Земфира. Вендетта

Варварка
Этой весной, а именно 1 марта, Земфира Рамазанова выпустила свой новый альбом под названием «Вендетта», что в переводе с итальянского, как вы догадываетесь, означает «месть». Изначально Земфира планировала назвать альбом «Нефть», но потом по каким-то причинам передумала. На мой взгляд, этот ход был сделан правильно, потому что название «Вендетта» загадочнее и лучше звучит.
Интерес к новому альбому Земфиры огромен. Уже сейчас многие критики пророчат ему стать лучшим альбомом 2005 года.

Альбом был, несомненно, долгожданным. У нас (в России) очень мало современных молодых музыкантов, которых можно слушать, а особенно женщин. Большинство русских поющих женщин ушло в попсу, а песен, которые заставляли бы людей думать очень мало. Альбом Земфиры я ждала, чтобы подумать на новые темы, чтобы открыть для себя новые идеи.

Земфира заработала свой первый миллион в двадцать лет. Она – ещё один пример музыканта, который, несмотря на то, что его творчество очень интеллектуально и глубоко, зарабатывает приличные деньги. Секрет Земфиры в том, что Земфире удается донести непростые философские мысли до открытых сердец любых людей. Стихи Земфиры просты и полны красивых и оригинальных метафор, загадок и странностей. Алла Пугачёва однажды назвала Земфиру современной Цветаевой, и действительно – короткие и иногда обрывистые строчки Земфиры напоминают о знаменитой поэтессе.

В новый альбом Земфиры вошло 15 песен, написанных и записанных Земфирой в течение последнего года. По словам самой Земфиры, альбом получился очень неоднородным, и песни, вошедшие в него, роднит только авторство и время написания. В "Вендетте" Земфира дала волю экспериментам, включив в пластинку как песни с приставкой "электроника", так и композиции, решенные в жанре традиционного рока.
'Вендетта' - не тот альбом, в который вы влюбляетесь с первого звука. Скорее всего, вы купите его, чуть-чуть послушаете и отложите. Он открывается постепенно, песня за песней. Чем больше вы будете слушать, тем больше вам будет нравиться. Вскоре вы уже не сможете расстаться с этим альбомом. Песни, которые не понравятся вам изначально абсолютно и категорически, скорее всего позже станут такими же любимыми, как и остальные. В какой-то момент, вы заметите, что есть много моментов в жизни, под которые можно найти строчки из песен Земфиры, которые западут вам в голову, как афоризмы. Когда я прислушалась к альбому, мне показалось, что это не просто сборник музыкальных творений Земфиры, а что-то вроде романа.


Альбом открывается резкими звуками хард-рока, которые оказываются новой версией песни «Небомореоблака». Эта песня прошлым летом уже звучала на радио, как первая ласточка будущего альбома, но в другой аранжировке. Несомненно, то, что Земфира не останавливается на достигнутом, а пытается совершенствовать свои произведения, говорит о том, что Земфира очень тонкий ищущий музыкант.
Стоит отметить образ неба, который Земфира использует очень часто в этом альбоме («здравствуй небо море облака», «в этой квартире падает небо, так и оставим»)
После первой песни, «Дыши» кажется поразительно мягкой. Очень простые слова: «Ты говоришь, что страшно, я смеюсь… Ты говоришь, что любишь, я боюсь…» обобщённые до отношений между мужчинами и женщинами, которые были всегда : «и так уже много тысяч лет», придают песне общечеловеческий смысл, а не смысл одного из романов Земфиры.
«Так и оставим» поражает своим «падающим небом». Падающее небо – это не просто красивые слова, это точно схваченное ощущение краха. Человек, у которого когда-то падало небо, никогда не забудет этого ощущения и надолго останется под впечатлением. Опять таки – Земфира в следующей песне повторяет этот образ «я пытаюсь справиться с обрушившимся небом».
Судьба следующей песни «Итоги» абсолютно очевидна: это хит. На созданный с помощью Влада Креймера электронный каркас нанизан текст столь точный и трогательный, что экспериментальность звука отходит на второй план: 'Я ухожу, оставляя горы окурков, километры дней, миллионы придурков:' В этой песне текст играет гораздо более важную роль, чем мелодия.
Песня «Самолет» - это меланхоличный поток сознания, чужие откровения и мысли вслух. «Корабли имеют сердце и возможность выбирать» - эта строчка напоминает о «Дредноутах» Гришковца, но с другим настроением.
Единственная песня, которую я так и не смогла полюбить здесь стала «Дай мне руку (я пожму её)». И я даже знаю причину, почему. Просто я знаю, что когда мне начнёт нравиться эта песня, придёт время взять руку, пожать её и расстаться навсегда. Эта песня кажется преувеличенно задорной для тематики расставания и для общей стилистики альбома. Но, впрочем, альбом очень разношёрстный, так что это допустимо.
Попытка Земфиры записать блюз («Блюз») привела к тому, что аранжировка действительно получилась почти блюзовой, но вообще произведение чем-то похоже на «Бесконечность» с «Четырнадцати недель тишины». Произведение, на мой взгляд, удачное. Опять испульзуется дыхание: в «Дыши» - «Дыши, ненавижу эти остановки», здесь – «отвези меня, пожалуйста, к мосту. Ближе, ближе, здесь… я дышу…» В этом альбоме Земфира часто повторяет некоторые ключевые для неё понятия, что выдаёт ей склонность к символизму.
«Прогулка» - это песня, которая, несомненно, создавалась, чтобы быть хитом. Об этом говорит и мелодия, и ритм – такую музыку приятно слушать, когда едешь в машине, то есть она пришла, чтобы заменит собой её же, Земфирин, «Трафик». Смесь нежности («Мне ужасно нравится, как ты выглядишь в этой нелепой шапочке»), страха («Я держу тебя за руку, чтобы вдруг не похитили») и странного счастья («Ты был счастливый и пьяный») или предсчастья («Нарочно падали звёзды в мои пустые карманы, и оставляли надежды»).

 «Друг» - безумно пронзительная песня при минимуме слов. Повторение «Вернись, мой друг» заставляет тосковать и грустить (в хорошем смысле), в этой песне слышится боль горя, уже пережитого человеком. Как ни странно «вернись, мой друг, мне грустно без тебя», «а я нашла себе звезду» звучит не пафосно, а напротив – абсолютно искренне. Лёгкая грустная ирония при описании своей жизни «думаю редко, но всё же бывает, лови» - и редкие мысли Земфира кидает несуществующему другу.

«Жужа». Всё-таки настроение альбома преимущественно – меланхолия. Кажется, что Земфира играла, пока писала эту песню, сочиняя рифмы на слово «Жужа» - «как кислота или что хуже», «я словно высохшая лужа». Из обыденных вещей Земфира творит поэзию: ничего примечательного, но фраза задевает, в ней и оправдание, и притупленная боль и усталость: «Сегодня пьяный опять вечер, но так, наверное, чуть легче».
Несмотря на то, что песня называется ласково: «Малыш», начинается она довольно резкими звуками. То, что слышишь в этой песне – не то, что ожидаешь услышать от названия. Ждёшь чего-то нежного, а встречаешь чётко позиционирование сильной женщины и её главенствования над молодым мужчиной. «Ты очень милый парень, но таких, как я, больше нету…» - говорит о том, что человек знает себе цену. Получается, что Земфира предлагает ему что-то, обещает «златые горы»: «Смотри, я тебе покажу чудеса», «И мы потечём, как реки, в неоновые отсеки» - она меняется с ним позицией.
«Повесица». «Забыть... Два кровавых месяца, столько мин и пострадавших… Буду висеть, молчать и любить» - строчка, очевидно, навеяна фильмом Ренаты Литвиновой «Богиня», в нём у одного персонажа есть такие слова: «Любовь… любовь – это, ну, не мясо, но что-то кровавое»… После этой песни, вешаться, как ни странно, не хочется. Да и Земфира лукавит: ей тоже не хочется. Ведь она просит: «Я прошу, верни меня…». Это желание – повеситься – на самом деле желание обратить на себя внимание, и вернуть себе человека, без которого она – не она. Земфира просит вернуть её себе и ей самой.

В песне «Красота» немного слов, но они полностью соответствуют музыке и настроению. В плане настроения песня немного перекликается с «Самолётами».

Бонусы: их могло бы не быть, но они удачно вписались.
«Разные» - песня-ухмылка. «Мой приятель любит водку и самолёты, знакомая любит свечи и Анну Каренину» - двумя словами на тему кто что любит, Земфира характеризует человека; сколько ещё в мире мужчин, которые любят водку и самолёты?.. Много. А женщин, любящих свечи и Анну Каренину? Очень много. «И все такие разные…» - хмыкает Земфира.
Песня «Jim Beam» - это уже что-то запредельное. Слова в этой песне («тянутся во сне ко мне пластмассовые ручки») – из области психоделического рока и таких ночных кошмар, после которых страшно пойти в кровать. В этой песне кошмары продолжаются и наяву, в алкогольной дрёме, хочется забраться на крышу и пойти с неё вниз погулять.
Эта песня – из раннего, датируется 1997 годом. Тем, кому нравится эта песня нужно непременно поискать в Интернете, если не МР3 старых песен, то хотя бы их тексты – получите незабываемое удовольствие.