Сказ о том, как деревенская Дарья... русская народная сказка

Климентина
Сказ о том, как деревенская Дарья со столичным господином знакомилась (русская народная сказка)

Жила-была в Тридесятом царстве, в Тридевятом государстве девка. Звали её Дарья-красавица. Была эта девка нечеловеческой красоты, и все ее в деревне любили. Но не по душе Дарье-красавице были все деревенские парни. Один слишком высок, другой слишком худ, третий вообще с горбом. Вот и решила она пойти через леса и поля в столицу, город Московию.
Три дня и три ночи плела себе Дарья новые лапти. Неделю ткала новый сарафан, и еще ночь матушка с батюшкой её в дорогу собирали:
– Ох! – говорят, – Доченька! Ах, Дашенька. Бросаешь ты нас стариков одних. Как же мы здесь одни без тебя-то останемся?
А Дарья-красавица им и отвечает:
– Шо ж вы матушка и батюшка пригорюнились? Шо ж опечалились? У вас помимо меня еще 12 ребятишек в избе, уж прокормят вас мальчики – братцы мои любимые. А мне замуж пора. Шо ж я до 40ку лет буду в девках сидеть? Да и изба большая! Три комнаты плюс кухня, да коридор с сенями, там лошадь стоит, что батюшка позапрошлой весной на «Поле Чудес» откопал. Чуть что так и её съесть можно. А коли же найду себе мужа побогаче-то, так вас в столицу перевезу всех, а коли же не очень, так гостинцы буду высылать.
Вздохнули матушка и батюшка, да делать нечего и проводили они Дарью-красавицу до калитки:
– Ступай, – говорят, – Дарья по лесной тропинке через лес, так быстрее будет. Скатертью дорога.
Поклонилась Дарья-красавица родителям своим и отправилась в дальнюю дорогу. Идет она через лес, день идет, два идет. Вокруг темно, не различить ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера. Ветки высоких деревьев закрыли над головой все небо и все солнце. Устала Дарья-красавица, болят ноженьки, гудят рученьки и кушать уже давно хочется, а Московии все не видать и не видать. Вдруг видит Дарья избушка стоит на курьих ножках. Подбежала девка к ней и говорит:
– Избушка, избушка, встань по старому, как мать поставила: ко мне передом, а лесу задом.
Заскрипела избушка и повернулась к Дарье-красавице передом. Постучала она в дверь, никто не отзывается. Страшно девке в избу заходить, но ничего не поделать. Толкнула Дарья дверь и вошла в избу. Смотрит она налево: печь стоит русская с заслонкой, а на печи сено, да тряпки какие валяются. Возле печи лавка, на ней кот лежит, сам черный-черный, а глаза зеленые-зеленые. Смотрит Дарья-красавица налево: а там стол, стул, тарелка деревянная, ложка и бутыль с алкоголем стоит. Села Дарья-красавица на лавку рядом с котом и давай хозяев дожидаться. Вдруг слышит шум, гам. Дверь открывается, и бабка старая вошла. Сама страшная-страшная и на палку опирается:
– У-у-у! – кричит, – Чую-чую человеческим духом пахнет. Выходи на свет, покажись мне!
Вышла Дарья-красавица на свет и узнала в бабке злую Бабу-Ягу – костяную ногу, о которой матушка ей так часто в детстве сказки сказывала. Испугалась Дарья-красавица и давай с испугу всяку чушь болтать:
– Ой, бабушка! Здравствуйте! Как я рада вас видеть. Такой непроглядный лес за 300 верст вокруг ни души! Я 3 дня безо сну шла, все хотела кого-нибудь, аль чего-нибудь повстречати!
– А куда же идешь ты, красна девица? И как звать тебя? – спросила Баба-Яга.
– Иду я в город Московию, хочу найти себе жениха хорошего. А кликать меня Дарья-красавица али Дашка!
– Понимаю я тебя, Дарья-красавица! – отвечает ей Баба-Яга, – Сама уж 800 лет в девках сижу, ни Водяной, ни Леший, ни Домовой не хотят в жены меня брать, хоть тресни. Помогу я тебе. Только не в ту сторону ты идешь. На север тебя надо, а ты на юго-восток чапаешь! Подарю я тебе свой волшебный компас и еды наложу в твою корзинку. И иди, куда шла.
– Но, как же, бабушка. Московия же на севере, а ты мне на юго-запад идти велишь, как же так?
– Глупая ты! Там Кыев! В Кыеве много хохлов молодых. Богатый ли, красивший ли, всяких полно. Весь город ими так и кишит, окаянными. Послушай бабушку, Дашенька, бабушка старенькая, бабушка еще при князе Олеге Вещем жила, ещё до него даже. А не найдешь Кыев, ежели промахнешься, так планета круглая, ко мне вернешься.
– Хорошо, бабушка. Пойду я в Кыев жениха искать. Спасибо тебе, бабушка.
– Иди, красавица, не поминай лихом!
И отправилась Дарья дальше и через день вышла из лесу. Увидела она золотые купола города Кыева, обрадовалась и вошла в ворота городские. А город большой, куда не плюнь, везде на людей попадешь. Испугалась девка, вспомнила она что идти ей некуда и жить негде. Пригорюнилась Дарья-красавица, идет она по городу и плачет. Подошел к ней старичок и спрашивает:
– Что случилось, красна девица?
– Ой, горе у меня, дедушка! Нет у меня в деревне благородного юноши, и пошла я в город Московию, да заплутала в лесу по дороге. Встретилась мне Баба-Яга и велела в Кыев идти. А здесь нет у меня ни родных, ни близких, ни друзей, ни знакомых. Где же я буду жить? Шо же я буду есть?
Расстроился старичок и говорит:
– Уж здесь я тебе не помощник, самому мне жить негде и есть нечего! Уж прости меня, красна девица! – и побежал дальше.
Снова заплакала Дарья-красавица и дальше побрела по Кыеву. Подходит к ней бабушка старенькая и спрашивает:
– Что с тобой случилось, красна девица, отчего ты плачешь?
– Ой, горе у меня, бабушка! Нет у меня в деревне благородного юноши, и пошла я в город Московию, да заплутала в лесу по дороге. Встретилась мне Баба-Яга и велела в Кыев идти. А здесь нет у меня ни родных, ни близких, ни друзей, ни знакомых. Где же я буду жить? Шо же я буду есть? Дедушка мне помочь хотел, не смог и ты не сможешь!
А бабушка ей и отвечает:
– Ох, жаль мне тебя, красна девица! Да права ты, ничем помочь тебе не могу. Сама под мостом живу.
Идет Дарья-красавица дальше, ещё громче плачет, уже все слезы выплакала, а не остановиться никак.
Тут подбегает к Дарье-красавице паренек молоденький и весело так спрашивает:
– Что случилось, красна девица? Отчего ты льешь горькие слезы!
– Ой, горе у меня, миленький! Нет у меня в деревне благородного юноши, и пошла я в город Московию, да заплутала в лесу по дороге. Встретилась мне Баба-Яга и велела в Кыев идти. А здесь нет у меня ни родных, ни близких, ни друзей, ни знакомых. Где же я буду жить? Шо же я буду есть? Дедушка мне хотел помочь не смог, бабушка хотела, не смогла и ты не сможешь!
– Почему не смогу? – удивился паренек, – Помогу, у меня дом большой! Будешь жить у меня!
– Спасибо тебе! Буду я тебе взаместо платы на базар ходить, дом убирать и еду готовить.
– Нет, этого не нужно! Для этого у меня есть слуги, а ты гостья! Как тебя кликать?
– Дарья-красавица али Дашка, как вам будет угодно.
– А я Димитрий-царевич-Билан! Местный царь.
И пошли Дарья-красавица и Димитрий-царевич-Билан по городу Кыеву! И пришли. Во дворец. Там на стенах персидские ковры висят, шведские диваны стоят, картины английские со всех сторон. Столы во всяческих яствах и везде снуют слуги в богатых одёжах, каких Дарья не видывала и в мечтах своих. Остановилась она, и открылись от изумления уста её и воскликнула она:
– О! Какая красота!
Подошла девка к большому зеркалу и увидела в нем себя: чумазое лицо, рваный, грязный красный сарафан, на голове матушкин платок совсем изорвался. Подошел к ней Димитрий-царевич-Билан и говорит:
– Пойдем, Дарья-красавица! Отведу я тебя в твои покои. Отмоют тебя там, причешут, платье новое оденут, шитое золотом и в брыльянтах, черевички беленькие с цветами серебряными и листьями золотыми и спать уложат, устала ты.
Отвел он её в верхнюю комнату и сразу уснула она грязная и не расчесанная. А на следующее утро отмыли её, причесали, в платье новое нарядили и в черевички. Спустилась Дарья-красавица и увидела в кресле – троне Димитрия-царевича-Билана. И оправдала она в его глазах имя своё. Влюбился он в Дарью-красавицу. В тот же день свадьбу сыграли. Потом Дарья-красавица из деревни родителей своих перевезла, да братьев и сестер. Всем Димитрий-царевич-Билан комнаты выделил во дворце во своем. И жить бы им долго и счастливо, да печалиться чего-то жена молодая.
– Что же приключилося с тобою, любовь моя? – спрашивает у Дарьи-красавицы Димитрий-царевич-Билан.
– Ах, гложет меня смута черная. Не могу понять, шо это. То ли случиться шо-то должно нехорошее. – отвечает она ему.
Вскоре родился у Дарьи-красавицы и Димитрия-царевича-Билана сын маленькай – царевич Алексей. Лелеяли они его, баловали и вырос он красивейший юноша: глаза голубые, волосы золотые, ростом высокий, фигурой стройный, сердцем и душой добрый. Нашел он себе невесту – красавицу Марью Степанну и день свадьбы назначил, но украл Марью Степанну злой волшебник и отправился царевич Алексей свою невесту из плена вызволять. Провожают его мать и отец, целуют, обнимают, не хотят отпускать, да делать нечего. Простились они с ним и отправился Алексей в дорогу.
Идет он по лесу, вдруг видит сидит на пеньке старичок-боровичок, подошел к нему царевич Алексей и спрашивает:
– Скажите, дедушка, не видали ли вы здесь, злого волшебника с моей невестой Марьей Степанной?
– Нет! Не видал! – отвечает старичок, – Спроси у моего брата – Водяного, он вон в том болоте живет, может, он видел.
Отправился царевич Алексей к болоту, видит на кочке Водяной сидит. Спрашивает его царевич Алексей:
– Скажите, дедушка, не видали ли вы здесь, злого волшебника с моей невестой Марьей Степанной?
– Нет, не видывал! – отвечает Водяной, – Да может брат мой – Ветер видывал?
– Спасибо, дедушка! – сказал царевич Алексей и отправился Ветер искать.
Идет он день, идет два, все нету ни где ветра, и решил он позвать его:
– Эй, Ветрило! Покажись мне!
 Дуешь ты на просторе!
 Несешь людям и радость и горе!
 Помоги же ты смертному, вдруг,
 И тебя назову я «мой друг»!
– Зачем мне твоя дружба, ничтожный человек? Я – Ветер, гуляю – где хочу, шалю – как хочу, я сам себе хозяин и не нужны мне друзья! – завыл Ветер.
– Скажи, не видал ли ты злого волшебника с моей невестой Марьей Степанной?
– Видал-видал! Живет он вон за той горой, где заходит солнце.
– Помоги мне, друг Ветер! Отнеси меня за гору!
– Хорошо, помогу тебе царевич Алексей!
Отнес его ветер за гору и посадил на землю, а сам улетел. Смотрит царевич Алексей дворец стоит. Стал он кричать:
– Эге-гей! Выходи колдун из дворца, отдавай мне мою невесту.
– Не выйду, не отдам! Моя она! – отвечает ему колдун.
– Ой! Спаси меня, Алешенька из плена! – кричит Марья Степанна, плачет горемычная.
Зашел царевич Алексей во дворец, да порубил трусливого злого волшебника на куски да на мелкие, и забрал невесту свою обратно во Кыев. Затем свадебку сыграли, и я там был мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попадало.