Птичка в клетке

Серж Барс
 В загородном доме в большой и светлой комнате в позолоченной клетке жила птичка. Ее вместе с деревянной маленькой клеткой купил старый ювелир у моряка, который привез эту птичку из дальних стран. Так как моряк был пьян, то никак не мог вспомнить, как птичка называется, и из какой страны он ее привез.
 - Зачем тебе это надо! - недоумевал моряк, - Птичка она и есть птичка. Посмотри, какая красавица. Она еще петь умеет. Красиво поет. Вот только, когда пела в последний раз, я не помню!
 Ювелир привез птичку к себе домой и поселил ее в большую клетку из тонких металлических прутьев. Ювелир кормил птичку мухами, жучками, гусеницами, которых сам собирал на поляне недалеко от дома. Благо, этого добра за городом было в большом достатке. Птичка все с удовольствием кушала. Вскоре ей такая жизнь понравилась, и она начала петь. Когда ювелир впервые услышал чудный голос птички, то настолько был удивлен красоте и чистоте ее голоса, что сразу полюбил ее всем сердцем. Ювелир ввиду своих преклонных лет уже плохо видел и ремеслом, которому посвятил всю свою жизнь, уже не занимался. Жена давно умерла, так и не родив ему наследников. Много лет горевал по своей жене, старался забыть, но ничего не получалось. Она часто приходила к нему во сне и подавала ему любимое кушанье - картофельные блинчики со сметаной. Потом они подолгу разговаривали сидя в больших креслах возле камина. Эти кресла так и стоят много лет возле камина, а ювелиру никто так и не составил компанию. Много раз ювелир хотел привести в дом новую хозяйку, но не решался. Ни одна женщина не могла сравниться с его доброй и любимой Элизабет. Часто ювелир проводил вечера в одиночестве и начал уже подумывать о вечности. Дом и все свое добро он решил после смерти подарить церкви, чтобы на вырученные средства она давала кров и тепло бездомным. За этот поступок ювелир должен был попасть в рай. В чем он и священник, принявший завещание ювелира, не сомневались. Но вот, наконец, в его доме появилась радость.
 Каждый вечер старый ювелир приходил послушать волшебное пение своей любимицы. Птичка видела любовь ювелира и отвечала ему взаимностью. Вскоре своей любимице хозяин заказал у известного мастера позолоченную клетку с маленьким серебряным замочком, миниатюрный столик из красного дерева и две маленькие серебряные тарелочки, из которых птичка кушала и пила воду.
 И чем больше ювелир за ней ухаживал, тем красивее становилась птичка. Особенно красивым становился ее голос. Он как волшебный ручеек журчал, звенел с переливами, то звонко 'цокал', то превращался в волшебное урчание раскачивающееся, словно на волнах. Птичка любила ювелира и старалась усладить слух старика. Ей нравилось брать высокие ноты и наблюдать, как при этом медленно поднимаются брови ювелира и блаженно вытягивается в улыбке его лицо. Обычно от наслаждения ювелир засыпал в кресле. Птичка пела все тише и тише и, замолчав, давала покой старику. Вскоре соседи стали интересоваться, почему ювелир так помолодел и стал хорошо выглядеть. Он улыбался и отвечал, что его излечила от всех болезней волшебная птичка. Слава о красоте птички и ее волшебном голосе быстро облетела всю округу и к ювелиру под разными предлогами стали заходить много гостей. Всех, конечно, интересовала загадочная птичка. И когда гостям удавалось услышать ее волшебное пение, то все забывали о своих проблемах и болезнях и наслаждались ее пением.
 Ювелир покупал для птички дорогие орешки, заморские фрукты. Для птички привозили специальных гусениц. Слава о необыкновенной любимице ювелира разнеслась далеко за пределы области. В гости к ювелиру по просьбе местных знаменитостей стали приходить знатные особы из соседних областей. Все хотели послушать волшебное пение и исцелиться от болезней. И на самом деле, после нескольких вечеров, проведенных в доме ювелира, многие гости начинали чувствовать себя намного лучше.
 И вот однажды к ювелиру пришел помощник главного министра и сообщил, что завтра к нему в гости приедет высшая знать соседнего государства. Соседнее государство своим парламентом, богатством и демократией. Власть принадлежала парламенту, который выбирался всеобщим голосованием народа. Но, насколько слышал ювелир, на одного богатого в этом государстве приходилось несколько тысяч бедных. Ювелир никак не мог понять, почему в таком богатом государстве так много бедных. Может быть, когда человек богат, не так сильно заметна его глупость. Ведь, когда нет бедных, то выделиться можно только умом и образованием, а это заработать намного труднее, чем заработать деньги. В государстве, в котором жил ювелир, такого богатства не было. Здесь не было очень богатых людей, но бедных не было вообще. Кто много зарабатывал, исправно платил налоги в государственную казну. Все жили в достатке. Хотя средств в государственной казне было намного меньше, чем у соседей, но зато все жители были сыты, одеты, обуты и имели крышу над головой. Здесь процветала культура и искусство. Типичным жителем этого государства был ювелир. Он прожил долгую спокойную творческую жизнь. Ювелир сам всю жизнь создавал искусство и очень ценил творчество.
 Знать приехала на следующий день шумной подвыпившей толпой. Было обеденное время. Знатных гостей было пять человек и с ними прислуга человек двадцать. После сытного обеда, вся знать улеглась на послеобеденный сон. Слуги в это время чистили, стирали, гладили одежду своих хозяев. После обеденного отдыха, гости собрались в беседке под кронами векового дуба и стали говорить о политике. После ужина все захотели послушать пение птички. Все так и произошло. Гости внимательно слушали трели птички, и как только птичка замолкала, чтобы передохнуть и перевести дыхание, раздавался оглушительный рев восторга и шумные овации. Все кричали 'бис' и 'браво'. Такого успеха не ожидал ни ювелир, ни птичка. Когда птичка закончила свое выступление и, попив водички из серебряной тарелочки, устало села в углу клетки и закрыла глаза. Ювелир объявил о конце представления. Гости подошли поближе к клетке, чтобы лучше рассмотреть чудо. Здесь же возле клетки возник разговор между гостями, что клетка и свобода - это взаимоисключающие понятия. Что только свободная творческая личность может стать великой и своей славой покорить весь мир. Свобода раскрывает все внутренние резервы творческой личности и на своих крыльях возносит талант к вершинам мастерства. Клетка - это рабство, клетка - это тюрьма. Если бы птичка имела возможность хотя бы летать по комнате, то, несомненно, ее талант приумножился. Гости еще много говорили об искусстве, потом переключились на женскую красоту, потом пошли в гостиную, где шумно пили и гуляли до утра. Проснувшись ближе к обеду, пообедав, знать, поблагодарив ювелира за великолепный вечер, укатила восвояси. В этот и последующий вечера птичка продолжала петь для ювелира, который уже и забыл про недавних гостей. Но птичка не забыла. С каждым днем ее мыслями овладевало желание свободы. Что такое свобода, она не знала, потому что ее поймали еще маленькой, и она выросла в клетке. Птичке казалось, что, получив свободу, она покорит мир. Она представляла, как будет петь в огромных залах, и как вся публика будет плакать от ее пения. Как будут щелкать фотокамеры и ее фотографии заполнят все газеты и журналы. Ее фотографии будут сопровождать надписи 'Фантастика!', 'Чудо света!', 'Волшебная целительница!', 'Голос ангела!', 'Все билеты распроданы!', 'Дипломатические скандалы из-за получения права принять птичку у себя!' 'Тысячные очереди за билетами', 'Фантастические цены'. И птичка будет петь. Петь волшебно, сказочно. Прямо в зале будут рассасываться рубцы, заживать болячки, хромые перестанут хромать, сутулые распрямятся. Ее примет сам Папа Римский, и ее имя станет святым.
 Вначале птичка перестала петь и тихо сидела в углу клетки. С каждым днем она кушала все хуже и хуже. Ювелир сильно беспокоился, не заболела ли его любимица. Ювелир приглашал разных врачей, но те только разводили руками. Ведь птичка не человек и что у нее болит - неизвестно. Уже три дня птичка ничего не ела и пила только воду. Ювелир подолгу сидел возле клетки и разговаривал с птичкой, пытаясь понять, что случилось. На четвертый день птичка стала биться грудью в дверцу клетки и клювом дергать серебряный замочек. Ювелир все понял. Он долго ходил по комнате, горестно покачивал головой и уговаривал ее одуматься. В последний раз птичка стала неистово клевать замочек клетки. Сердце ювелира сжалилось, и он поставил клетку на подоконник, открыл окно и открыл дверцу клетки. Свежий воздух опьянил птичку. Она не могла поверить, что, наконец то она добилась своего счастья. Вот она свобода. Вперед, к счастью, к славе! Она выпорхнула из клетки и покинула дом ювелира. Свобода! Как много в этом слове. Много манящего, много загадочного, много неизвестного. Птичка быстро взлетела очень высоко и полетела на юг. Воздух свободы вскружил голову. Там, на юге ее ждет успех, слава, признание. Много дней и недель птичка летела на юг. В пути питалась, чем придется. Попадались и комары и мухи и бабочки. После заморских фруктов и гусениц все было отвратительно невкусным, но великая цель заставляла переносить все испытания и волшебной силой наполняла тело птички. Она долго летела над океаном. Из последних сил от жары и жажды долетала до очередного затерявшегося в бескрайнем океане маленького острова. Отдыхала, пила, ела и вновь летела к своей мечте. И когда с большой высоты вместо небольшого зеленого острова на всю ширину горизонта появилась темная полоса большого материка, птичка поняла, что долетела, что здесь начнетя новая жизнь.Собрав последние силы, она летела все быстрее и быстрее, стараясь приблизиться к этой манящей полной загадок и неизвестности долгожданной мечте. Земля приближалась не так быстро, как хотелось птичке. Сердце переполнялось радостью от того, что она смогла добиться свободы и преодолеть такие трудности. Многие недели трудностей и лишений должны увенчаться славой и мировой известностью. Птичка пролетела прибрежную зону и начала искать дерево для отдыха. Вскоре она села на ветку высокого дерева. Недалеко от дерева стоял небольшой дом с соломенной крышей. В поле трудились люди. Вдруг птичка обратила внимание, что на дереве сидит много птичек таких же, как и она. Только они были красивее ее. Ведь она очень долго летела и потеряла много сил. Соседки были очень яркие и нарядные. Никто не обратил внимания на новенькую. Все внимательно смотрели на поле и чего-то ждали. Вдруг одна из соседок стала петь. Такого красивого голоса птичка никогда не слышала. Ей стало очень грустно. Поющую соседку быстро заставили замолчать ее подружки. Птичка спросила у ближайшей соседки,
 - А почему вы не хотите послушать такое прелестное пение?
 - Бог с тобой, душечка, какое пение? Здесь никого этим не удивишь. Мы все так поем, а некоторые и того лучше. Да вот только это пение очень не нравится людям. Как только мы начинаем петь, они выходят из дома и бросают в нас палками и кричат, что мы им сильно надоели, мешаем отдыхать, и чтобы мы убирались отсюда. А куда же нам деваться. Здесь на поле есть еда. Но она нам достается с большим трудом и опасностью. Люди считают, что мы съедаем их урожай. А что нам делать? Нас много и все хотят кушать. Как только мы подлетаем к полю, появляется охотник с ружьем и стреляет по нам. Много птичек перебил. Многие умирают от страха, когда рядом раздается выстрел. Берегись! Охотник!
 Раздался громкий выстрел. Соседка, которая только что пела, закатив глаза, упала с дерева на землю. Птичка в ужасе поднялась высоко в небо, и страх погнал ее в неизвестном направлении вглубь материка. Наконец она устала и решила передохнуть. Как только она присела на дерево, раздался страшный свист, и стая таких же, как она птичек метнулась вначале вверх, затем в сторону и все начали в ужасе метаться над деревьями.
 - Спасайся, спасайся! - кричали птицы со всех сторон.
 Птичка вновь высоко взлетела и понеслась подальше от опасности. Так она летела несколько часов. И когда она оказалась над океаном, почувствовала, что ей уже ничто не угрожает. Вскоре она поняла, что летит туда, где сытно и безопасно - обратно в дом к ювелиру. Она не ожидала, что здесь она никому не нужна. Что, таких как она там многие тысячи. И главное - почему в доме ювелира ее голос приводил в восторг слушателей, а здесь за это убивают?
 Обратный путь был еще более тяжелым. Несколько раз сил хватало только для того, чтобы дотянуть до берега. Она обессилено падала на мокрый от откатившейся морской волны песок. Но богу было угодно, чтобы ее никто не съел, и она долетела обратно. Из последних сил она подлетела к дому ювелира, в котором прожила несколько беззаботных лет. Она присела на подоконник, с которого началась ее свобода. Сквозь оконное стекло она увидела свою позолоченную клетку, в которой ей так хорошо жилось и где она была счастлива. Но в клетке сладостно пела такая же, как она птичка, и умиленное лицо ювелира благодарно улыбалось.
 - Потеряла что имела, что искала, не нашла! - отрешенно произнесла птичка и посмотрела вниз.
 От нахлынувшего горя сердце птички остановилось, и ее бездыханное тело упало на землю.
P.s. Если увеличить клетку до размеров Грузии, Молдовы и др., то станет понятно о чем здесь...