Диалоги

Владимир Лидин
- ………….
- А что там за сюжет у тебя был про любовь?
- Ну, это такой небольшой сюжет, немножко иносказательный. Он и она. Она жила в одноэтажном домике на берегу реки, давала уроки игры на фортепьяно. Он работал почтальоном, приезжал к ней на велосипеде с почтой. Все это происходит на фоне приближающейся войны, через реку проходит граница. А они на самом деле работают в спецслужбах, что-то вроде военной разведки. У них завязывается роман. Ну, там, как это в фильмах показывают – крупные, средние планы, немного легкой эротики.
- А чем все заканчивается?
- Окончание довольно странное. Хотя, впрочем, я еще не решил. Может быть наложение одного сюжета на другой. Или независимые сюжетные линии.
- А какая будет другая линия?
- Еще не придумал.
- Ну, тогда расскажи про окончание.
- Ну, в общем, начинается война, они сворачивают свою деятельность, и едут в поезде. Происходит авианалет, взрыв, они попадают в разные госпитали, у обоих амнезия. После войны они снова встречаются в том же качестве, он и она. Она по-прежнему учит игре на фортепьяно, он работает по-настоящему почтальоном и привозит ей почту. Но они не узнают друг друга, потому что у них амнезия. Только полунамеком там можно понять, что что-то у них происходит, как будто они подсознательно узнают друг друга. Но не более того.
- Какая грустная история.
- Она иносказательная.
- В каком смысле?
- Все мы когда-то встречались друг с другом, воевали и расставались. Но не помним об этом и не узнаем друг друга. У нас амнезия.
- Это ты о прошлых жизнях?
- Да.
- Я думаю, вышло бы хорошее кино. Я бы снялась в главной роли.
- А я бы сидел рядом с режиссером и смотрел на это.
- Заметано.
- …………..
- Вчера был на кладбище.
- ?
- Да так, поприсутствовал. Было холодно, ветрено, но народ копошился.
- Кто же это копошился-то, мертвецы что ли?
- Да нет, просто народ. За могилками ухаживали. Есть такая традиция в народе раз в году приезжать на кладбище. Ну и я там оказался. В общем, было ветрено, и не очень уютно. Вообще-то кладбища – довольно спокойные места. Но атмосфера была какой-то напряженной, то ли из-за геомагнитных возмущений на солнце, то ли из-за моей простуды. Стоял и думал, что когда-то и мне придется скончаться и мои потомки, может быть, будут приезжать на могилу.
- Как мрачно.
- Ну да, мрачновато. Но не в этом дело.
- А в чем же?
- У меня было видение. Просто так промелькнуло и все. Но впечатление осталось.
- Расскажи.
- Я вспомнил про Царя Смерти. Его зовут Эрлик-хан. Больше о нем я ничего, вообще-то ничего не знаю, но из коллективного бессознательного, или из произведений кинотеатра и литературы у меня складывается образ довольно мрачного субъекта, не имеющего сострадания, который одет во все черное с металлических отливом, у него есть железная плеть, которой он стегает грешников в своем подземном царстве. И вот у меня перед глазами промелькнуло видение: будто бы там, под землей, под кладбищем, в каком-то другом тонком измерении, находится царство мертвых. Вот людей привозят на кладбище, а на самом деле кладбищенская земля представляет собой точку выхода в тот мир. И места для кладбищ выбираются не случайно, а по мановению потусторонних сил, - там, где легче обеспечить выход на нашу мирную и благополучную поверхность.
- Какой ужас.
- И вот это самое царство Эрлик-хана предстало у меня перед глазами. Точнее, может быть сказать, ханство. Но слово «царство» как-то лучше подходит. Царство мертвых – царство Эрлика. Ок?
- Ок.
- Ну так вот. В этом царстве везде сплошь крики, стенания, стоны, в котлах варятся умершие, кого-то стегают железными плетьми и так далее на разных уровнях.
- Так это же дантовский ад. И круги ада.
- Ну да. Эрлик – властелин ада, хозяин смерти. У него может быть много имен. У разных народах свое обозначение ада и его хозяина.
- Ты думаешь, ад все-таки существует?
- Думаю, что в какой-то форме определенно существует. Вот, например, мы стоим на кладбище, вполне тихо, спокойно, зелень кругом, могилки, оградки, а там, под землей – ужас.
- Но ведь не все же попадают в ад?
- Это сложный вопрос. Вот у православных этого понятия нет, а у католиков, я слышал, есть такое понятие – Чистилище. Вернее сказать, наверное, так. Те, кто умер, какое-то количество времени проводят в Чистилище, а потом по этапу направляются к месту расположения части. В ад, или, если угодно, в рай. А как насчет перерождений?
- Буддисты тоже предполагают наличие адских миров, где перерождаются грешные души. А праведные – в мире людей, полубогов и богов. У буддистов, кстати, есть понятие Бардо. Это тоже что-то вроде Чистилища. После смерти душа умершего, вернее, его сознание, в период времени, эквивалентный земным 49 дням, проходит через различные видения, мучения, а затем перерождается. Причем сознание всегда стремится возвратиться к родному дому, семье, друзьям. Но не может, и от этого страдает. Оно видит плачущих детей, жену, родственников, но не может с ними заговорить, видит, как делится его имущество, сердится, но не может возразить. Оно видит ужасных существ, которые рвут его на части, или неоднократно переживает момент своей смерти. Продвинутые буддисты в Бардо достигают Просветления, то есть полного освобождения от всех этих иллюзий.
- Это же Тибетская Книга мертвых. Ты ее пересказываешь.
- Ну да. Я рассуждаю на эту тему в своей интерпретации. Но я отвлекся. После этого видения мое сознание вынырнуло из-под земли, и я снова оказался на тихом кладбище среди могилок и оград. И подумал, как хорошо быть живым, и что мы не ценим данную нам жизнь в полной мере. А только перед такими смертельными образами.
- Ты думаешь, в реальности все обстоит именно так?
- Ну, определенное сходство в мифологии и в различных суждениях имеет место. Почему бы и нет, что-то общее ведь можно найти. Я думаю, все зависит от конкретного состояния сознания. Короче говоря, кто во что при жизни по-настоящему верил, то после смерти и увидит. Об этом, кстати, в Книге мертвых так и сказано.
- А что увидит атеист? Ленина? Сталина?
- Я думаю, мы сами не знаем, что можем увидеть. Нечто совершенно неожиданное, но квинтэссенцию всех наших прижизненных воззрений.
- Ну тогда, наверное, это что-то ужасное J.
- О, да.
- Или прекрасное?
- Вряд ли. Учитывая современные масс-медиавоззрения. Хотя сложно сказать. Нужно думать об иллюзорности мира, об отсутствии самосущего бытия, о пустоте. Практика пустоты поможет освободиться от оков, и во всех случаях является мощным средством продления настоящей жизни, нейтрализации всех омрачений и негативных моментов.
- Э. Ты это с кем разговариваешь?
- Ну это я увлекся. В общем, было у меня видение, и довольно примечательное. Это как своего рода знак от Хозяина смерти, что он ждет своего часа.
- Бррр. Какой ужас. Хватит об этом.
- Ну ничего, я знаю одно волшебное заклинание.
- Какое?
- Повторяй за мной.
- Давай.
- Пустота есть форма.
- Пустота есть форма.
- Форма неотличима от пустоты.
- Форма неотличима от пустоты.
- Пустота неотличима от формы.
- Пустота неотличима от формы.
- Ок.
- И все?
- Все.
- А что это?
- Сутра Сердца Пустоты.
- А она помогает?
- Помогает.
- ………………..
-