Уроки семейной жизни

Влад Каганов
  Перед началом учебного года, директор школы пригласил меня в свой кабинет.
- Сейчас в старших классах вводят курс « Этика и психология семейной жизни ». Я решил предложить его вам. Вы пишете статьи, выступаете с лекциями о воспитании - вам и карты в руки.
- А программа есть?
- Есть.- Он протянул мне брошюрку. – Соглашайтесь!
- Можно попробовать, - сказал я.

Через неделю пришел я на урок в десятый класс. Объяснил ребятам суть курса, перечислил темы, с которыми нам предстоит ознакомиться, а затем начал рассказывать, что выбор супруга – одна из величайших тайн природы.

- А когда мы начнем практические занятия? - задал шутливый вопрос Сергей Пашин, который был из категории «молодых да ранних».
- Прямо сейчас и начнем! – с улыбкой ответил я под дружный смех класса. - Вот скажи, Пашин, сколько денег , в среднем, должна тратить семья из трех человек на питание?
- Много.
- Вот видишь, не знаешь. А кто должен первым уступить в семейной ссоре?
- Конечно, жена! –Уверенно ответил Сергей.
- Садись! Опять неверно! Первым в семейной ссоре уступает тот, кто чувствует
себя умнее и добрее. Так что, Пашин, тебе еще рано заводить семью.

О первых опытах уроков « Этики и психологии семейной жизни» я написал статью, которая была напечатана в газете. Вскоре меня пригласили в районный ЗАГС.
Директор, молодая красивая женщина встретила меня приветливо.
- Мне рекомендовали вас в обществе «Знание», - начала она разговор.- Сказали, что вы читаете лекции о семейных отношениях. Мы хотим ввести в ЗАГСе курс для тех, кто собирается создавать семью. Многие молодые люди часто не представляют себе всех подводных камней, которые их ожидают в браке. Мы решили организовать для них курс из трех лекций: о правовых и медицинских основах брака, и о психологии семейных отношений.

Я согласился. На первых же лекциях убедился, что многие ребята совершенно не
готовы к браку. Они задавали такие наивные вопросы, что я еле сдерживал улыбку: - - Кто должен быть хранителем денег в семье?
- Кто у кого должен брать деньги на обед, на папиросы, на мелкие покупки: жена у мужа или муж у жены?
- Если вы доверяете друг другу, - говорил я, - храните их в шкатулке, и пусть каждый берет нужную сумму, а важные покупки старайтесь согласовывать вместе.
 
Через полгода, директор ЗАГСа предложила мне вести беседы с теми, кто подал на развод. Раз в неделю, в субботу, я приходил в ЗАГС и принимал, как говорил Аркадий Райкин « разводящихся трудящихся». Развод – всегда драма, даже тогда, когда супруги разводятся по взаимному согласию. А для детей – это всегда трагедия, ведь расходятся два самых дорогих и близких человека.

Однажды в кабинет вошла симпатичная женщина лет тридцати пяти в форме сотрудницы Аэрофлота.
- Мы с мужем хотим оформить развод.- Она улыбнулась и уселась на стул, закинув ногу за ногу.
- А где ваш муж? – спросил я.- Мне необходимо поговорить с ним.
- Он согласен. Вот его заявление.- Она вынула листок бумаги и протянула мне. - Мы уже год не живем вместе. Нам нужно лишь формально все оформить.

  Обычно женщины в такой ситуации ведут себя замкнуто, волнуются, переживают, а моя собеседница говорила весело, с улыбкой.
- У вас есть дочь, - заметил я, просмотрев документы. – Такие вопрорсы может решить только суд.
- Ну зачем нам суд? – всплеснула она руками.- К чему этот бюрократизм? Два человека хотят разойтись по-хорошему, без суда, без лишней нервотрепки...
- Но у вас есть общий ребенок. – Я пытался говорить что-то о супружеском и родительском долге, о том, что в супружеских отношегиях бывают свои взлеты и падения.
Она меня перебила:
- Вы здесь, похоже, так забюрократились, что не понимаете простой вещи: если четыре взрослых человека живут счастливо, то не надо им портить жизнь.
- Какие четыре человека? – не понял я.
- Мой муж вот уже год живет с моей подругой, а я – с ее мужем. Все мы очень довольны. Дружим семьями, ходим друг к другу в гости. Нам нужно просто все это оформить.
Признаюсь, за время работы в ЗАГСе, я встречался с самыми неожиданными случаями, но такой оказался уникальным.