Здравствуй, Франция!

Григорий Шаповалов
Фредерик Бегбедер. Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей.

«Читать прозу такого рода – всё равно что проходить ускоренный курс развития мозговой деятельности. Не верите? Посмотрите на меня? Неужели не видно? Ну ладно, может, невооружённым глазом и не видно, но, поверьте, внутри себя я – вылитый Йода!» – так эпатирует себя в Бегбедер в своём сборнике эссе. Беспрерывно.
Дуться ему, впрочем, вполне есть на что – его нашумевший бестселлер «99 франков» в этот список по чьему-то недомыслию (наверняка!) не попал. Но он не особо расстраивается, - ведь впереди «инвентарные списки» XI века!
Весьма нечастая вещь на наших книжных полках – литературная эссеистика. Пару недель назад пытался объяснить человеку, зачем она вообще нужна. Меня так и не поняли – давно она у нас издохла, слишком давно!.. (Хотя, кажется, «Второе пришествие» грядёт ещё этому жанру.)
 Немного игры, немного шаблонов; - да этот тип Морис Эшер (*1) от критики! – пересказов и ассоциаций. И не говорите мне, что эссе под копирку необыкновенно вредно – лично меня это местами позабавило: особенно приятно одеть очки, затаить в лице эстетическое начало и с умудрённым видом предсказывать, что же будет дальше.
Если бы я был французом, я бы определённо в этой книге всё понял. К сожалению, не француз – хотя можно попробовать принять вид магистра Йоды и изречь, что «Смятение чувств» Стефана Цвейга вышло в 1927 году, а не каком-то двадцать шестом!, что Маргарет Юрсенал переводила стихи древнегреческого поэта Пиндара, а не писала о нём книжку (*2)… - но я ведь, как ни удивительно, ни первым (уже говорил), ни вторым не являюсь. Тем же, кому вдруг стукнет разбираться со всеми аллюзиями и реминисценциями до самого густого, глубокого и далёкого дна – удачи; остальные получат бюллетень с длинным списком имён и самыми краткими сведениями о человеке и произведении. Пусто, полезно?.. – всё зависит лишь от того, как и для чего воспринимать субъективное мнение (а другого Бегбедер и не обесщал) автора. Хотя зачем я это говорю? – всё видно на обложке: значок, где книгу бросают в урну (кто скажет, что там изображено что-то другое, пусть первым бросит в меня камень), мятый исписанный листок и глаза, с очками, – значит, умные…
Что же касается подачи книг – особой глубины искать не стоит (вы видели глубокомысленные бюллетени?!!), скорее игры своеобразной «бюрократией» - то есть устоявшейся, установленной с самого начала формой, которая, к сожалению, не меняется ни от места в списке, ни от содержания произведения.
А в остальном – «как ни странно, последнее место этого списка – не я, и первое, опять-таки тоже не я, и второе, и…» - бедняжка Бегбедер!..

*1 - Художник, рисунки которого отличаются смещением реалий; часто рисовал гравюры, образующие геометрическую фигуру из одинаковых сложных изображений.
*2 - Перечисляется несколько неточностй из книги.


Обложка книги Фредерика Бегбедера: http://foto.mail.ru/mail/sh_gr/16/i-66.jpg