Народу нужна власть!

Леонид Романовичев
Где-то сразу после 1976 года, когда дорогой Леонид Ильич не только отпраздновал свое 70-летие, но и отхватил маршальское звание, пятую звезду Героя и Ленинскую премию в области литературы, народ совсем затосковал. И поначалу водители «КамАЗов», а затем и прочие граждане начали лепить на видных местах портреты Сталина. Ибо народу нужна власть! Рулить надо, а не стоять у руля, - гласила аппаратная пословица тех лет. А сейчас… Вы знаете - нынче в Украине дело идет к тому, что начнут клеить портреты не только Сталина, но и Брежнева, и даже Кучмы. И не просто так!

«Гонять их надо»!
Народ наш по природе добр, но чувствует себя поспокойнее, если кто-то хорошенько гоняет начальство. Иосиф Виссарионович из палачей палач был, но граждане Страны Советов готовы ему все простить лишь за то, что всякого рода бугры знали место. Начальник тогда и за результат отвечал по полной программе. Наверное, лишь поэтому безвестный младший сержант Калашников, сделавший свой знаменитый автомат, не был ограблен более опытными и оборотистыми товарищами. (Сейчас же изобретения тырят только так). А ведь в те жуткие времена даже ученые с «шарашек» (т.е. абсолютно бесправные заключенные) при случае возносились до небес. Примеров тому тьма – взять хотя бы Королева и Туполева. А как могло быть по-другому: хочешь в генералах ходить, считайся с умными людьми!
Уже при Брежневе никто толком ни за что не отвечал. Кадровый застой давно зашкалил все разумные пределы. Имей с Леонидом Ильичем добрые отношения – и 20 лет отсидки в 1-х секретарях обкома тебе обеспечено. Пускай пыль в глаза приписками, по знакомству выбивай фонды, научись проходить согласования в Госплане – и ты еще передовиком будешь! Единственное, за что Брежнева и его команду отблагодарить можно, – это за жилищное строительство. Впрочем, возведение жилья запустил в ход еще Хрущев, чтобы, так сказать, «догнать и перегнать Америку», Брежневу оставалось лишь продолжить процесс.
Да… Очень здорово в подобной ситуации жилось военно-промышленному комплексу. Особенно если твоей продукции взлетать не нужно или в плаванье уходить. Клепай какую-то чепуху, проплачивай генералам взятками принятие образца на вооружение, и ты опять же передовик. А уже о том, что у нас вооружение самое-самое, позаботятся пропаганда и контрразведка. И лишь бы не было войны…
Случись же что, виноватого, конечно, назначат - только не зевай, отмазывайся и опять не пропадешь…

Технологическая разруха
Так постепенно мозги в СССР перестали быть нужны. Помните инженера, как объект ехидных шуток, с его «120 рэ»? Страна же лишь остро нуждалась лишь в обслуге для тех, кто наверху. Высокооплачиваемой, разумеется. В частности, для создания видимости каких-то успехов действовал профсоюз руководителей научных учреждений с названием некогда многого стоившей Академии Наук. Но ничего – космос и авиация пока летали, и кто мог сказать, что советская наука не на высоте? И что технологическое отставание достигает угрожающих размеров? Никто не мог.
Какое счастье, что у нынешнего поколения советских людей плохо с памятью. Поэтому о рыбных и мясных днях, о колбасных очередях, а в Подмосковье - и целых колбасных электричках (в Москву по выходным), никто, конечно же, не вспомнит. Как и того, что приличное «одеться, обуться и в комнате поставить» делалось не у нас, а лишь в странах социалистической демократии, да еще в Финляндии.
Сейчас многие шутки из старых добрых фильмов как-то не воспринимаются. Хотя «Зимней вишне» где-то всего 20 лет, чуден сегодня диалог: «Завезли финские комбинезоны». - «Какой размер?» - «Финские!». Т.е. – вещь из Финляндии, бери, не раздумывай. И не смотри на размер!
Зато мы были самые сильные, и нас все боялись! Дедушки в автобусах часто возмущаются, что заводы и НИИ стоят, а народ весь на базарах торгует. Ну, во-первых, не народ виноват, что его на улицу выкинули без куска хлеба. Спасибо людям нужно сказать, что не милостыню просят, а крутятся. Во-вторых, хотелось бы спросить, а кому нужны 100 тысяч танков или 10 тысяч локаторов, особенно разработки 1956-1964 годов? Нового ничего же не наваяли… С кем такой техникой воевать? Только ресурсы на ветер…
Помните, когда на волне преодоления «застоя» пришел Горбачев, то, кроме Гласности как формы внутрипартийной борьбы с оппонентами, он какие два слова чаще всего говорил? Ускорение и Конверсия. Т.е. ускорение научно-технического прогресса (преодоление технологического отставания) и прекращение спускания народных денег на никогда не повоюющие ракеты. И что у него получилось?
Оказалось, что профсоюз директоров НИИ хорошо подготовился к битве, и всяческие реорганизации системы Академии наук он не только затормозил, но еще и усугубил ситуацию. С тех пор наука лежит костьми, периодически раздается плач о недофинансировании и «утечке мозгов». Но кто-то и дальше исправно «остепеняется». Процесс идет!
Тем временем дешевые и прочные ботинки и одежку нам шьют турки, компьютеры делают тайваньцы, телевизоры - корейцы. Программы делать мы можем сами (т.е. умы есть - нет ума реорганизовать систему науки для общества), харчи пока делаем тоже (на такой-то земле!). И в мире нас любят – мы сами дышим дымом гигантов индустрии и гоним металл за границу по цене, по которой купят. И если торговля сталью - это еще куда ни шло, то торговля чугуном (посчитано!) - прямой убыток. Покрываемый за счет искусственно заниженного курса гривны, разворовывания бюджета и сокрытия налогов.
Что касается предложенной Горбачевым конверсии, то тузы Военно-промышленного комплекса взялись за дело с той же «академической» прытью. Т.е. начали рев «об обороне Родины» и о заботе о трудовых коллективах. Когда же в 1991 году все деньги пошли по карманам лучших людей страны, эти самые коллективы, и тем более оборона Родины, никому и бесплатно оказалась не нужны. Оборотистые директора, себя не забывая, начали с радостью сбывать технику, в том числе и вероятному противнику. Правда, тем самым сохранили промышленную базу и хоть какой-то заработок людям. Что касается необоротистых, то те, себя не забывая, быстро довели дело до фантастических долгов по зарплате и разграбления производства. Аминь!

Информация к размышлению
Вот так закончилась первая серия процесса преодоления «застоя», иными словами безвластия. Крахом и вправду великой страны. К сожалению, мы – народ, считающий наступание на грабли национальным видом спорта. Лоб синий от шишек, а все туда же… А еще любим балабасни от кашпировских, позволяющие найти виноватых совсем в другой стороне, но не там, где настоящие прощелыги уж который год жизни радуются.
После августа 1991 года правильные люди посадили на трон - что в Украине, что в России - даже не Брежнева, а какого-то «врио царя Буншу» из знаменитого фильма. «Царем будешь!» - сказала номенклатура и Ельцину, и Кравчуку и начала, что называется, первичное накопления капитала. Т.е. реализацию модернизированной формулы Маркса: власть-деньги-власть. В России, к 1993 году, Ельцин громко рявкнул: «Царь я или не царь!», спалил «Белый дом» и частично разогнал недооценивших его кукловодов от ЦК. Кравчук же благополучно сложил ручки и начал, как велено, досрочно готовиться к передаче власти Кучме Л.Д.
С 1994 года в России начался новый «брежневизм»: кто ближе к трону - тот и герой. Его несколько преобразовали во времена Путина В.В. - начали появляться некие оттенки сталинщины, но только в отношении «не своих». Олигарх Ходорковский не понял, кто в доме хозяин, и сидит в колонии, остальная же номенклатура царем весьма довольна. Ну, практически Леонид Ильич, иногда речи зачитывающий, но никому не мешающий жить. И хорошо жить…
Что касается Украины, то Леонид Кучма довел номенклатурный «брежневизм» до совершенства. Всевозможные льготы нижним звеньям и неограниченные возможности звеньям повыше. Как результат: без войны - разруха в экономике, а еще больше в головах. Всего вроде в стране много, но оно как-то, как в сказке – нашему брату все чаще по усам течет, но в рот не попадает.

Вы бы пожестче с ними, Виктор Андреевич?
Осенью 2004 года опостылевший «застой» имени Кучмы уже так достал народ, что тот, не склонный к бунтам, вдруг вышел на Майдан. Еще раз подчеркнем – не за Ющенко, а за себя. И против той наглости, которая имела место быть.
Пришел Виктор Андреевич. Заявления – супер: «Бандитам – тюрьмы!». Народ хорошо понял эзопов язык предвыборных обещаний: Кучму и иже с ним посадят. Да и назначенный министром МВД «полевой командир» Майдана Юрий Луценко обещал прижать всех к ногтю. Дело дошло до того, что номенклатура на местах даже немного пригнулась. А что, если и вправду за 14 лет целенаправленного разграбления державы, да отвечать придется?
Прикормленный олигархами телевизор, правда, начал слаженно долбить, что новая власть репрессии чинит. Правда, и к тому времени, и поныне, ни У ОДНОГО ВОЛОС С ГОЛОВЫ НЕ УПАЛ! А тут и Виктор Андреевич объявил, что мы будем стоять на принципах демократии. «Ух-х»! – радостно вздохнула номенклатура и вновь принялась за старое.
И правильно сделала: прокурор свой, судья тоже. Все свои, родные, в обиду не дадут. Словом, скатились мы к горбачевщине самого низкого пошиба. Михаил Сергеевич хоть честно года три-четыре отвоевал, пока понял, что обух плеткой не перешибешь. Ибо разговорами о демократии детище Сталина - номенклатуру, которая во времена последнего только расстрел понимала, не осилишь. Сегодня же с первой минуты новой власти объявлено, что все очень по-европейски и демократично будет.
Переведем доступным языком. Демократично, в понимании класса столоначальников, - это значит, что делать буду, как захочу, и ничего мне за это не будет. Но ведь полная «демократия» для начальства означает бесправие для народа? Помните горбачевский лозунг «Что не запрещено законом, то разрешено». И как они себе разрешили?
Сегодня почти та же история. Паспортные столы, райадминистрации, БТИ собирают толпы народа, выдают какие-то справки (и вовсе не бесплатно), но при этом цены себе не сложат. Паспортисты, существование которых оправдано лишь составлением точных избирательных списков, эту задачу провалили. Но народ в безумных очередях и многодневных подходах к заветному окошку томят еще как. Райадминистрации смотрят на каждого просителя как на первого в своей истории, месяцами не зная, какие бы бумажки с печатями и без от него потребовать? БТИ оценивает каждый листик своего труда минимум в сто гривен. И даже, кажется, глубокий вдох-выдох просителя равен сумме, кратной 25 гривнам…
И ведь никому не пожалуешься, вот в чем беда! В этой связи о суде лучше не заикаться, как и о милиции. Там, если вас кто обидит, все равно никого не найдут, правда, вам же нервы потреплют основательно, чтобы в следующий раз заявлений в райотдел не носили.
И все это на фоне борьбы (по телевизору!) с коррупцией, злоупотреблениями и всем тому подобным.
Впрочем, а что вы хотели, если Генпрокурор судится с Президентом, директор государственного театра глумится над министром культуры, а студенты-медики плевать хотели на своего министра? Тут, как сказали бы старорежимные бабушки, Лукашенко Александра Григорьевича на них нету! Он, как гуманный человек (пусть простит меня демократия!), подобных граждан без лишних эмоций сажает в бомжатник всего лишь на 15 суток. И многим помогает!
А у нас только битвы идут на уровне НАТО-неНАТО, мова-не мова… Кстати, о последней. Хорошо, что у нас этой проблемой занимается не подполковник Колобков, старший прапорщик Шматко и (не дай Бог!) ефрейтор Лавров из сериала «Солдаты». Они бы в миг привели в чувство мэра Харькова (уже бывшего) Шумилкина. Тот (представитель «НАШЕЙ УКРАИНЫ», между прочим), чтобы выиграть выборы, учредил в восточной столице региональный язык. То есть начхал на державу и ее Конституцию. Ефрейтор Лавров в подобном случае забыл бы мэра Шумилкина навсегда: в Кабмин, Минфин и даже обладминистрацию тот деятель был бы не вхож по определению. А все бюджетные и прочие вопросы с ним решали бы только дяденька прокурор, ребята из «шестого управления» и тетеньки из КРУ. Они ему помогут…
Потому как ефрейтор Лавров знает: дембелей (пардон, государство) нужно уважать, а любой «бунт на корабле» пресекать самыми жесткими методами. Иначе - потеря управления и безвластие, из которого придется выходить десятилетиями.
Но для кого ефрейтор Лавров – указ? Правда, «эй вы там, наверху»?
 Леонид Романовичев