Актриса

Сергей Варсонофьев
 Актриса.

 Её никто не любил, её все шпыняли, никто не воспринимал её всерьёз. Она всем осточертела, - слишком уж стара она была и слишком давно все её знали – надоела. А она была актрисой. Не по образованию, не по известности – по призванию. Так она сама считала. Конечно, стать актрисой в полном смысле этого слова у неё не получилось: сначала война, потом тяжёлое послевоенное время, брат с сестрой, немолодые родители – и всё на ней, но она же – актриса! Все трудности – временные! И после работы на своём сером заводе она шла в драмкружок, и неважно что режиссёр не видел в ней героинь, главное – она на сцене! И эта часть её жизни – подлинная, раскрашенная всеми цветами радуги! И личная жизнь – тоже на алтарь искусства, как же иначе!
 Но шли годы. Похоронила родителей. И поставив брата с сестрой на ноги, совершила поступок – ушла с завода, и ни куда-нибудь, а - в искусство!
 Конечно, высоким это искусство не было – массовка на «Ленфильме», но ведь как интересно! С какими мастерами приходилось работать! Пусть рольки небольшие, зато хорошая школа! А потом предложили работать бригадиром – отбирать людей, объяснять им задачу, нести за них полную ответственность. И ведь ни разу не подвела! А было трудно: и ночные смены, и съёмки лета в лютые холода, и неделями без выходных – но ведь она актриса, как же иначе?
 И как-то незаметно подошли года, в которые тебя не особенно хотят: есть молодые, новые, интересные, перспективные, а ты уж не молода, и приелась, и примелькалась – попросту говоря, надоела. И вот к таким годам подошла и наша актриса. Её стали гонять – сначала потихоньку, потом сильнее, а вскоре и открытым текстом: мол, стара стала, без тебя справимся, а ты не нужна. Но она как-будто не слышала: каждый день с лучезарной улыбкой приходила на студию, тыкалась во все кабинеты, делала вид, что посылают и прогоняют вовсе не её, и всё старалась найти себе какое-нибудь дело, пусть даже и не за деньги. Ведь она же актриса, она же не может не играть!..
 …Как-то в одну из будничных майских холодных белых ночей я ехал на машине мимо Исаакия, мимо Зимнего Дворца, мимо разведённых мостов, и вдруг увидел её, нашу актрису! Я остановил машину, и стал смотреть – она стояла на набережной возле немногочисленных зрителей белых ночей, улыбалась своей всё ещё белозубой улыбкой, а в руках у неё были какие-то цветные фонарики. Люди улыбались ей в ответ, кто-то покупал у неё эти горящие разными цветами фонарики (ей ведь на что-то надо было жить), она говорила людям какие-то слова, и лицо её освещалось улыбкой!..
 Я потихоньку поехал дальше, по своим мирским делам, но ещё долго перед моими глазами горели весёлые фонарики, освещённые улыбкой этой замечательной Актрисы. И улыбками окружавших её людей.

     Рассказ вошёл в книгу "Время ПИ или Музыка ни о чём, записки питерского таксиста"
       Книгу можно приобрести здесь: http://shop.heliconplus.ru/item.php?id=376