Моя память. Приложение 1. Семейные корни

Андрей Благовещенский
Род Благовещенских по документам и семейным преданиям

В начале 90-х годов теперь уже прошлого века в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге несколько в стороне от общего погоста, позади здания, в котором тогда размещалась станция переливания крови, я увидел могильный камень. Это была плита из серого гранита, на которой было высечено, что тут покоится протопресвитер Благовещенский, отец пятерых детей. Дата его кончины была – 1815 год. К сожалению, я тогда не скопировал надпись, а позже попасть в лавру не пришлось. Друзья, которых я потом просил списать её для меня, плиту не нашли. У меня нет доказательств, что это была могила одного из моих предков, но в связи с ней хочу пересказать семейное предание, которое помню с детства.

В 18-м веке где-то на Русском Севере 13-летний отрок из семьи поморов-староверов встретил миссионера никонианца, и тот убедил мальчишку, что старообрядчество – ересь, и креститься следует не двумя, а тремя перстами. Убедил настолько, что отрок стал дома проповедником троеперстия, Отец среагировал круто: «Вот Бог – вот порог!» Сын от новой веры не отрёкся и с одним из обозов отправился в Петрозаводск. Видимо, с рекомендацией убедившего его миссионера, он явился в консисторию, и после беседы был направлен в духовную семинарию. По преданию, он достиг духовного сана протопресвитера Благовещенского . Предположительно, отсюда и произошла наша фамилия.

О прадеде, тоже протопресвитере Благовещенском, есть и документальные данные, и семейное предание. Архивные сведения достаточно пространны, приведу краткие, по архивным справкам и данным поисковой системы «Яндекс».

Афанасий Александрович Благовещенский. 1811—1853 гг.
Священник. Село Васильево Угличского уезда Ярославской губернии.

Пётр Афанасьевич Благовещенский. 1836—17.02.1915 г.
Священник. Окончил СПб Духовную академию.
01.08.1861 г. назначен священником дворцовой церкви на мызе Знаменка.
1871 г. Священник церкви Петергофского дворца.
1886 г. Священник церкви Зимнего дворца, протопресвитер, духовник императора Александра Третьего и его супруги.
1911 г. Заведующий придворным духовенством
.
Сергей Петрович Благовещенский. 1868—1925 гг.
Дворянин. Действительный статский советник. Губернский тюремный инспектор.
Расстрелян большевиками в 1925 г. (посмертно реабилитирован).
Супруга – Мария Митрофановна.

А предание такое. Как известно, летом царский двор проводил время в Петергофе. В среде придворных обратили внимание на молодого священника дворцовой церкви на мызе – истово верит и хорошо проповедует. Дошло это и до государя, и тот решил сам послушать проповедь отца Петра. Как известно, Александр III чарки мимо рта не проносил. Будучи изрядно навеселе, он пошёл в дворцовую церковь и был выдворен из неё отцом Петром: «Православному государю в храм Божий в непотребном виде являться не пристало!» В доме у священника была тихая паника – что же теперь будет, Сибири не миновать. И действительно, на следующее утро к дому подкатила карета с гербом и фельдъегерем: государь требует отца Петра к себе. И действительно, на следующее утро к дому подкатила карета с гербом и фельдъегерем: государь требует отца Петра к себе. «Смел. Не боишься самому государю правду сказать. Такой мне нужен!» Прадед был переведён в придворное духвенство, стал духовником государя и государыни, иереем, потом протопресвитером собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле.
Вторая история связана с его сыном Сергеем Петровичем, моим дедом. Прадед, кажется, прочил ему тоже духовную карьеру, но сначала хотел дать образование и отправил учиться в Варшавский университет. Оттуда дошло, что сын связался с какой-то певицей – католичкой! О духовной карьере уже не могло быть и речи. Но, мало того, вернувшись в Петербург, дед влюбился в чужую, какого-то гвардейского офицера, жену, добился её развода с этим офицером и сам женился на ней не только без благословения, но и против воли прадеда, за что был отправлен служить подальше от столицы, в Уфу.

Когда мой отец подрос, дед захотел посмотреть на внука и пригласил его к себе на дачу в Петергофе. Помню, отец рассказывал, что у него с дедом возник конфликт, кажется, из-за чтения Псалтири. Дед запер внука в чулане на чердаке дачи, но покорить не смог. После трёх дней противостояния, дед сказал, что узнаёт родную кровь, признал право отца стоять на своём, признал невестку и снял опалу с сына.

В семье С.П. Благовещенского было четверо детей: сын Борис и дочери Лилия, Ариадна и Варвара. Все должны были получить хорошее образование. Сын был определён сначала в немецкую гимназию «Петершуле», а после 4-го класса переведён в Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей, который кончил в 1917 году вторым по результату. Сёстры Лилия и Ариадна стали институтками Смольного института благородных девиц.Позже обе сестры вышли замуж за двух братьев Сергея и Николая Славнитских. Их дети - мои двоюродные братья Михаил и Борис. Младшая, Варвара в смолянки попасть не успела и окончила уже советскую етш (единую трудовую школу).Её мужем стал Пётр Николаевич Розов, отец моего третьего двоюродного брата Сергея.Мне никогда не пришлось встретиться с тётей Лилей и Славнитскими старшими.

 Отец как-то вспоминал, что поначалу ему в лицее пришлось довольно трудно – большая часть учащихся была из родового дворянства, а он, по их выражению, был «С-колокольни-звонященским». Уважение сверстников пришлось утвердить кулаками.Обладая способностями и прилежанием, он в последнем выпуске Лицея по успехам значился вторым. После Лицея был рабочим на обувной фабрике, курсантом военного училища участвовал в подавлении Кронштатского восстания. До окончания университета женился и имел дочь Веру. Мы с моей сводной сестрой, конечно, знали друг о друге, но впервые встретились в 1963 году, подружились. До её смерти я не раз бывал гостем в её доме в Ленинграде, а она в нашем в Башкирии.