Наш четвертый гость Николай RitaSe. Разговор начистоту

Конкурс Зачем Мужчина Женится
1. У вас много друзей? А врагов?

Мало. И тех и других.

2. Зачем вы согласились участвовать в составе учредителей на конкурсе?

Попросили - и согласился.

3. Помните свой первый рассказ или миниатюру? Это был дневник?

Вероятно, дневник. Если исключить школьные сочинения. Когда я был в первом классе, все еще относился к сочинениям всерьез.

4. Как относитесь к творчеству Л. Толстого? Знаете ли, что им написано в общей сложности примерно семьдесят млн. знаков с пробелами, что составляет порядка тысячи семьсот авторских листов? Впечатляет?

Толстого читал много - когда вообще много читал. Мне было интересно в первую очередь то, за что его часто – порицают -рассуждения. В частности, эпилог “Войны и мира” про который Горький сказал, что тот для того и помещен в самый конец романа, чтобы его проще было пропустить. Насчет же количества написанного? Тогда не было компьютеров - приходилось править на бумаге. Для того, чтобы
добиться нужного качества надо переписать семь раз – отсюда и сундуки рукописей. Бальзак правил по гранкам - нещадно. Напечатанный текст редактировать проще – его лучше видно. Возможно, есть
писатели, могущие запомнить обозримый кусок текста и править его в уме? Поделив тысячу семьсот листов на десять чтобы получить чистовой продукт, и вычтя дневники и переписку, получим примерно пять больших романов. По роману в десять лет.

5. Роман в год в прошлые века считалось нормой для признанного писателя. Сегодня же все изменилось. Издатели жадно требуют минимум роман в квартал. Как считаете, страдает ли качество литературы при таком отношении?

Я всегда придерживался мнения о пользе краткости. Лермонтов написал два небольших тома, Камю – три романа по 200 страниц, Стендаль – два романа. Кафка – два незаконченных... “Как сновидения бывают при множестве забот, речь глупого познается при множестве слов“.

6. Способны ли вы написать большую форму или, как Антон Павлович, только собираетесь?

Пока изобразить что-то больше 30 страниц мне не удавалось.

7. Кто ваши первые читатели?

Понятия не имею.

8. Вы верите в Бога?

В очень отвлеченном смысле.

9. Вам известна цена успеха? А формула?

Вопрос, что считать успехом. Есть трюки, чтобы быть отличником. В первую очередь, надо играть по правилам. (“Чтобы быть безупречным членом отары, надо прежде всего быть бараном“) Это довольно скучно. Легче всего по моим наблюдениям успехов добиваются честолюбивые личности, которые соображают процентов на 20 лучше среднего уровня по группе. Человек, соображающий в два раза лучше часто довольно ленив, либо его заносит, либо его не понимают. Все три фактора препятствуют карьере. Соображающему на 20 процентов ниже среднего пробиться непросто. Конечно, Его Величество Случай также нельзя сбрасывать со счетов.

10. Чем, по-вашему, отличается писатель от среднестатистического гражданина России?

Среднестатистический граждан – абстракция, и в природе не существует. Он наполовину мужчина и наполовину женщина - к примеру.

11. Извечный вопрос. Должен ли художник быть голодным?

Мне вспоминается застойный анекдот -
“Должен ли коммунист платить партвзносы со взяток? ”
“Должен, если он настоящий коммунист!”.
Настоящий писатель , видимо, должен быть готов голодать – а как оно получится – это дело случая.

Как часто появляется желание бросить писать? Чем лечитесь от сего недуга?

12. Нет желания – и не пишу. Я писанием на жизнь не зарабатываю, могу делать что хочу.

Вы любили когда-нибудь?

13. Бывало несколько раз – влюбляешься в иллюзию, потом действительность бьет тебя фейсом об тейбл. Кристаллизация по Стендалю называется.

14. Три самые красивые женщины современности?

Девушка из электрички.

15. Вам предлагают сыграть роль графа Монте-Кристо. Вы соглашаетесь. Кто в роли Мерседес? А ее мужа Фернана де Морсера?

Понятия не имею.

16. Вы способны на спонтанные поступки?

Почти любой поступок спонтанен в смысле вероятности последствий - даже если вы сунете палец в розетку, с какой-то вероятностью тока там не будет.

17. Часто ли смотрите кинофильмы? Что из последнего запомнилось?

Трюффо “Невеста была в черном”. Азиатский фильм “Последняя жизнь во вселенной ” - про чувака, который очень хотел повеситься, но не стал. Японский мультик про шагающий замок. Это за последнюю пару месяцев. Вообще хороших фильмов мало (“Все прекрасное столь же трудно, как и редко ”)

18. Вы родились послушным ребенком? Кто ваши родители?

Послушнее, чем надо. От этого многие из моих неприятностей в жизни. Впрочем, без неприятностей тоже скучно.

19. Как отдыхаете в отпуске?

Моя мечта – две недели на диване. Увы...

20. Вы смотрите в глаза собеседнику или скользите взглядом по лицу?

Я настолько интроверт, что никогда не обращал внимания на такие мелочи. (Не знал, что у меня есть привычка чесать в затылке, пока мне не сказали.)

21. Творчество для Вас – это сублимация или все же письмо по накатанной?

“Лучше нет заслона спиду – сублимировать либиду . Эх, либида ты моя – Сублимированная. ” (Эт я сам сочинил - скромно потупившись.)

22. Стоит ли прощать измену собственному стилю?

Прощать надо больше. «Если относиться к человеку, как он того заслуживает – кто избежит порки ?»

23. Когда человек на грани, эмоции и мысли умирают. Что Вы чувствуете при этом?

До таких граней я еще не доходил.

24. Читаете ли Вы дневниковые записи и мемуары, изданные нашими современниками или Вам интереснее воспоминания актуальные для прошлых веков?

Я вообще не люблю современность - слишком много народу. И все орут. В прошлом было спокойнее.

Как Вы чувствуете себя при большом скоплении людей?

Безразлично.

26. В какое общественное место Вы предпочтете сходить с любимым человеком?

Кино, возможно. Концерт классической музыки. Рок меня угнетает. )

27. Если Вы обнаружите чужую записную книжку, откроете и прочитаете?

Нафига – о чем там читать? Если хочется вуайеризма - в интернете полно сетевых дневников.

28. Вы допускаете, что сюжет может выйти из-под контроля, что называется «герои уже живут своей жизнью»?

Мои герои почти всегда выходят из-под контроля. Начиная рассказ, я часто не знаю, что там случится.

29. Какие эмоции Вы испытываете, заканчивая произведение?

“Оказывается, так это все кончилось”

30. Как часто Вас гложет чувство вины перед читателем за недоработанность произведения?

Раз он стал читать, то сам виноват. Конечно, за грамматические ошибки мне бывает неудобно - все-таки, писать с ошибками невежливо.

31. Что Вас раздражает в современной литературе?

Ничего не раздражает – если меня раздражает, я не читаю. И современной литературы тоже почти не читаю.

32. Видите ли Вы перспективы дальнейшего развития постмодернизма в России или это всего лишь веяние моды на попсу?

Это очень хороший вопрос. Следующий, пожалуйста.

33. Вы бы могли назвать имена среди авторов проза.ру, претендующих на звание талантов или даже гениев?
 
Не могу.

34. Вы любите или уважаете своего читателя?

Я им горжусь.

35. Вы бы могли легко расстаться с писательской деятельностью?
 
Назвать мою деятельность писательской - некоторое преувеличение.

36. Как Вы поступите, если у Вас отнимутся руки и пропадет голос?

Пойду на пенсию по инвалидности.

37. И последний. Какой вопрос хотели бы задать себе, при этом точно знаете, что ответа на него не дадите ни сейчас, ни спустя время?

Кто-нибудь вообще дочитал до этого места?

Ссылка на страничку автора на сайте http://www.proza.ru/author.html?ritase