Нам бы день простоять, да ночь продержаться

Майборода
Нам бы день простоять, да ночь продержаться,
- так на пресс-конференции по итогам очередного заседания совета директоров ЗАО «Авиастар СП» обрисовал обстановку на Ульяновском авиационном комплексе генеральный директор В.Михайлов.

Мы уже сообщали о стихийном митинге на «Авиастаре», во время которого собравшиеся протестовали против политики совета директоров во главе с С.Кириенко, которая, по их мнению, ведет к уничтожению ведущего авиастроительного предприятия в стране.
Как известно Ульяновский авиационный комплекс является градообразующим предприятием, с которым связана жизнь огромного количества людей, в связи с чем ситуация на предприятии крайне важна для социально-политической обстановки в городе. О сложной ситуации на авиационном комплексе говорят давно, и противоречивое.
Поэтому мы, решив прояснить ситуацию, для начала побеседовали с работниками предприятия, и нам рассказали следующее: причиной тяжелого экономического положения авиационного комплекса является отсутствие заказов и отсутствие оборотных средств на закупку комплектующих. В настоящее время Ту-204-300 является одним из лучших самолетов в своем классе. В этом году было проведен сертификационный полет ульяновского самолета из Москвы во Владивосток с полной загрузкой. По прилету во Владивосток в баках нашего самолета остался запас в три тонны горючего. Американский самолет долетает на последних каплях. Следовательно, наш самолет и экономичнее и безопаснее. Самолет с подобными параметрами «Боинг» в состоянии запустить в серию не ранее 2006 года. Ту-204 нужен сегодня. Те же китайцы готовы заказать партию Ту-204, с условием, что он будет оснащен бесшумными двигателями фирмы Роллс-ройс. Международные стандарты подогнаны под этот двигатель, чтобы сделать его монополистом. И заказ на поставку таких двигателей может сделать только специальный агент фирмы. Таким агентом по России является египетский бизнесмен Ибрагим Камаль, который согласился поставить двигатели в обмен на продажу ему 25% пакета акций ЗАО «Авиастар СП». За пакет он обещал заплатить 180 миллионов долларов. Два года назад пакет ему передали, за исключением 1 акции, которая оказалась у члена совета директоров А.Полякова. 1 акция это совсем мало, если не учитывать, что именно ее не хватает Ибрагиму Камалю, чтобы получить блокирующий пакет. И стала 1 акция дороже всех бриллиантов. Но пока Ибрагим Камаль не заплатил обещанные доллары и не поставляет двигатели. Связано ли это с недостающей акцией, или, как подозревают, Ибрагим Камаль, является тайным агентом «Боинга» и умышленно тормозит поставку необходимых двигателей, трудно сказать. Одно хорошо видно, - ульяновскому самолету поставлен надежный заслон на выход на международный рынок. Очевидно такая ситуация будет продолжаться как минимум до запуска в серию американского конкурента.
Повторяем еще раз, все это только версия, имеющая хождение среди работников предприятия.
1 апреля руководство «Авиастара» провело пресс-конференцию для журналистов по итогам очередного заседания Совета директоров. Сначала губернатор С.Морозов и мэр Ульяновска С.Ермаков сообщили, что они приступили к практической помощи «Авиастару», и предпринимают меры для расчета по старым долгам, а также, что намного важнее, - намерены создать благоприятный налоговый климат. Разумно! Приятно хвалить людей, когда есть за что. Конечно, всех экономических проблем «Авиастара» это не решит, - это даст не более 300 млн. рублей, а на содержание завода требуется более 1,5 млрд. рублей в год. Но любая помощь, в первую очередь, имеет моральное значение, ведь среди руководства мэрии ходит мнение, что проблемы «Авиастра» происходят по вине генерального директора, который «не может найти общего языка с московскими чиновниками». Ну, что такое «общий язык» с чиновником, мы догадываемся, а в чём виноват генеральный директор, бьющийся за государственные интересы, - не очень.
Затем, руководители «Авиастара» рассказывали о планах развития предприятия, и в частности, представитель Министерства промышленности и энергетики В.Воскобойников сообщил, что правительством принята стратегия развития авиационной отрасли, которая должна привести к производству через 10-15 лет 120 самолетов в год и захвату 10% мирового рынка. При этом он заметил, что правительство будет поддерживать только науку и структуру.
Так что планы оглашены красивые. И надеемся что это не первоапрельская шутка. Потому что, как презренные прагматики, заметив, что обещать можно что угодно, мы спросили представителя министерства, сколько имеется заказов на самолеты в настоящее время, и когда поступят очередные заказы. На первую часть вопроса он ответил легко, - 12 самолетов. А со второй произошла заминка, - опять начались рассказы о портфеле «заказов». По этому поводу в народе говорят, - то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег. Честно сказать, мы подобные разговоры слышим уже давненько, и поэтому настроены скептически.
Во-первых, - для реализации грандиозных планов по развитию авиационной отрасли требуется 30 миллиардов долларов, между тем правительство намеревается вложить только 18. Остальные деньги надеется получить от частных инвесторов, для чего был придуман специальный термин «частно-государственное партнерство». Но, мы что-то не слышали, чтобы иностранцы вкладывали деньги в российские высокотехнологические отрасли, являющиеся конкурентами для Запада. Даже собственное правительство закладывает в бюджет на поддержку авиастроения 6 млрд. рублей, а на ремонт Большого театра, который славен ныне матерщиной на сцене, в три раза больше. Чувствуете приоритеты!? Ну, а собственные олигархи пока предпочитают деньги вывозить.
Во-вторых, - декларируя доведение выпуска до 120 самолетов в год, тем не менее, правительство считает получение авиастроителями заказов их частным делом, что совершенно непонятно, неприемлемо, и, даже можно считать, - преступно, так как это ведет к вытеснению с рынка отечественного авиастроения.
А возможности есть. - Россия огромная страна, в которой расстояния даже по карте меряются локтями. Тем более, что в ближайшие годы самолеты российских авиационных перевозчиков работающих на внутренних линиях исчерпают свой технический ресурс. Потребуются сотни самолетов. Внутренние потребности страны огромны, и в состоянии загрузить собственную авиационную промышленность. Однако, российское правительство закупило не новенькие Ту, а 12 подержанных «Боингов» по цене 12 миллионов долларов за штуку. До исчерпания ресурса этим самолетам 5-6 лет. «Тушки» стоят 27 миллионов долларов, но это новые надежные самолеты, которым летать не менее четверти века. Так что, нечего удивляться, что перемещаться по воздуху становится опаснее. Почему бы ни вспомнить нашему правительству, что правительство США, когда дело касается американского самолетостроения, не уповает на стихию рынка, и, мягко говоря, регулирует рынок в нужном ему направлении.
В-третьих, - недавно была оглашена идея объединения авиастроительных предприятий. Генеральный директор «Авиастара» В.Михайлов, по этому поводу заметил, что идея хороша, но все зависит от того, кто будет руководить корпорацией, - человек, болеющий за дело или желающий подзаработать на этом. И выразил надежду, что за ульяновцами останется сборочное производство. Но, объединение планируется только к концу 2006 года, а за это время многое может измениться. Не зря В.Михайлов произнес, - дай бог, чтобы она была создана через два года.
Между тем, зарплату требуется платить сейчас, - иначе разбегутся уникальные специалисты. Да и время уходит, - американский конкурент наступает на пятки.
Говорят, что Россия может обойтись и без собственного гражданского авиастроения. Но всякий серьезный человек понимает, что гражданская авиация в России является важным оборонным резервом, позволяющим в случае серьезных конфликтов на любой окраине страны обеспечить своевременную доставку войск и грузов. Однако как раз этого не обеспечат старые самолеты, постоянно нуждающиеся в запасных частях. Допустим, что США окажутся заинтересованы в неблагоприятном для России исходе конфликта? Мы много раз видели, как в таких случаях вели себя американцы. Так нужен ли России еще один поводок, более похожий на удавку?
Если, в провинциальном Ульяновске понимают стратегическую важность отечественного самолетостроения, то почему этого не понимают в столичной Москве? Или не хотят? Или ждут какого-то «общего языка»?
А президент тем временем никак не может сообразить, где находятся корни коррупции, повально поразившей Россию.
Генеральный директор в расстройстве произнес примечательную фразу, проясняющую суть происходящего в российском авиастроении, - государство отказывается от потенциала созданного СССР. Мы понимаем, почему он выразился именно так, - человек его уровня должен быть осторожным политиком. Но мы разумеем и другое, - в лице государства выступают конкретные люди.
В заключение хотелось бы сказать, - дай бог, чтобы мы ошиблись и объявленные планы сбылись хотя бы частично, потому что, если «Авиастар» не выживет, то на улице окажутся тысячи людей. Но идти им будет некуда, потому что другой работы в Ульяновске нет.