Дело непогашенной луны Хольма Ван Зайчика

Алхел Манфелд
«Дело непогашенной луны»
Хольма Ван Зайчика

В двух предыдущих рецензиях (см. «Дела...» Хольма ван Зайчика и «Дела...» ван Зайчика – краткое содержание) мы уже писали о первых шести романах цикла «Евразийская симфония. Плохих людей нет».
Роман, открывающий третью цзюань (подцикл) - «Дело непогашенной луны» резко отличается от предыдущих произведений авторов, скрывающихся под этим псевдонимом.
Если для характеристики предыдущих книг больше подходит слово «как», как происходили события в реконструированной ими стране - Ордуси, то последний роман пытается ответить на вопрос «почему». Причем тема затронута весьма болезненная – еврейский вопрос.
Это роман-полемика. Полемика с книгой Солженицына «Двести лет вместе», полемика с ортодоксальными иудаистами, полемика с самими собой.
***
В романе несколько сюжетных линий.
Помимо Бага и Богдана – главных героев всей эпопеи, в нем описывается еще жизнь и воззрения Мордехая Ванюшина – создателя ордусского ядерного оружия, в котором без труда просматривается прототип - академик Сахаров.
Сюжет завязан вокруг нескольких событий – празднования 60-летия Иерусалимского улуса, похищения изделия «Снег» и межнационального конфликта в Теплисском уезде (читай – Грузии).
Ордусь, озабоченная нарастанием в Германии националистических настроений и отношениям к евреям (ютаям), выделяет им земли в Тебризском улусе (Палестине) и проводит их массовую эвакуацию. Действие в романе происходит в момент 60-летия этого события.
Изделие «Снег», разработанное Ванюшиным, предназначалось для уничтожения космических тел, угрожающих Земле. По решению руководства Ордуси работы в этом направлении были прекращены.
У Бага, не по своей воли расставшегося с Великой Принцессой, наступает душевный разлад. Вследствие неумеренного потребления эрготоу (местной водки), он становится слишком жестоким с человеконарушителями в результате чего отстраняется от работы. Неожиданно выясняется, что Судья Ди – его кот - совсем не простых кровей, и чтобы продолжить наследственную линию Баг отправляется в Теплис к хозяйке кошки Беседер - Гюльчатай-Сусанне Гохштейн. Неожиданно он попадает в самый центр межнационального конфликта и, следуя далее за организатором беспорядков, тоже оказывается в Иерусалиме.
***
Как мы уже упомянули, в «Деле непогашенной луны» делается попытка ответить, почему ютаев нигде не любят и всюду изгоняют.
Можно выделить несколько основных пунктов.
Прежде всего, источник неприязни к еврейству следует искать в координатах «свой-чужой». Нация, живущая на чужой территории и в чужом государстве обычно ассимилируется, мало чем отличаясь от коренных жителей. Но следование иудаизму с его кошерностью, кучей запретов и правил, одеждой, делает иудеев чужими в любой среде.
Иудаизм буквально воспринимает исторические реалии, перенося в современность отношения давно минувших дней. При этом настолько сильна вера в свою исключительность и эксклюзив на прямое общение с богом, что у других народов естественно возникает вопрос, чем эти притязания обосновываются. В романе это послужило основой нескольких конфликтов.
Вера породила и основную отрицательную черту еврейства – в народе называемую «хитрожопостью». Создав огромное количество запретов, ютаи веками тренировались на их обходе, что невольно переносится и в повседневную жизнь. Здравомыслящему человеку трудно понять, как можно на полном серьезе обсуждать такие «важные» вопросы, как процесс заварки чая в шабат, время разделяющее прием мясной и молочной пищи, процесс молитвы при пении женщины или открытой двери туалета. Но стоит просмотреть книги ортодоксальных иудаистских издательств и вы поймете, что это пища для умов на многие годы.
В таком деликатном вопросе, как еврейский, нельзя быть голословным и авторы в доказательство своей точки зрения приводят обширный исторический материал и анализ первоисточников. В романе подробно разобрана подоплека праздника Пурим и «Книга Есфири», на которой он основан, символика шабата и т.д. В общем, получается не просто роман, а развернутое размышление на заданную тему.
Ну, а выводы? Выводы должен делать каждый читающий самостоятельно. Вся необходимая информация для них предоставлена.
Да, при этом не стоит забывать, что это все-таки художественное произведение.