Интервью с Федором Конюховым

Инна Мишина
От автора:
Это интервью делалось несколько лет назад для некоего журнала о путешествиях. Однако, материал опубликован не был, т. к. журнал закрылся по причине финансовой несостоятельности. Но это настолько несправедливо по отношению к самому тексту, что сейчас, публикуя его на сайте, «проза.ру», я, хотя бы отчасти, пытаюсь исправить эту ситуацию.
Мое мнение - материал того стоит!



ИНТЕРВЬЮ С ФЕДОРОМ КОНЮХОВЫМ 20.02.03.


 «Через свои путешествия, я ищу объяснение смысла жизни.
Мне хочется знать, зачем человек рождается, растет, проходит через множество трудностей, женится, приносит в мир детей, а затем умирает, и то же происходит с его детьми и так бесконечно».
Ф. Конюхов.


 …Вы только что установили Мировой рекорд скорости в своем последнем путешествии через Атлантику. Это произошло непреднамеренно? Меня удивляет то, что оно было заявлено, как путешествие, рассчитанное на 100 дней. Вы брали продукты из расчета на 100 дней…

Ф.К.:Нет, мы знали, что я пройду за 80-70, и заявляли 100, только для того, чтобы остальные участники не слишком напрягались еще до отхода. Продукты брали с расчетом на то, что если вдруг что-нибудь произойдет (например, пришлось бы дрейфовать) у нас был бы запас. Хотя, мы не просто так рекорд установили. Мы учли ошибки тех, кто до меня ходил через Атлантический океан. Просчитали размеры и параметры лодки. Тот конструктор, который делал лодку, он потом говорил, что буквально сидел и ждал, когда же ему закажут такую лодку, как ту, на которой ходил я. Эта лодка - эксклюзивный вариант. Ее строили девять месяцев, и она стоит в два раза дороже, чем любая другая.

 Вы обсуждали с конструктором детали, каркас?

 Ф.К.:Да. Верхняя часть лодки – моя разработка, а нижняя его. У нас даже патент зарегистрирован на двоих. И сейчас эта лодка лучше всех. Если заглянуть на сайт «Общества Океанских Гребцов», то понятно, что из всех выставленных там моделей эта самая совершенная.

 А кто составлял маршрут? Кто разрабатывал переход через Атлантику?

Ф.К.:Мы вынашивали эту идею 35 лет. Лет пять ее готовили. Предварительно, я уже прошел Атлантику на яхте семь раз. Этот был восьмой. Я знал, что надо делать. Потом, когда мой рекорд зафиксировали, начались споры: «Как это так? Французу, который установил предыдущий рекорд, было 29 лет, а мне 50?». Но я установил свой рекорд не за счет физической силы, а из-за того, что лодка была совершеннее… А еще я выбрал очень правильное время для старта, знал где и какие течения, как проложить курс. Ну и сам Господь Бог помогал, видимо: 13 лет не было такой погоды. Это происходило в сезон ураганов, которые бывают в этот период ежегодно. Но когда я шел через Атлантику, урагана не было. Три дня был шторм. И даже этот шторм, (а он был встречный), когда я развернулся, стал попутным для меня. Я шел с попутной волной.

 Как выбирали день отплытия? Это было наитие или расчет?

 Ф.К.:Четкий расчет. Колумб стартовал 12 октября, а я 16. Он ведь тоже шел, зная свой маршрут. Знал ветра, течения, и о существовании земли он тоже знал. Он дошел за 35 дней. Это очень быстро по тем временам. Когда мы рассчитывали наше плавание, мы все это учли. Сейчас через Атлантику тоже идут люди, но по моим расчетам, они отстают. Просто ветер весной не такой сильный, как осенью.

 То есть кто-то решил повторить Ваш рекорд?

 Ф.К.:Да. Мы каждый день наблюдаем по компьютеру за теми, кто сейчас идет через Атлантический океан. По всей видимости, весной никто не сможет побить мой рекорд. А вот осенью это возможно. Уже начали строить лодку на основе моей конструкции.

 Вы следите за успехами друг друга?

Ф.К.:Каждый день. Как я только прихожу на работу, я заглядываю в Интернет, и вижу как они движутся. Вижу, кто и какие лодки заказывает. Сейчас Украина заказала лодку, этому же конструктору. Она должна быть еще быстрее. Дело в том, что сейчас многие обозлились на то, что русские зафиксировали мировой рекорд. Традиционно в океане лидирующие позиции занимают по гребле – англичане, а в парусном спорте – французы. И никто не мог их вытеснить.

 Желание установить рекорд оно вторично, или Вы отправляетесь в плавание именно за рекордом?

Ф.К.:Это всегда было вторично. Но сейчас мы собираемся в плавание на катамаране и опять выставляем его на рекорд. На самом деле я хотел бы потренироваться, примириться с океаном… В океане у меня возникали проблемы: я переворачивался, уходил из океана, хотел уже больше туда никогда не ходить… Но никто не даст денег на то, чтобы «Конюхов пошел примириться с океаном, помолиться Господу Богу, полюбоваться заходами и восходами…». Об этом даже слушать не захотят. Деньги дают только на сенсацию или на рекорд. Но духовная сторона в путешествии, она всегда остается. Например, когда мы поднимались на Эверест, мы встречали по дороге отшельников. Они там живут в пещерах. И вот как-то один из них задает вопрос: «Куда Вы идете?». Мы говорим: «На Эверест». Начинаем рассказывать: «Мы – первая российская экспедиция…» А он спрашивает: «А зачем вы туда идете. Я уже там был…». Я говорю: «Как Вы могли там быть?! У вас сил не хватит», а он отвечает: «Духовно, я духом там был».

 А физически? Они туда поднимались?

Ф.К.:Нет! А когда мы пришли наверх, я почувствовал, что уже был здесь духовно, а вот теперь и физически.

 То есть виртуальный образ совпал с реальностью?

Ф.К.:Да, в этом особенность моего понимания. Я считаю, что все надо воплощать и духовно и физически. Потому что Господь Бог дал нам и духовную сторону и физическую. Нельзя забывать и о материальной стороне, особенно если твои путешествия спонсируют. Поэтому ты можешь любоваться закатами и восходами, но должен окупить те деньги, которые в тебя вложили.

 И, все-таки вопрос организации путешествия (финансовая его часть) – дело сугубо приземленное, скажем – «материковое», наверное, эти мысли не приходят в голову, когда находишься в океане?

Ф.К.:Когда стартуешь, не приходят, но когда я дома сижу… Вот, к примеру, был такой случай. Приходит как-то батюшка и говорит: «Хочу на Антарктиду, отслужить там службу». Казалось бы - благородная затея. Но как помочь? Самолет, который летит в Антарктиду, сжигает бензин, а это восемь долларов в минуту. До Антарктиды лететь 28 часов. Опять таки летчика надо оплатить… Я ему помочь не смог. Кто это все окупит? Поэтому я всегда говорю, что буду десять – двадцать лет выпрашивать деньги, но чтобы потом я мог встать на палубе, в океане, и почувствовать себя свободным. Миг свободы этого стоит! Я помню, как один испанский дельтапланерист, хотел прыгнуть с мыса Горн и пролететь над проливом Дрейка… Он побыл в воздухе 45 секунд. Потом дельтаплан сломался и упал в океан. Дельтапланерист погиб. По этому поводу в прессе много шума было: его называли самоубийцей. Но я так не думаю. Может быть тот человек и прожил свою жизнь ради этих 45 секунд. Он ведь не хотел покончить с собой, он воплотил в жизнь свою мечту. Я не настаиваю что это правильно. Кому-то надо детей вырастить, кому-то что-то построить, кому-то нужно что-то создать. У всех по-разному, но этот человек заплатил за свою свободу жизнью.

 Поделитесь мыслями, которые посещают Вас в океане?

Ф.К.: Для этого надо читать мои дневники. Там как раз о том, что когда ты находишься в океане, все что касается деньг, телевидения, политики воспринимаются скорее как мираж. В них почти не веришь… Но когда возвращаешься и начинаешь разрабатывать новую экспедицию, опять приходится всем этим заниматься. Кажется, что это не вяжется с путешествием, а на самом деле - вяжется. Почему? Как сказал Наоми Уэмура: «Из путешествия можно вернуться, только если ты его хорошо подготовил».

 Кого Вы сейчас процитировали?

Ф.К.:Наоми Уэмура: – это японский путешественник, который погиб на Мак-Кинли. Он плохо подготовил свое последнее путешествие, и не смог вернуться. А путешественник – он обязан вернуться. Но на первом плане всегда должна быть романтика. Мы все романтики. Нам нужна скорость, океан… Нам нужно управлять большими парусами… А бюджет, он формируется на суше…

 Как считать и приумножать деньги знают многие, но мало кто знает что чувствует, человек когда он один в океане… Доводилось ли Вам переживать ощущения, сходные с теми которые описаны в рассказе Хемингуэя «Старик и море? Пытались ли понять, что чувствовал Колумб? Сопереживали путешественникам, которым не удалось воплотить что-то очень важное, которые не смогли вернуться?

 Ф.К.:Уже весной мы собираемся возвести прямо во дворе нашего дома часовенку, в память погибшим путешественникам ХХ века, моим друзьям. Это четыре человека. Среди них - Евгений Смургес из Липецка, волевой сильный мужчина, который прошел Северный морской путь, он тоже хотел переплыть Атлантику. Но шел из Англии до Канар. Он неправильно выбрал время, попал в шторм, его выбросило на берег в Бискайском заливе. Планируя свое последнее путешествие, я учел его ошибку и этим маршрутом не пошел. Я выбрал маршрут Колумба.

 Может быть, Вам помогала счастливая звезда Колумба?

 Ф.К.: Думаю, да. Хотя ему тоже многое перепало, он даже в тюрьме успел посидеть, но это его путешествие было удачным. Для того чтобы организовать удачную экспедицию одного везения мало. Надо быть романтиком и авантюристом одновременно. Ты должен уметь рисковать, уметь просчитывать и уметь брать на себя какую-то ответственность. Я считаю, что все в мире движется только за счет романтизма и авантюризма. Без этих качеств ни одного открытия не было сделано. Если посмотреть в словарь Даля, там написано, что «авантюра – это смелое предприятие». Уже потом, первоначальный смысл этого слова был утрачен. Тот же самый Колумб знал, что приплывет к земле, но до конца он этого знать не мог. Все великие географические открытия, все открытия в науке – все они происходили как авантюры. Амундсен, Кук, Колумб…

 Как Вы думаете, Колумба настигали сомнения в дороге?

 Ф.К.: Человек живет только за счет любви и сомнения. Если он не будет сомневаться, не будет любить, не будет испытывать страха перед болью, он потеряет самые красивые человеческие качества. Даже такое чувство как страх – его тоже надо лелеять. Акула в океане – вот она ничего не чувствует и ничего не боится. Это не человек. Вот у нее нет сомнений. Поэтому сомневающийся человек намного интереснее, чем прямолинейный, который никого не слушая гнет свою линию. В этом мире никто к истине не подошел. Иисус Христос – это истина. И то: кто он, какой он – все трактуют по-разному. Истинно только в том, что Творец есть. Он создал Вселенную, разум…А Колумб, разумеется, сомневался, он не знал, откроет ли другую дорогу к Индии…

 Скажите, кто из путешественников вдохновляет Вас на новые свершения?

 Ф.К.: Кроме таких общепризнанных великих путешественников, как Кук, Амундсен, Седов, назову Наоми Уэмура – я уже его упоминал. Это он открыл эру путешественников – одиночек. До недавнего времени в мире существовал ряд ограничений на одиночные путешествия – что-то можно было делать, а что-то нельзя. Я хочу нарушить эти ограничения. Не потому, что я нарушитель спокойствия, а потому, что человека ни в чем нельзя ограничивать. Способности человека безграничны… и физические и духовные. Есть еще одна составляющая, необходимая путешественнику – это материальная часть. Вот у меня как раз с этим проблемы.

 Видимо, именно по этому, материальной стороне подготовки путешествий мы сегодня уделили столько времени …Вы упоминали как-то, что у Вас в планах облететь Земной шар на воздушном шаре и опуститься в батискафе на дно Марианской впадины. Как на сегодняшний день себя чувствуют эти проекты?

 Ф.К.: Продвигаются. Я думаю, затея с воздушным шаром произойдет быстрее. Я же сейчас учусь на летчика, и прежде хочу перелечу Атлантику на самолете. Потом - на воздушном шаре, а еще позже… опущусь на дно Марианской впадины.

 А почему все время Атлантика?

 Ф.К.: Ну, во-первых, она находится между двух цивилизаций. Потом Атлантический океан он не так загажен, как остальные. Мы сейчас готовим проект в Тихом океане: из Перу в Полинезию до Австралии на плоту. Точно также как и Тур Хейердал. Я хочу подтвердить его теорию переселения. Хочу доказать что такие переселения были возможны и в одиночку. Хотя скорее, я эту экспедицию просто проектирую под себя. Мне хочется побыть одному в океане. Плыть на плоту, писать книги, ловить рыбу, разговаривать с китами, дельфинами… Путешествие на катамаране – оно преследует другую цель. Там скорость, ветер, здесь - другая задача.

 Прозвучала фраза «говорить с дельфинами»…

 Ф.К.: Ну, так это мои друзья. Я очень люблю их и скучаю.

 Расскажите случай, связанный с дельфинами.

 Ф.К.:Об этом уже много писали, когда ко мне во время гонки в Тихом океане в лодку запрыгнул дельфиненок. Шла очень большая волна, которая накрыла меня и мою лодку, причем мама дельфиненка смогла увернуться, а он нет. Я его потом выпустил.

 А Вы плаваете с ними?

 Ф.К.: Этого делать нельзя, когда ты находишься в океане. Были случаи, когда я прыгал, чтобы окунуться, но надолго там оставаться не советую. Во-первых, там очень тяжело находиться: под тобой эта космическая бездна - черная дыра. А потом под яхтой всегда может стоять акула.

 Дельфины и акулы умеют мирно уживаться?

 Ф.К.: Если акула на них не нападает, дельфины ее не трогают. Вы думаете о том, что дельфины могут защитить? Не знаю…Может быть, но пока они защитят, акула покусает. Конечно, они отгоняют акул от своих детей. Но вообще рассчитывать на дельфинов – слишком рискованно. Дельфины они очень хорошие, они всегда рады общению. Когда ты с ними мысленно разговариваешь, слушаешь музыку – они будут идти за тобой, но только стоит отвлечься – они моментально уходят. Они чувствуют тебя телепатически. А вот, говорят, что «они музыку любят» – этого я не замечал. Я проверял это тысячи раз и не разу не заметил, чтобы дельфин предпочитал музыку классическую какой-нибудь другой.
 То есть дельфина, предпочитающего слушать Бетховена, Вы не встречали?
Нет. Ему все равно. Классика или поп музыка. Он чувствует, если эту музыку ты включаешь для него.

 Вы брали с собой в Атлантику 30 книг, у Вас было время их читать?

 Ф.К.: Хотя бы две страницы в день. Человек должен расслабляться. Я ведь изначально не шел на рекорд. Это я потом пошел на рекорд. У меня спутниковый телефон отключился где-то на пятый день. И когда он отключился – мне стало легче. Я полностью потерял связь с землей. Я скучал, но вошел совершенно в другой ритм.

 То есть без внешней подпитки жить в океане не получается? Нужны какие-то книги?

 Ф.К.: Я беру только те книги, которые хочу прочесть, те которые вдохновили бы меня.

 А какие книги Вы брали с собой в это путешествие?

 Ф.К.: «Жития святых», Экзюпери «Цитадель», «Женщина в песках» Кобо Абэ, «Дон Кихот» Сервантеса... Другую литературу там читать не хочется. Литературу по философии там читать не хочется. Даже классическую музыку слушать не хочется. Не классическую, ни духовную. Там тебя окружает такая вселенская музыка, что человеку с его творчеством далеко до этого. (Не подумайте, я Бетховена люблю). Там если о чем и скучаешь, то только о голосе. В океане нет голосов. В океане есть только звуки. Дельфины пищат, киты стонут. Но это звуки, а скучаешь по голосу.

 Ностальгия по человеку?

 Ф.К.: Именно так. У меня с собой была кассета, где Солженицын начитывает свою книгу «Один день Ивана Денисовича».

 И Вы ее слушали в Атлантике?

 Ф.К.: Да. Раньше у меня уже такое бывало: находясь 220 дней в океане, через какое-то время начинаешь скучать. Тебе хочется увидеть любого человека. Все равно какого: будь-то мужчина, старуха, ребенок… все равно, лишь бы увидеть. Или услышать голос…

 А миражи? Бывают?

Ф.К.: Бывают. В океане начинаешь бояться большого пространства. Там оно какое-то космическое. Тысячи миль до горизонта и никого нет. Над тобой бездна, под тобой бездна и ты теряешься в этом пространстве. Начинаешь разговаривать с Господом Богом, чтобы не потеряться во всем этом. И это первая ступень, а их будет много. В какой-то момент возникает состояние, когда ты теряешься в себе, или что-то новое начинаешь в себе открывать. Например, ты стоишь у штурвала и видишь, как Федор Конюхов убирает паруса, Федор Конюхов что-то готовит на кухне. Ты теряешься в этом, теряешь самого себя и не можешь себя понять. Особенно в «ревущих сороковых» - они так называются потому, что там все время шторм, все время ураган, все время свист ветра… И это все ревет постоянно. Можно с ума сойти. Но в какой-то момент этот рев превращается в музыку. И она такая приятная, бесконечная… она звучит постоянно. И какой-то момент ты думаешь: лучше бы она прекратилась. А она все ревет, потому что яхта идет без остановки, ветер ревет без остановки… И слушая эту музыку ты начинаешь сравнивать и понимать, что нет на Земле такой музыки. Это все убожество. Я не хочу оскорблять великих композиторов, но вся их музыка тоже убожество, по сравнению с той музыкой, которую ты там слушаешь.
Почему я часто говорю, но об этом никто не пишет: Почему у нас так принято, что в экспедицию должны идти спортсмены или ученые (часто ведь бывают и научные экспедиции)? Почему нельзя сделать творческую экспедицию, чтобы у мыса Горн на палубе стояли композиторы. Например, такой как Алексей Рыбников. Стоял бы на палубе, среди «ревущих сороковых», слушал бы эту музыку, а потом написал бы эту музыку. Почему художник должен писать в мастерской или на пленере, композитор сочинять музыку у себя дома? Ограничение в этом какое-то есть.

 Не совсем так. Нельзя обойти вниманием Николая Рериха, который писал свои картины в путешествиях, Гогена, других... И сейчас есть художники, которые делают тоже самое… Но, если Вы не против - финальный вопрос: «Есть ли такая земля, которая Вам когда-либо встретится и покажется Вам настолько прекрасной, что Вы не захотите оттуда уехать?». Хотя бы в мечтах существует такая Земля?

 Ф.К.: Такая Земля есть – это бухта Врангеля на Дальнем Востоке. Я там всегда жил и буду жить. Я много путешествовал и вот что могу сказать: в мире не существует ни одной земли, которая была бы полностью благополучна: политически и экономически. И ни одной страны я не видел, которая бы была некрасива по природе (по своему географическому положению). У нас снег красивый, а где-то пески красивые, у нас степи красивые, а где-то красивые джунгли... И ни одного народа я не видел, который был бы некрасив. Все красивы, если они находятся в гармонии с природой. А это обычно то место, где они всегда жили, где они родились. Я хочу жить в России.