Избранное 11. 3, или Орден Кочерги Витгенштейна

Копирайт
Наших бьют – со всех сторон!
С одной стороны – бум-бум-бум! – дубасят по больной копирайтовой голове: говорим вам, надо литературой заниматься, а не вкусам пошлой публики потрафлять.
С другой – хрясть-хрясть-хрясть! – в э-лит-тературу впочковаться хотите? Ну-ну, скатертью дорога, только нам с вами не по пути.
Была бы реакция – испуг и онемение – от столь вопиящей разнополюсности претензий, но привыкли уже. Сколько существует Копирайт, столько его уличают во всех смертных грехах и предсказывают с минуту на минуту последний день Помпеи. Это, видимо, нечто наподобие физкультуры. Гимнастика ума.
Для меня противоположность хулительных оценок означает, что мы заняли позицию, которая в общем и целом верна.

Но – к делу!
У нас есть идея учредить собственный копирайтовский орден.
И вот откуда она пришла.
25 октября 1946 года два известнейших философа той современности: Людвиг Витгенштейн и Карл Поппер (первый по результатам опроса, проведенном в 1998 г. среди профессиональных философов, оказался в пятерке лучших мыслителей всех времен и народов – после Аристотеля, Платона, Канта и Ницше; второй – идеолог «открытого общества», стал знаменит благодаря своей книге «Открытое общество и его враги») – встретились в кембриджском Клубе моральных наук и в течение 10 минут спорили о главной цели философии. Карл Поппер утверждал, что цель эта заключается в обмысливании и поиске путей решения основных проблем современности (социальных, политических и пр.). По мнению Витгенштейна, подобные проблемы не стоят приложения философских усилий, это дело политики, социологии и пр. – что останется на долю сих наук, если все решат философы? А философия должна заниматься языковыми головоломками. Причем не разгадывать их, а ядра здравой мысли очищать от шелухи головоломности. Большинство этих задачек заставляет нас задумываться не оттого, что они мудры и глубокомысленны, а оттого, что при их формулировке нарушены правила языка. Надо это нарушение вычленить и – оп! – не поддававшийся ничьим зубам крепкий философский орешек разгрызен.
Обратите внимание – бедняги философы, как и литераторы, тоже бьются над вопросом: что первично, содержание или язык, его выражающий? :)))
По мне так и то, и то имеет немаловажное значение, но я застарелая конформистка.

В пылу спора – а прения были очень горячи! – Витгенштейн схватил каминную кочергу (помните? – дело происходило в Кембридже, а там камин в комнате и кочерга при нем – обычное дело). Он потрясал ею перед носом Поппера в такт своим словам, акцентируя особо важные из них. Но вскоре понял, что этому упрямцу трудно что-либо втолковать, бросил кочергу и вышел вон, громко хлопнув дверью.

С тех пор взмах кочергой стал своего рода символом пылкости, бесконечной убежденности спорщика в своей правоте и его непримиримости при отстаивании собственной позиции.

Итак, к награждению орденом Кочерги Витгенштейна будут представляться авторы Прозы.ру, чьи горячность и неотступность от своих взглядов окажутся, по нашему мнению, сродни витгенштейновским.
Есть уже на примете пара-тройка кандидатов...

В рассказанной истории есть еще один тонкий момент.
Поппер знал, кто такой Витгенштейн. Был знаком с его идеями и категорически с ними не соглашался. Он приехал на заседание Клуба моральных наук, чтобы победить соперника, развенчать его славу великого философа. Для Поппера это был важный момент в жизни, позже он будет многостранично о нем вспоминать. А для Витгенштейна в имени «Поппер» не содержалось никакой информации. Он пришел на рядовое заседание Клуба, где много лет был председателем, занятый собственными проблемам совершенно иного порядка. Отметил про себя, что у приглашенного докладчика каша в голове, вспылил, помахал кочергой, приговаривая: «Поппер, вы не правы!» – и раздосадованный, даже разгневанный, покинул помещение.
Витгенштейн умер через пять лет от рака.
А Поппер дожил до 1994 года. И все это время – то есть 48 лет! – пытался уверить себя, что одержал победу.

Кратко изложила содержание книжки Дэвида Эдмондса и Джона Айдиноу «Кочерга Витгенштейна» (НЛО, М., 2004) Шура Борисова
 
А теперь приглашаю всех ознакомиться с нашим очередным Избранным.


____________________________________
Рекомендует Иосиф Лазарев


1. "Глава 1 Дед" (Юрий Евсигнеев)

Ох, впечатляет, Юрий! Аж, мороз пробрал. :) Сколько ж всего осталось между строк!
Я вообще чувствительный до таких вещей, изучаю разные "необычные" стороны сознания, но под другим углом (гораздо более светлым :))- мне ближе мистика, а здесь магия... Что меня удивило: Вам удалось создать достоверную, "нужную", действенную атмосферу, не вдаваясь чересчур в подробности.
Написано убедительно, с надлежащей связью времён - всё к месту. Финал хорошо и не "кричаще" вписался в общий сюжет - без лишних эмоций, пафоса и искусственного нагнетания зрелищности.
Не знаю, как это произведение должен воспринять читатель далёкий от
эзотерики, мистики, магии. Скорей всего, у него просто появится лишний
повод для суеверных страхов. :) Кто-то останется равнодушным...
Главная ценность этого рассказа в достоверности атмосферы магии
как таковой. Бессмысленно оценивать этот рассказ только как литературу, хотя написан он хорошо.
 

2. "Доченька моя..." (Межинская Елена)

"И решение, выдранное из сердца, словно лист исписанной, ненужной школьной тетради". Сильно и выразительно сказано! А вся миниатюра написана мастерски: сначала вроде как одурачила (совсем чуть-чуть - игрой с прошлым и будущим :)),
потом немного одурманила житейской рутиной, а затем с точностью снайпера - в самое сердце! РЕБЁНКА НЕ БУДЕТ!


____________________________________
Рекомендует Валь Бастет


3. "Дым над водой." (Лара Соболева)

Короткометражкой называют обычно зарисовку, с невнятным началом и размытым окончанием. У тебя же все жестко закольцовано. В начале героиня чуть не лишает девушку жизни, чудом избежав наездка. А в конце, девушка чуть не лишает героиню важных бумаг, наверно также имеющих высокую ценность. Иначе не было бы сюжета. Если бы ты столкнула лбами героев просто так, без юридических формальностей, лишь для встречи двух темпераментов, двух характеров, я бы запомнила надолго твой рассказ. А так... Лар, ты же понимаешь, не в деньгах щастя? )))

Молодец, умничка, расписалась знатно, читала без лишних размышлений о технике и ладности стиля. Рекомендую в Копирайт. Надеюсь, на здравую критику и немелочное отношение.


____________________________________
Рекомендует Виталий Крылатов


4. "мечи, орала и антидот" (Паст Перфект)

Написано в тесноте от обывальщины?
Маяковщина эдакая - всем нравится!

Боги шамана давно занимаются сотовой связью, прошу заметить...
 

____________________________________
Рекомендует Паст Перфект


5. "Да здравствует одиночество." (Наталья Шауберт)

"- Почему так вышло, что у меня нет меня? Почему все мысли привязаны к человеку, существование без которого становится бессмысленным и пустым? - подумалось вдруг".
Дорогая Наташа, а ведь я думала, что всё уже у тебя прочитала...
а, может вещи приходят к нам тогда, когда мы дорастаем до них?
ну вот я и "доросла" до этой.
Спасибо.
Чудная вещь. и смешная - вино "Слезы Мичурина" и сигареты "Смерть Хошимина" - нарочно не придумаешь)


6. "Пишите письма" (Наталья Абрамцева)

Мне бы очень хотелось порекомендовать этот рассказ в выпуск Избранного внутрисайтового журнала Копирайт.
Возможно мной движет некое филантропическое чувство, ведь девушка, написавшая рассказ, давно уже не на Земле. ЕЕ родители опубликовали на Прозе.ру подборку ее произведений.

Вещь мне представляется достойной внимания самых разных людей. Потому что в рассказе есть "вечные" мотивы, и потому, что написан он так, что читать приятно.
а дальше - судить читателям.

 
7. "Камешки 3" (О.Петров)

Шуа, я что обречена влюбляться в те же тексты, что и ты?!

заразная, однако, ты)))
О. Петров,
нет, вот так: О!О. Петров!
"пибикаю" - я тоже теперь буду так говорить.
раньше думала- "бибикаю", молодая была, глупая...)
Копирайт!
этот замечательный глубоко философский трактат от которого множаться морщины у глаз от смеха, поместите пожалуйста в Избранное!


____________________________________
Рекомендует Шкирман Игорь


8. "Шум" (Сергей Неупокоев)

Гм. Отцеубийство красной нитью по всем рассказам. Наивняком могу решить, что ты готовишь цикл.
Саша прав, на бумагу пора - тока лучше на пленку. Точно говорю.
Спасибо за хорошее чтение. Вообще, твои и Кактуса рассказы читаешь - как кино смотришь, моментально в голове все оживает и начинает шевелиться, булькать, плескаться.
Немножко название пока не уловил. Мне показалось, Шум - это не главная фишка рассказа, что-то другое мне мерещится, пока не разгадал.
 
 
____________________________________
Рекомендует Ghostmale


9. "Телевизор Григорий" (Николай Жуков)

Николай Жуков не обманул. Вначале никаких сюрпризов.
Действительно телевизор Григорий.
Действительно миниатюра.
Сюрприз -- в качестве произведения.
Ящик, смотрящий в наш мир также как мы смотрим в его -- мысль приходившая в голову часто. У Николая эта мысль превратилась в грустный и красивый выдох:
"...и плюнул прямо в глаз Григорию и выдернул шнур из розетки.
Григорий был потрясен. Он почувствовал, как по его остывающему глазу потекла слеза."
Очень красиво и очень многозначительно -- плевок, превратившийся в слезу.
Миниатюра крошечная, однако это ее достоинство. Автор смог сказать все что хотел и смог сделать это скупыми мазками, всего за несколько движений. Это мастерство.
Здесь: и мы -- зомби с воспаленными глазами, смотрящие в горящий ящик, и телевизор -- в такой ситуации ставший более человечным чем люди, и грусть по старым добрым, когда черно-белый балет мелькал каждодневным фоном, а музыка из "Эммануэль" подавалась ничего не ведающим гражданам как закуска к прогнозу погоды, и многое, многое другое...
 
 
____________________________________
Рекомендует Виктор Ганчар

Друзья мои, последнее время у меня совершенно нет времени на неторопливое и приятное обдумывание прочитанного с тем, чтобы написать сколько-нибудь достойную рецензию. Но, поверьте, эти рекомендованные тексты – они о важном!


10. «Прости нас Господи» (Nillif)


11. «Дед Мороз» (Елизавета Александрова)