Вера и разум

Адела Василой
“Аргументированность вере противопоказана. Потому как подразумевает присутствие логики. Нашей, человеческой логики - куцей и смешной... И даже страшной иногда.”

Вот так рассуждает религиозный человек - оказывается, человеческий разум и логика «куцые», «смешные», и даже «страшные». А религия, надо думать, совсем наоборот. Или не надо думать вообще, потому что смешно? Или страшно? Такой взгляд на вещи религия культивирует в людях многие столетия. Вопрос: почему? Почему душа, которую бог вдохнул в человека есть чистое, светлое, вечное, а разум, которым также наделил его бог есть нечто низменное, куцее, смешное и враждебное вере? А что такое душа, собственно? Можно себе представить душу без памяти и разума? Что тогда от нее остается? Нечто нематериальное, не поддающееся восприятию, не наполненное никаким содержанием – ни памятью о событиях, ни способностью их анализировать и связывать в единое целое. Вообще ничто. Зачем же этому ничто бессмертие? Ради этого призрачного бессмертия человек должен презирать свое «бренное» тело, свой мозг, который не у всякого человека бывает куцый, хотя и такое случается. Конечно, человеку с куцым мозгом гораздо легче воображать, что у всех остальных мозг примерно такой же куцый – невелика разница! И чтобы эта разница казалась еще меньше – за «эталон» берется некий абсолютный, совершенный, всеобъемлющий и всемогущий «божественный» разум. Чтобы никому неповадно было воображать себя чересчур умным. А чтобы давление на много возомнивших о себе умников было еще больше, возводится в принцип греховность «гордости» – дескать, гордость есть грех и скверна. Гордости противопоставляется смирение, покорность и страх перед богом. Отличные качества. То, что человек инстинктивно презирает, возводится в ранг наивысших достоинств. А вера, дескать, которая презирает всякие аргументы, превыше разума и способна дать «истинное знание», в отличие от куцего разума. И при этом никого не заботит, что этих разных вер – пруд пруди, и все считают себя истинными. Разумеется, они между собой соперничают и при случае готовы вцепиться в глотку друг дружке, как это не раз бывало в истории – религиозные войны есть обычное явление, причем вполне современное, к сожалению. Но вот где они готовы сотрудничать – это когда дело касается атеизма. Уж атеистам они спуску не дадут. Как можно? Отрицать существование бога? Если верующие отвернутся от религии, этот большой, хорошо налаженный бизнес лопнет, как мыльный пузырь, и что тогда станется с многочисленной кастой «служителей бога», безбедно и даже с некоторой роскошью (в зависимости от чина) существующих на поборах, которые они бессовестно дерут с огромной массы верующих, оболваненных примитивными романтическими сказочками, шантажируемых божьими карами за непослушание, соблазненных прекрасными обещаниями вечного беззаботного существования после смерти. Да и властью они обладают огромной - сладкой властью над умами людей, которым они предписывают и диктуют правила поведения не только в пределах человеческого сообщества, но и в личной жизни, не ограничиваясь моральными принципами, а и в любых мелочах. Все расписано по полочкам с мельчайшей скрупулезностью – нарушил, значит грешен и нужно покаяться. Правила, обряды, предписания, наказания – все для того, чтобы держать человека в руках, манипулировать им, стать необходимыми ему при любых обстоятельствах.
Разум для них опасен, безусловно. Логика – нож острый, критика – богохульство. И наконец, атеист – одиозная фигура, дружно предаваемая анафеме всеми религиями. И никого не смущает, что управляемый всемогущим и милосердным богом мир жесток и несправедлив. Всему дается убогое, не выдерживающее критики объяснение, да ведь верующим не нужны аргументы! Они верят и так, верят, потому что боятся смерти и хотят, ох как хотят жить вечно! Ради этого они готовы закрывать глаза на все – и на робкие доводы собственного разума, и на противоречия и абсурдность религиозных доктрин, и на лицемерие и на разврат среди церковного сословия, и на научные факты, и тем более на обоснованные, ясные, логичные выводы атеистов.