Ближе к небу - ближе к Богу

Борух Мешакер
Вы не замечали, что в американских фильмах, если за героиней(а иногда и за героем) если кто гонится, он всегда ломится вверх по лестнице? Тоись просто навязчивый стереотип поведения киногероев, спасаться от напасти, несясь по лестницам вверх. Неважно на какой высоте застала опасность, хоть бы и на первом, главное дело побыстрей найти лестницу на крышу, или лифт, лучше лестницу, с лифтом не так сильно задолбаешься бежамши. Прямо вот заиграла тревожная музыка, героиня(или герой) нервничают и озираются с дрожью в членах, уже слышен топот злодея в отдалении... все, побежали искать лестницу. С обреченностью на лицах. А уж когда она нашлась, тогда с облегчением по ней несемся ни в коем случае не на улицу к сплетению путей и к людям, а непременно наверх, отрезая себе последнюю надежду на спасение.
Дальше бывает по-разному. Иногда на лестнице разворачивается решающая битва, во время которой герой (он же героиня) упорно продолжает свое восхождение, иногда забираясь на какие-то балки с непременными забытыми на них ведрами и подмостями(в Америке строителей и ремонтников что, никто не контролирует, чтоб они прибирали за собой свое барахло?) и на них они бьются, отчаянно балансируя и периодически застревая ногой в сочленениях конструктивных элементов, размахивают перед лицами друг друга страшенными ржавыми цепями(откуда они там?) а большею частью уже на крыше плохие и хорошие начинают друг за другом гоняться, палить из всего что под рукой, кидаться предметами обихода, притискивать друг-друга по очереди к низенькому заграждению над бездной, все в пыли и голубином помете бесстрашно перескакивают с крыши на крышу, но в конце наши побеждают. Редко все ж злодею удается нашего столкнуть с крыши, а то б было совсем обидно. Столько бегали, а все зря.
Вон вчерась, "Идальго" в телевизере показывали. Кони, скачки, пыльные бури, виды красивые, битва на мечах, если кто любит, Омар Шариф крут как двадцать лет назад, все есть для счастья зрителя, а все ж чего-то не то. И что ж вы думаете? Поехал Вигго Мортенсен спасать Шарифа дочь, так эта Джазира (так ее звать, не путайте с катарской радиокомпанией), в плоском как стол арабском городке в пустыне, несясь птицей от преследователей, умудрилась посреди всей неразберихи нарыть какую-то дохлую лестничку, прислоненную к дувалу и что? Прально, моментально на этот дувал по ней вскарабкалась с чудесной ловкостью. А за ней и Мортенсен тоже. И несся потом пару минут экранного времени подобно ветру по тому дувалу, ни разу не глядя под ноги и паля из револьвера. Во какой американские киноакеры тренированный народ, находить путь наверх где угодно.

Да конечно, так накал и щекотание нервов значительно сильней, зрелоищность невероятная, но чего-то мне не верится, что прям вот так совсем мозги у людей отказывают в опасной ситуации, причем отказывают в таком однозначном направлении всем поголовно. Мне интересно, в натуре люди в опасной ситуации стремятся еще больше ограничить свои перемещения, лезя в однозначно непреодолимый тупик(ну Бэтмен, допустим, летать умеет, а Спайдермену вообще похрен куда бежать, ему любая поверхность - горизонталь) или когдатошний киноштамп заездился до полной некритичности в восприятии зрителя? Или какая может фрейдистская подоплека в этом заключена?
Одновременно подумалось, что российские кинопогони происходят главным образом по горизонтали. На лошадях, тачанках, автомобилях "Жигули" и башенных кранах. Ну не могу припомнить ни одного советско-российского фильма, а так же ни одного фильма братских киностудий, где б герои лезли наверх, напротив, стремятся на простор, а там помогай бог...Ну разве, в "Место встречи изменить нельзя" мужик из шайки, который фронтовой товарищ Конкина затеял лезть на забор, спасаясь, так его Высоцкий тут же пристрелил.
И не в этом ли корни современной массовой убежденности россиян в однозначном умственном превосходстве над американцами? Ясное дело, они все бегут наверх невесть зачем, как дураки, а мы - нет, значит мы умные, а они кто?
Во-во.