Волосы Вероники

Ирина Чернышева
 
 
 В давние-давние времена в одном королевстве, в старинном замке, окруженном великолепным старым парком, жили король и королева. И однажды, как это часто бывает, родилась у них маленькая дочка, и назвали ее Вероникой.
Все бы ничего, да вот странность - малышка родилась с волосами ниже пяток и была полностью в них закутана, так что король, немало озадаченный видом новорожденной принцессы, спросил у придворного доктора:
 - Как вы думаете, с какой стороны у нее голова?
 - Я думаю, там, где макушка, Ваше Величество, - ответил доктор.

 Волосы принцессы доставляли массу хлопот ее няням, а потом, когда принцесса подросла, и гувернанткам. Они не укладывались ни в одну прическу, не завивались самыми горячими щипцами, их невозможно было заплести даже в обыкновенную косу. Что бы ни пытались делать с волосами принцессы, они предпочитали свободно ниспадать до земли. В конце концов, устав от неравной борьбы, принцессу и ее волосы оставили в покое.

 Однако самой принцессе они не доставляли ровно никаких неудобств. Вероника умудрялась лазить по самым старым и ветвистым деревьям королевского парка и ни разу не запуталась в них. Она плавала в пруду, ни разу не зацепившись за какую-нибудь корягу. Только кувшинки, которые принцесса очень любила, казалось, сами вплетались в ее волосы, и, выходя из воды, девушка походила на русалочку в свадебном наряде.

 Волосы Вероники обладали еще одним, самым необыкновенным и чудесным свойством, о котором, быть может, она сама ни за что не догадалась, если бы не один домашний паучок. Однажды ночью, когда Вероника сидела у открытого окна своей спальни и слушала ночные звуки, перед ее лицом на тонкой паутинке, блестящей в лунном свете, повис маленький паучок.
 - Как мило, что ты решил навестить меня! - сказала Вероника и подставила ему ладонь. - Какую интересную историю ты мне расскажешь на этот раз?
Паучок опустился на ладошку и уселся поудобнее.
 - Сегодня я расскажу тебе о своей бабушке, - начал он. - Моя бабушка знала великое множество старых сказок и легенд и умела их рассказывать так, что те, кто ее слушал, забывали обо всем на свете. Когда я стал постарше, моя бабушка рассказала мне одну легенду...
 - То есть тогда я думал, что это легенда, - поправил себя паучок. - А оказалось…
 - Что? - спросила, затаив дыхание, Вероника.
 - Что это правда, - сказал паучок. - Моя бабушка рассказала мне, что когда-нибудь появится на свет девочка с удивительным музыкальным даром, и дар этот будет заключаться в ее волосах. Стоит ей тряхнуть волосами и мысленно попросить их зазвучать - волосы послушаются, и польется чудесная музыка.
 - И ты встретил эту девушку? - спросила Вероника.
 Паучок вздохнул.
 - Прошлой ночью, Вероника, - продолжал он, я сидел в своем углу на паутине, а ты уснула, положив голову на подоконник. И ты была так прекрасна в лунном свете, и твои волосы так притягивали меня, что я спустился с окна, как сегодня, и прикоснулся к твоей милой головке. Я услышал чудный музыкальный тон... Моя бабушка говорила, что откроет дар девушки обычный домашний паучок. Я счастлив, что это произошло со мной...
Вероника молчала.
 - Мне часто снилось это, - сказала она потом. - Но я не предполагала, что это возможно.
 Она тряхнула волосами и мысленно пожелала им зазвучать.
 Вскоре весь замок от короля до маленького поваренка оказался разбуженным. Все спрашивали себя: "Что это? Что это и откуда?", и всем хотелось плакать от смятения чувств.
 Быстро разнеслась молва о чудесном даре принцессы. Со всех концов земли приходили люди, проделав длинный и тяжкий путь для того, чтобы в молчании провести несколько часов под сенью королевского парка и уйти с просветленными лицами, унося в душе Бесконечную и Нетленную Красоту.
 По распоряжению принцессы в парк пускали всех.
 - Мы не вправе никому отказывать, - говорила она королю и королеве. - Это Дар Божий. Он не принадлежит мне одной.
 
 Случилось так, что узнал о Веронике юный король одного отдаленного королевства. Препоручил он все дела своим министрам, поменял королевские одежды на обычные, сел на коня и в полном одиночестве пустился в путь.
Угодно ли было Судьбе, но в тот самый час, когда юный король достиг ворот старого парка, в нем не было никого, кроме Вероники, которая прогуливалась верхом, наслаждаясь тишиной и одиночеством.
 Стук копыт чужой лошади вывел Веронику из задумчивости.
 - Кто вы? - спросила она одинокого посетителя.
 - Я король, - просто ответил тот. - Меня зовут Эугенио.
 - Вы совсем не похожи на короля, - сказала Вероника. – Вы так молоды. И потом, ваша одежда... Иноземные короли и принцы приезжают ужасно расфуфыренные, в роскошных каретах, с многочисленной свитой и...
 Эугенио улыбнулся.
 - И сразу предлагают руку и сердце, - закончил он.
 Вероника рассмеялась и кивнула.
 - Если вы не против моего общества, - предложил Эугенио, - давайте просто погуляем.
 Вероника согласилась.
 Была чудная осень. Дорожки засыпали янтарные листья. Вероника очень любила шорох опавших листьев под ногами, поэтому она соскочила с коня, и Эугенио последовал ее примеру. Они гуляли по осеннему парку, и юный король рассказывал Веронике старые предания своего королевства. Вероника любовалась парком, а Эугенио любовался Вероникой и боролся с непреодолимым желанием погладить ее волосы.
 Время приближалось к ужину.
 - Может, вы погостите у нас? - сказала Вероника. - У меня такое ощущение, что вы не рассказали мне самого главного.
 - Действительно, - признался Эугенио. - Я не рассказал вам самую удивительную историю моего королевства - историю о Нимфее.
 - А что такое Нимфея? - спросила Вероника.
 - О, это волшебный цветок, единственный на земле... Но ведь я не расфуфырен и приехал не в роскошной карете...
 - И не предлагаете мне руку и сердце, - улыбнулась Вероника.

 Тут налетел ветер. Он взвихрил волосы Вероники, поиграл ими и вдруг одним порывом забросил всю массу ее тяжелых волос на плечо стоящего рядом с ней юного короля. "Если уж ветер со мною заодно, - подумал Эугенио, - то мне не стоит больше противиться своему желанию". И он погладил волосы девушки.
И ее волосы зазвучали.
 Ошеломленные, юноша и девушка смотрели друг другу в глаза и чувствовали себя так, будто у них была одна душа на двоих, из этой души вытекала и возносилась музыка бесконечной нежности, трепета и любви.
Так соединила их Судьба.
 Родители Вероники остались довольны ее выбором.
 - Единственное, что нас огорчает, - сказал король, давая согласие на брак, - ваше королевство, Эугенио, слишком далеко от нашего, и мы не сможем часто видеться с Вероникой.

 - Когда ты расскажешь мне о Нимфее? - тихо спросила Вероника своего жениха на торжественном обеде, который давал король по случаю помолвки дочери.
 - Когда ты захочешь, - ответил юноша.
 - Я хочу как можно скорее, - прошептала Вероника.
 - Тогда вечером после обеда я жду тебя в парке, - сказал Эугенио.
 Однако пиршество так затянулось, что влюбленные смогли покинуть гостей и выбраться из замка только глубокой ночью.
 - Ты совсем не хочешь спать? - спросил Эугенио.
 Вероника кивнула.
 - Тогда слушай. Это было в те далекие времена, когда мой дедушка был маленьким мальчиком...
 - Что это? - спросила Вероника. - Луна потемнела... И тишина какая жуткая! Как мне тревожно и нехорошо!
 - Что с тобой? - забеспокоился Эугенио.
 И тут оба они увидели прямо перед собой словно выросшую из-под земли фигуру. Она имела человеческие очертания, но, казалось, состояла из непроницаемой тьмы. Фигура подняла руки и откинула вуаль. Открылось женское лицо. Оно могло бы быть приятным, если бы не огромное родимое пятно на одной из щек, от уха до уголка губ, и не глаза... Эти глаза были исполнены хищного, ненасытимого, всепоглощающего мрака.
 - Владычица Тьмы! - прошептал потрясенный Эугенио и прижал к себе невесту.
 - Не бойтесь, - сказала Владычица Тьмы. - Я не собираюсь причинить вам зло. Меня интересует только чудесный дар Вероники.
 - Я счастлива буду доставить вам удовольствие, - спокойно и учтиво ответила Вероника. Она уже пришла в себя.
 - Я не это имела в виду, - остановила ее Владычица Тьмы. - Я пришла не послушать музыку, а купить твой дар. Я предлагаю за него все подземные богатства и всех подземных духов в услужение. Согласна ли ты?
 Вероника молчала.
 - Тебе стоит только сказать "да", - продолжала Владычица Тьмы.
 Вероника подняла на нее глаза.
 - Как могу я распоряжаться Даром Божьим? - сказала она.
 - Тебе стоит только согласиться,- повторила Владычица Тьмы. - И твой дар перейдет ко мне, а ты получишь несметные богатства.
 - К чему мне твои богатства? - ответила Вероника. – Красота нетленна, пока ею не начинают торговать. А Дар Божий бесценен.
 - Вот как, - повела бровями Владычица Тьмы. - Так знай: в Книге Судеб сказано - ты потеряешь свой дар в тот день, когда выйдешь замуж!
 Вероника побледнела.
 - Ты и после этого отказываешься? - спросила Владычица Тьмы.
 Вероника посмотрела на любимого.
 - Отказываюсь, - повторила она в смятении.
 - Слава Богу! - вырвалось у Эугенио. - Я был уверен, что ты так ответишь. Я горжусь тобой!
 - Посмотрите-ка на них! - расхохоталась Владычица Тьмы. - Вот это парочка! Ведь это тот самый мальчишка, чей прадедушка отказался продать мне Нимфею. И что он сказал при этом!
 - Он сказал: "Красота нетленна, пока ею не начинают торговать", - повторил юноша и попросил: - Оставь нас. Нам не нужны твои богатства.
Владычица Тьмы закрыла лицо и исчезла. В парке посветлело. Начинался рассвет.
 - Как жаль... - прошептала измученная Вероника, проводя рукой по волосам. - Вряд ли Владычица Тьмы сказала нам неправду. Как жаль... Но я не буду чувствовать себя обделенной, ведь я получаю взамен Дар твоей любви, - она заглянула в глаза Эугенио, тот еще крепче прижал девушку к себе. - А как же люди... те, что приходят сюда каждый день? Неужели у них не будет ничего взамен?
 Вероника глубоко вздохнула.
 - Пожалуй, мне стоит навестить свою знакомую фею - она наверняка знает что-нибудь об этом... Я отправлюсь прямо сейчас, а когда я вернусь, ты мне все-таки расскажешь о Нимфее, хорошо?

 Старушка-фея жила одиноко в лесной хижине.
 - Я ждала тебя, Вероника, - сказала она, впуская девушку, - сядь, отдохни и поешь. А после мы с тобой поговорим о том, что тебя так волнует.
Спустя полчаса, укутывая Веронику в плед и усаживая ее ближе к очагу, фея погладила ее по голове и заговорила о главном.
 - Я очень довольна тобой, дитя мое. Ты правильно поступила. Не огорчайся, что утратишь бесценный дар. Он не исчезнет бесследно. В день твоей свадьбы в небе возникнет новое созвездие. Люди назовут его "Волосы Вероники". Оно будет светить людям, вдохновлять музыкантов, поэтов и сказочников и умножать Красоту на земле. И однажды, через много веков, твой дар снова вернется на землю. Снова родится на земле девочка со звучащими волосами, и назовут ее Вероникой. Но если бы ты согласилась на предложение Владычицы Тьмы, твой дар навеки канул бы во Тьму.
 Вероника смотрела на огонь в очаге. Ей было удивительно хорошо и спокойно.
 - Ты хочешь узнать о Нимфее? - спросила фея, закончив дела и присаживаясь к огню рядом с Вероникой. - Слушай. Это было очень давно в том самом королевстве, где ты скоро станешь королевой. Когда у короля и королевы родился сын (а это был дедушка Эугенио), на следующий день придворный садовник заметил на клумбе, приготовленной им под георгины, какой-то необычный росток. Садовник не стал его трогать, и через месяц распустился одинокий цветок. Никто не знал, что это за цветок и как он называется. Вогнутая чашечка цветка была величиной с детскую ладонь, ее окружали голубоватые лепестки, а сама чашечка была заполнена янтарной жидкостью, вязкой, клейкой и прозрачной. На ночь лепестки смыкались, и вокруг пылинок, листочков, занесенных ветром, или неосторожных насекомых, попавших днем в клейкую жидкость, наутро образовывались янтарные камешки. Придворные ювелиры вынимали янтарь и делали из него украшения и просто разные безделушки с глазастыми насекомыми внутри. Каждый год накануне Рождества король устраивал ярмарку на дворцовой площади, и все эти украшения и безделушки раздавались на счастье всем желающим. И они действительно приносили счастье. Их можно было только дарить. Они могли много раз переходить из рук в руки, но стоило украшение или камешек один раз продать, как они тускнели, а радость улетучивалась.
 "Это Дар Божий, - говорил по этому поводу король. - И никто не вправе извлекать из него иную выгоду, кроме радости".
Но вот однажды, ночью, когда король, которого иногда мучила бессонница, в задумчивости стоял в саду над закрывшимся цветком, ему, как и тебе, явилась Владычица Тьмы.
 - Я догадываюсь, что было дальше, - сказала Вероника. - Владычица Тьмы хотела купить Нимфею за подземные сокровища, а король...
 - А король ответил ей то же, что ответила ты, - кивнула фея. - И Нимфея еще долго радовала людей, но однажды, выйдя утром в сад, король не нашел там прекрасного цветка. Нимфея бесследно исчезла. Вместо нее клумбу покрывали сплошным ковром выросшие за одну ночь фиалки.
 - Но она не могла навеки исчезнуть с лица земли! - воскликнула Вероника. - Ведь король не отдал ее Владычице Тьмы!
 - Я думаю, Нимфея еще появится, - сказала фея. - Но где и когда это произойдет, никто не знает...
 На следующее утро фея проводила Веронику до опушки леса.
 - Будь счастлива, дитя мое, - сказала она на прощание. - Помни обо мне. И если тебе понадобится моя помощь, я рада буду оказать тебе ее.

 Все случилось именно так, как предсказывала фея.
 В день свадьбы Эугенио и Вероники на небе появилось новое созвездие, и было названо людьми - "Волосы Вероники". Эугенио увез молодую жену в свое королевство. Они были очень счастливы.
 Но это еще не все.
 У короля и королевы родился сын. Примерно через месяц после этого замечательного события Эугенио и Вероника, гуляя по саду, обнаружили там... Нетрудно догадаться, что они там обнаружили: конечно же, Нимфею.
 Вот и вся история.
 А рассказал ее мне маленький домашний паучок, поселившийся недавно в одном из углов моей комнаты, пра-пра-пра-пра-пра-... внук того самого паучка, который дружил с Вероникой.
 Домашние паучки, как известно, отличаются болтливостью...