Порядок не влияет ни на что

Владимир Лозманов
«Порядок не влияет ни на что, беспорядок влияет на всё»,- такими словами приветствовал нас командир роты Белоус, когда мы впервые переступили порог ДВВИМУ. Был он в то время капитаном 3-го ранга, страстно стремился к повышению звания и переходу в Штаб Флота. Эти же слова повторял и наш старшина роты, хохол по национальности, незабвенный Толик Концевич. Получалось это у него с украинским акцентом, смешно, но только не нам. Порядок вбивался нам так, что мало не казалось. Весь упор делался на то, чтобы сделать из 190 гражданских пацанов, объединенных в роту, первыми по всем показателям среди 18 рот училища.
Одним и самым главным показателем была чистота и порядок. До сих пор, заложенное тогда заставляет меня утром сразу откидывать одеяло и вставать, затем незамедлительно заправлять постель и приводить себя в порядок. Чистота тоже давалась нам так, что первые полгода обучения увольнений мы не видели. Доходило до того, что в субботу, в день увольнения, которое заканчивалось в 11 часов вечера, до половины 11-го мы циклевали пол в коридоре, натирали его мастикой, делали уборку в кубриках и сдавали их старшине, и только после этого могли рассчитывать на увольнение. Представляете, всего полчаса. Конечно же редко кто выходил за пределы училища. Просто не успевал.
Спортивные достижения роты были на главном месте. Мы занимались всеми возможными видами спорта и зимой и летом, кроме коньков и лыж, по причине отсутствия снега и катка в училище. Снега и катка не было из-за погодных условий во Владивостоке. Снег не выпадал в достаточном количестве, а каток не заливался из-за того, что не было пресной воды. Остальные виды спорта были, и нам приходилось участвовать во всех соревнованиях, чтобы если не мастерством, так массовостью занять достойное место.
В боксе было так. Наш командир подобрал участников во все весовые категории. Отбор производился не столько по бойцовским качествам, сколько по весовым. Был у нас парень, Витя Р., 155 в кепке и прыжке и весом 45 кг, очень далекий от спорта человек, но он выставлялся в категории наилегчайшего веса, проще «мухи». И вот Витя в течение трех лет приносил роте первое место в своей весовой категории. Выйдя на ринг, посидев в углу, Витя подходил к судье, и тот объявлял его чемпионом за отсутствием соперников. Так продолжалось три года. На четвертом курсе наш Витя, по привычке, вышел на ринг и уже хотел идти к судье, но тут в другой угол ринга пролез ещё один участник. Такой же, как Витя. И начался бой. Наш чемпион, привыкнув к своим «победам» за три предыдущих года, даже и не пытался заниматься боксом, а его противник, оказывается, тренировался в школьной секции бокса и даже выступал на соревнованиях. Закончился бой через пол минуты тем, что Витя выполз с ринга под канатами, весь избитый, со слезами на глазах и кровью под носом.
« Все»,- сказал он,- «Хватит с меня бокса. Чтоб я еще раз вышел сюда! Да никогда!» Так и закончилась его спортивная карьера, но все-таки его победные очки первые три года шли зачет роты. Кстати, после третьего курса Витя начал быстро набирать вес и рост и к окончанию училища не отличался от всех остальных курсантов, а через 10 лет после училища он стал таким представительным мужчиной, что ребята, помнившие его по училищу, его не узнавали.
Другой наш боксер - Николай П также как и Витя, первый год был единственным представителем в весовой категории более 105 кг и тоже занимал 1 место за отсутствием противника. Человек он был неординарный. Мало того, что весом около 108 килограммов, еще и роста был немалого. Под два метра. Но главное его отличие от всех остальных курсантов было в том, что ниже шеи он был весь покрыт черной густой шерстью, не волосами, а именно шерстью. В бане Коля постоянно клянчил хозяйственное мыло, потому что своего ему хватало всего на одну помывку. За рост, вес и кучерявость его прозвали «нечастая сила». Вечно ходил голодный, особенно на первом курсе. Даже двух порций, положенных за рост и вес, ему не хватало. Так бы он и давал роте чемпионское звание в этой весовой категории, но Колю подвела учеба. Дотянул он только до окончания третьего семестра и был отчислен за неуспеваемость.
 Порядок - он и в учебе порядок. Учеба так же входила в перечень зачетов на первое место по училищу. Так, что нам приходилось упираться и здесь. Правда, те, кто хотел учиться и закончить училище, старались обходиться без двоек, тем более, что с двоечниками долго не цацкались. Получив на сессии одну двойку – курсант вызывался к командиру роты, две – на факультет к декану, а три – вопрос решался в ректорате училища, и не в пользу курсанта. А нет двоечника – нет и неуспеваемости. Чтобы результаты этой методики не влияли на количество выпускников к шестому курсу, училищное начальство набирало на первый курс в два раза больше курсантов. Так что приходилось учиться с полной отдачей. Вообще сложилось такое мнение, что выгоняют сначала музыкантов, потом выгоняют спортсменов, потом тех, кто не справился с морской болезнью, а остальные(пьяницы и дебоширы) пополняют ряды доблестных штурманов.
У наших преподавателей в училище был своя системами обучения, вернее, вдалбливания в головы курсантов мысли, что его наука – самая главная для штурмана. Из-за этого приходилось учить все. На ректорате не разбирались, за что получены двойки. За некоторыми преподавателями можно было писать лекции и параллельно записывать афоризмы, изреченные ими, а в конце курса лекций издавать их.
Крылатое выражение преподавателя морской астрономии, Всеволода Вячеславовича: «Ну, судоводители – любители, на казанке вам по Амурскому заливу плавать, а не пароходы водить». Человек очень сложной судьбы. Закончив во время войны штурманское училище, и начав работать штурманом в тяжелое сталинское время, он попал в аварию и его, обвинив во всех смертных грехах, посадили. В лагерях Всеволод Вячеславович самостоятельно изучил морскую астрономию, а после семи лет отсидки и четырех лет работы без специальности после освобождения, пришел на кафедру судовождения преподавать астрономию. У него была своеобразная система зачетов по астрономии, с помощью которой он отправил не менее десяти человек с нашего курса служить в морской флот. Дело в том, что всех отчисленных сразу забирали служить на флот, благо учебка на Русском острове была рядом.
 На первом занятии семестра он задавал на дом решать три задачи. Если курсант не решил хотя бы одну из них, он задание повторял и давал новое. То есть к следующему занятию нужно было решить не три задачи, а девять. Такая вот своеобразная геометрическая прогрессия. Некоторые доводили количество нерешенных задач до двухсот и более. Не сдал зачет, автоматически нет допуска к экзамену. Пропуск экзамена — неудовлетворительная оценка, три пропуска – прощай рота, здравствуй учебка на Русском острове. Вот так он прививал нам любовь к астрономии, и спасибо ему. Даже сейчас, при наличии спутниковых систем и прочих удобств навигации и судовождения, иногда приходиться брать в руки старый, добрый секстан и определять местонахождение судна в океане. Навыки, которые нам привил Всеволод Вячеславович, остались на всю жизнь.
У каждого преподавателя была своя, как теперь говорит молодежь, фишка. И все эти фишки давали нам возможность быстренько вылететь из училища. Вот так нам прививали любовь к знаниям и спорту.

В.Лозманов