О психологии национализма

Григорий Залевский
Есть склад мышления, который влияет на суждения по любому поводу. Название его - "национализм". Ничтоже сумняшеся, к нему приклеены ярлыки "хорошие" и "плохие". Националисты осуществляют себя с одной-единственной нацией, ставят ее выше понятий добра и зла.

Как и националисты, "патриоты" - приверженцы определенного места и образа жизни, которые считают лучшими в мире и готовы навязать их силой другим людям. И националисты, и патриоты включают в себя фанатическую верность своему правительству, собственной стране или группе, в которую входят.

Мысли националиста всегда направлены на победу собственного народа и поражение или унижение "противника". Националист уверен, что его страна лучшая в мире, даже когда факты против этого. Он способен на самую вопиющую бесчестность, ибо уверен в собственной правоте.

Любой вопрос он решает в пользу своей страны, не утруждая себя подбором аргументов, не брезгает оскорблениями и сквернословием по адресу иноземцев - своих "врагов". Его эстетические суждения, особенно литературные, искажаются. Самую лучшую книгу, критикующую его страну, он называет вражеской, скатываясь к настоящей цирковой эквилибристике. При этом себя он (или она) бесчестным не считает.

Доминирующей формой национализма в нашей стране является старомодный "ура-патриотизм". Ура-патриоты считают свом долгом оправдывать любую политику властей, бесконечно повторять одну и ту же тему, которая несмотря на вымученную искусность проста и скучна.

В каждом предложении, которое он произносит, подчеркивается превосходство собственного народа над инородцами, национальный престиж. Ни один националист никогда не думает, не говорит и не пишет ни о чем, кроме превосходства собственного народа или группы. Он готов твердить не только в превосходстве национального характера и военной мощи, но и духовности, нравственности, русской культуры, искусства, литературы, даже климата.

Националисты распространяют свой собственный язык в ущерб языку "противника". Состояние ума националиста остается неизменным; объект его чувств может меняться, а иногда и вообще выдумываться, язык - становиться вульгарным, более глупым, более злобным, более бесчестным.

В Америке, в которой я сейчас живу, народ очень религиозен. Американцы по-настоящему любят свою страну. Однако, общественное мнение не позволит националистически настроенному индивидуму выпячивать страну собственного рождения, а посему большинство населения Америки приближается к подлинному интернационализму - идее равенства и братства всех народов, независимо от их национальной принадлежности.

Националисты всегда ищут козла отпущения, умеют не видеть сходства между аналогичными фактами, любое действие расценивают как хорошее или плохое не по действительному достоинству, а в зависимости от того, кто его осуществляет. Подлоги, убийства, тюремные заключения, массовые депортации, тюремное заключение по ложным обвинениям и клевете всегда находят оправдание, если их совершает "наша" сторона.

То же самое происходит и с историческими событиями. Любые подвиги военщины становятся доблестными, безгрешными в моральном отношении, т.к. делаются во имя "правого" дела. Если оглянуться на последние десять лет, то с трудом найдешь хотя бы один день, когда не происходило бы зверств или массовых убийств.

Националист не только не осуждает преступления, совершаемые его собственной стороной, но и предпочитает не знать об их существовании, находиться в неведении. Огромные по масштабам события, вроде голода на Украине в 1933 году, расстрелы "врагов народа", уничтожение евреев во время войны, унесшие жизни миллионов людей - фактически прошли мимо внимания большинства русофилов.

Эти известные факты не проникли в националистическое сознание, привычно отодвигаются в сторону, не берутся в расчет. Националист живет в некоем фантастическом мире. Если ему представится возможность, обязательно перенесет часть своих мечтаний в исторические сочинения. Большое число таких писаний является всего-навсего подделкой. Факты замалчиваются, даты меняются, события, которые по мнению националистов, не должны иметь места - полностью отрицаются.

Поскольку спецслужбы (СС) непрерывно осуществляют коррекцию материалов в рунете и СМИ, им удается производить правку задним числом, вставлять нужную органам информацию. Для этого используются всевозможные подтасовки и фальсификации. Привлекаемые для этой работы авторы попросту лгут.

Конечно, правду найти можно, но материал подается настолько искусно, что обыкновенного читателя можно провести на мякине, он проглотит любое сообщение, так и не выработав собственного мнения. Общая неопределенность и запутанность склоняет людей к самым сумасшедшим верованиям. (См. Анна Полянская, Андрей Кривов, Иван Ломко "Виртуальное око старшего брата". Журнал "Вестник", № 320, 30 апреля 2003 г.).

Националист не очень стремится знать правду, то, что происходит на самом деле. Ему лишь нужно чувствовать, что его группировка опережает другую. Поэтому, как правило, националистические споры неубедительны и малопродуктивны. Некоторые националисты недалеки от шизофрении - они счастливы, живя в мечтаниях о своих "победах", которые к окружающей действительности не имеют никакого отношения.

Духовные стереотипы присущи всем формам национализма. Мир мучают заблуждения и ненависть, сплетенные в запутанный клубок. Антисемитизм более естественен людям консервативного направления, тем, кто подозревает евреев в ослаблении национальной морали и обескровливании национальной культуры.

Прежде всего задача состоит в том, чтобы выяснить, кто вы такой(ая) на самом деле, каковы действительные ваши мысли, чувства, а потом попытаться разобраться в своих привязанностях.

Если вы ненавидите и боитесь Запада, завидуете богатству и мощи Америки, если вам отвратительны евреи, если вы ощущаете свою неполноценность по отношению к интеллигенции - вам необходимо постараться избавиться от этих чувств простым усилием ума. По крайней мере, вы можете осознать, что они у вас есть, и помешать им отравлять вашу душу.

Эмоциональные желания должны существовать в человеке бок о бок с признанием реальности. Но это, повторяю, требует моральных усилий, широких взглядов на жизнь. Мировая литература и интернет показывают, однако, что немногие из нас готовы к подобной "перестройке".