.
— А здесь, уважаемая публика, вы видите то, что раньше называлось картинами. Ваши далёкие предки пытались рисовать то, что видели вокруг себя. И сами знали, что это получается у них не похоже на правду.
— Ха-ха-ха!!! — покатывались со смеху люди и бросали в картины палки и камни.
Доминик давал людям повеселиться всласть и вёл посетителей к другому аттракциону.
— А вот эти куски разноцветной материи со множеством отверстий называются одеждой. В эти отверстия ваши предки просовывали руки и ноги и так и ходили, чтобы не было холодно.
— Ха-ха-ха!!! — покатывались со смеху люди и бросали в одежду палки и камни.
За этим аттракционом следовал другой.
— Посмотрите, уважаемые люди, вот эти разнообразные примитивные приборы когда-то служили науке. Некоторые приборы позволяли разглядеть микроскопические живые организмы, а другие позволяли увидеть звёзды и галактики, которых с Земли не видно.
— Ха-ха-ха!!! — покатывались со смеху люди и бросали в приборы палки и камни.
Доминик смотрел, как развлекаются люди, и его механическое сердце обливалось смазочным маслом из повреждённых трубок. Но он должен был делать эту работу. И звал людей к следующему аттракциону.
— Посмотрите! Вот это круглое нечто называется колесом! С его помощью ваши древние родственники перевозили разные грузы, даже те, которые весят больше их самих!
— Ха-ха-ха!!! — покатывались со смеху люди и бросали в колесо палки и камни.
Веселье было в самом разгаре. Экспонаты следовали за экспонатами.
— Подходите сюда, люди! Здесь ваших детей ждёт особенное зрелище! Дети, вы видите эти жёсткие и мягкие маленькие предметы, которые сделаны похожими на настоящих животных и людей? Эти предметы раньше назывались игрушками, и прежние ваши ровесники могли играть с ними целыми днями!
— Ха-ха-ха!!! — покатывались со смеху дети и бросали в игрушки палки и камни.
Аттракционов было множество. Люди обходили их по очереди и плакали от смеха, когда Доминик рассказывал им о том, для чего и как были сделаны все эти странные старые предметы. А когда все аттракционы были пройдены, люди просили Доминика рассказать им самое смешное, что он обычно рассказывает всем своим посетителям напоследок. Доминик выходил в круг, делал серьёзное лицо и начинал говорить.
— А вот сам я когда-то работал в театре. Я поднимал и опускал занавес. Театр – это такой большой дом. В нём ваши предки делили себя на актёров и зрителей. Актёры выдумывали и играли разные истории, которых не было, а зрители приходили на это смотреть и даже переживали за героев, которых не было. Это было одно из любимых занятий ваших предков.
— Ха-ха-ха!!!!!! — умирали со смеху люди и бросали в Доминика палки и камни.
Потом люди давали старому роботу новые батарейки и довольные уезжали обратно в Мегаполис. Доминик собирал свои экспонаты и бережно укладывал те, что не пострадали, в ящики до следующего раза. На закате синтетического солнца он уходил в свой дом, сделанный из старой ракеты и зажигал изъеденную антиматерией допотопную световую палочку. Слабо освещённый её неровным светом, он вставал перед обломком настоящего зеркала и, достав из укромного места ветхую книжку, принимался учить наизусть старые строки:
— Быть или не быть –
вот в чём вопрос...
А вокруг бродили бездомные механические собаки и жадно смотрели на одинокое светящееся окно.