Обзор от Паст Перфект на свежий выпуск Избранного

Копирайт
Обещала сердитый обзор. Но в Избранном попадались такие отличные рассказы, что злость моя получилась в концентрации гомеопатической.
Итак:

Впереди «паровоза» Михаил Кудрявцев.
Рекомендация Варвары Масловой.

На мой взгляд, текст не художественный. Рассказан забавный случай из жизни. И только. Те фишечки, которые могли бы вытянуть текст на уровень художественности, не проработаны совершенно.

«Дева у столба» Господин и Надежда рекомендует Сергей Решетников.

Возьмем для рассмотрения второй абзац: «Девушка шла по улице быстрым шагом, слегка пригнувшись и борясь с бьющим прямо в лицо ветром, пытаясь запахнуть полы пальто серого цвета. Длинный оранжевый шарф мешал идти, и только вязаная шапочка преданно спасала хозяйку от ледяной измороси. Она иногда доставала из сумочки сотовый и сверялась с чем-то, а затем опять прятала его обратно озябшими раскрасневшимися пальцами».
Вам вкусно? Мне нет.
«Полы пальто серого цвета» = полы серого пальто
«…шарф мешал идти, и только…шапочка…спасала» – во-первых шарф мешал идти – это как? Героиня на него наступала? Шарф ее душил, сговорясь с ветром, или завязывал ей глаза?
Далее, противопоставление «шарф мешал, и только шапочка спасала» – мне представляется разбалансированным, а вам?
При дальнейшем чтении, мне стало ясно, что язык произведения – из тех каким рассказывают истории девочки в больничной палате, а, может, и «тискают рОманы» в женской камере.
До конца не дочитала. Пожалела себя, угу. Не потому, что садо-мазо тематика. А потому что написано скверно.

«болею я...»Владимир Сидорский
рекомендует Иосиф Лазарев

Благодушное нытье человека с легким характером в период болезни. Как фрагмент какого-то рассказа – вполне. Но как самостоятельное произведение рекомендовать в Избранное?
Я уже спросила Иосифа об этом выборе. Иосиф говорит, что рекомендует такие тексты в Копирайт он помогает раскрыться авторам, в которых есть потенциал…
Мотивация хорошая, конечно…
Еще раз убедилась в том, что нужны «степени фильтрации» рекомендованного.

«Ад и возможность разума» Олег Лукошин
рекомендует София Прус.
Если бы этот выпуск Избранного состоял бы из одного этого рассказа, то выпуск бы только выиграл.
Герой рассказа – герой безгеройного нашего времени.
Олег – репортер пограничных состояний. Герои рассказа – маргинальны: учитель, лишенный вкуса к социализации, и девушка-олигофренка. Герой, отринувший социум с его вечным торжеством уродского обывателя, вступает в бой, словно рыцарь с драконом, отбивает от дальнейшего насилия девушку. В результате побоев, герой и героиня уравниваются в статусе. Идиотия сближает? ))Мир, в котором обитают они вдвоем – идеален. Еще неизвестно, кому поезло))
Несмотря на сюжетный гротеск, Лукошин ведет повествование так, что не фальшивит нигде.
Я вспомнила один фантастический рассказ, где у человеческой пары, в результате сбоя в аппарате, убирающем боль при родах, родился … тетраэдр. То есть младенец, в силу одномоментного искривления пространства, получился в форме тетраэдра. Техники обещали помочь и вернуть ребенку привычные глазу формы. Но задача оказалась сложней и они смогли только предложить перевести самих родителей в аналогичное измерение. То есть там они бы видели своего ребенка обычным младенцем, но весь мир видел бы их в виде стереометрических фигур. И родители пошли на это.
Так и герой в повести Лукошина ушел в то измерение, где свои – свои.
Кроме сюжетных достоинств рассказа, отмечу насыщенность повествования глубокими экзистенциальными размышлениями главного героя. Жизнь – трагедия для тех, кто умеет чувствовать…
Классный рассказ. Во всех отношениях.

Масачихин Сергей «Дороги. Дороги!»
Ох… как всё-таки много на сайте «рассказывателей историй»…
Ну вот вчитайтесь пожалуйста в абзац: «Это был порыв, который впервые испытало сердце. В глазах была только зеленая курточка и светло-русые кудряшки, которые должны были жить».
Я не знаю как о таком говорить… Я лингвистический ступор испытываю от такого…
Сердце испытало порыв? Ну нельзя так говорить! Как и в глазах «была курточка и кудряшки», которые тоже были должны кому-то…
То есть стремление рассказать историю должно быть сопряжено с умением делать это стильно, сообразуясь с чувством слов, и уместностью соседства слов…
Может быть этот текст – высокоморальное произведение, но я просто не стану его читать. Мне не нужно пособие по этике. Драккен рекомендовал. Видимо, Драккену нужно…

Ну недостаточно одного желания рассказать, и рассказать о хорошем! Поймите это авторы и редакторы Копирайта! Прекраснодушие – это хорошо! Но если наша цель – делать подборку л-и-т-е-р-а-т-у-р-н-ы-х произведений сайта, то такие тексты нужно просто читать и хвалить моральную составляющую. И не думать, что этическая составляющая заменяет собой литературную!

«Меня зовут Суламифь» Василий Вялый
Вот хороший рассказ, радующий богатством литературного языка, умением автора проницать психологические глубины, и видеть всяческие тонкости в мироустройстве.
К примеру, автор описывает героя, ставшего студентом. Герою предстоит отправиться «в колхоз» в компании незнакомых еще одногрупников. Вот как он говорит об этом: «Мы почти не знакомы, но какая, в сущности, это мелочь! Дорога всегда предполагает некую прямолинейную пустоту…»
Вот такие маленькие ремарочки, типа «Дорога всегда предполагает некую прямолинейную пустоту…» и делают рассказ авторским. И литературным тоже.
Рекомендовал Иосиф Лазарев. Ведь может, если захочет!!!))))

«Мысль живёт не вширь, а внутрь себя» Монахов Владимир

Я прибалдела уже на эпиграфе: «Бог плакал и читал стихи по-русски…»
Но эпиграф – мало ли, бывает, да, но тут первый абзац, смотрите-ка какой!
«Настоящая литература делается из чистого и честного слова, и если нет такого слова, то литература не получается, а чаще всего, может, ее даже и нет. Давно заметил: в повседневном мире литература перестала быть отражением или содержанием жизни, а осталась только фактом газет, радио и телеканалов. Не важно, что написано тобой, важно, что о тебе написали или сказали другие. И чем больше ты публикуешь (заметьте, не пишешь, а именно публикуешь), чем чаще о тебе говорят, тем лучше твое материальное положение в обществе. Поэтому сегодня многие этот процесс и пытаются выдать за литературу. А ведь читателю, может быть, и нужен один-единственный роман, или повесть, или стихотворение, или даже строка. Одна-единственная строка, которую он готов декламировать всю оставшуюся жизнь!
Вот и мучает меня эта простая мысль, поскольку не ощущаю в себе самом крепкого и важного честного слова, на которое опирается настоящая литература. Все пытаюсь переплыть на другую сторону языка, задать себе какие-то формальные форматы без слов, без речи, а в итоге получается и без души. А когда у честного человека нет честного слова, когда он им не владеет, тогда приживается далеко от самого себя, приживается там, где удобно развращенной, жадной плоти, а не там, куда зовет сердце, где мучает душу бес словесности»
Да это ж просто манифест! Антиграфоманская индоктринация!)))

Текст публицистический, очень интересный, хоть и не бесспорный.
Объем великоват для интернет-формата. Вполне можно было бы «отжать» воду, и сделать острое меткое эссе, но это – воля автора.

«Подземка» Валь Бастет
сразу, с первого предложения придерусь: «Поезд резко стал тормозить, вагоны едва не налезали друг на друга, женщина в страхе вдруг стала задыхаться и хватать всех подряд за руки, дед с коробом для рыбы и ледорубом не удержался и упал на колени сидящих, заплакал ребенок в дальнем углу, я сжалась, чтобы никому не помешать выплескивать свои безумства.»
Словосочетания «поезд стал резко тормозить» и «вагоны едва не налезали» – темпорально не сбалансированы. Возможно в двух коротких разных предложениях это выгладело бы лучше, и не вызывало бы сомнений. Поезд стал резко тормозить Вагоны едва не налезали друг на друга. И далее лучше короткими предложениями.
Что до смысловой нагрузки рассказа, то сознаюсь честно – я ничего не поняла.
Еще раз убедилась, что Бастет – загадочная женщина. Иногда мне кажется, что намеренно загадочная)))

«Путники на дороге» Николай Савинов
Рекомендует Иосиф Лазарев. На сей раз даже капризная я – не против)))
Хорошая притча о поисках рая. Не оставляет, правда, легкое ощущение, что это читала уже где-то, (например очень созвучно «Путешествию Пилигрима» Джона Буньяна) или слышала что-то такое подобное в восточных притчах. Но даже если так – авторская переработка фольклора и апокрифов – хороша.

«Самоубийца» Svr
Хорошо. С фразы «На платформе стоял он один, среди белого снега и черного нагара» я просто предалась «питью» текста, без затей. И сюжет славный, и язык хорош. И чувсвтуется что автор еще многое мог бы сказать такого, о чем многие думают, да не говорят))
Рекомендовано Виктором Ганчаром и Гостмейлом. Причем текст таков, что вполне мог бы носить брэнд «От Гостмейла» )))

«Смерть мухам» Магдалина Щукина
На загадочную Магдалину набрела по Неупокоевской реплике на борде. Порадовалась. Хорошо излагает автор.
Ну вот, вслушайтесь: «В подъезде воняет бомжем, в первой квартире задыхаются смехом проститутки. Лифтовый пенсионер-линолеум наполовину скрыт драной газетой. И никогда не поймешь, то ли люди гадят, то ли собаки. Мерзопакости заволокло белой пеленой яда хлорной извести. На последнем издыхании царапаюсь в родную дверь. Нагулялась, кошка, встречает мать». Тут всё: и окружающая действительность, и героиня в ней.
И дальше всё так же хорошо написано.
С гордостью представляю публике хороший текст!)))

«Странная память» Спинзар
Автор медитирует на Ремарка.
Ну что сказать?
Ремарк – лучше )))
Рекомендовал Виталий Крылатов. Причем рекомендовал, скорее всего, Ремарка)))

«Князь пелингасов» Светлана Панина
Тут что надо пояснить: Светлана Панина – один из тех редких авторов, что могут не просто заставить смеятся: она заставляет РЖАТЬ!!! )))
А ироничность автора такова, что мне щекотно в межреберье от сдерживаемых эмоций)))
Взгляните – с первых строк чувсвуется как вибрирует этот интеллектуальный нерв: «Ранним утром, в неярких сумерках, когда каждая капля росы еще полна иллюзий, спящая Котя невыразимо мила. Невозможной кажется даже мысль, что с этих трогательно приоткрытых губ когда-либо сорвалось необдуманное слово. Что глаза, прикрытые в эту секунду атласными веками, могут выражать что-либо, кроме безмятежности….» У Светы стоит прочесть всё. Жаль, что мало.
С удовольствием говорю: я рекомендовала, вот!)))
(прямо таки лучусь самодовольством, вот придет реалист Вечтомов и разругает моих протеже вдрызг, ой боюсь, боюсь, ага)))

«Вавилонская башня» Сергей Касьяненко
Рекомендую я. Привожу в качестве комментария фрагмент рецензии своей же:
«притворюсь всё же понимающим эстетом и скажу примерно так:
"Перед нам экскурс в мифологию, который вполне мог бы быть психоделическим трипом и трёпом, кабы не бесстыдная гениальность автора. Наглая эта гениальность светится сквозь рваные (особенно в одном месте) штаны, сквозь грубые швы, оставшиеся от лоботомии, светится северным сиянием в совершенно неположенном месте - Прозеру.
Чему уподобить это сияние, как не трипу воспетого бога на землю... Автор и герой счастливо совпали в чем-то))
Теперь положено о лирическом герое.
мне видится, что автор сотворил триптих анитиподов (такое возможно?) иуда, Иисус, и человек абстрактный, в котором обитают оба.
иуда - в котором человек узнает себя, и в себе отслеживает алгоритмы иудской мысли - выводится в свою предельную ипостась, в ядовитое зло. В предельной ипостаси - она узка, там есть место лишь для одной ноги - нет места человеческим чертам и слабостям иуды, суть его беспощадно обнажена, нагота на полюсе зла
Иисус - бог - пророк - адсорбент ВСЕГО земного - умирает от интоксикации этим земным, но остается в своей предельной ипостаси полюсом добра и шествует по миру в разных личинах
человек абстрактный обречен выплавлять в этом симбиозе себя, а это трудно, потому что бог то и дело умирает, а иуда меняет техники

Теперь признаюсь, что меня сбивает с нормального рецензионного тона в никому-не-нужные вои восторга по поводу ежестрочных, нет, ежесловных открытий автора, потому что как же мне не выть от ... нет, слишком много примеров...

Текст идеален для снятия видеоклипа, без слов, без музыки, в нем все это содержится в виде столь же быстродействующем, как лингвальный иммодиум))

этот текст уподоблю пробе некоего грунта, которую неземной эксперт набрал в пробирку, просвечивает лучами и на многих невидимых мониторах наблюдает свечения спектров...

 рефрен библий на глиняных табличках держит композицию структурально, но композиция подвижна, как рост цветка в многократно ускоренной съемке, непрекращающийся рост цветка, некончающийся кадр»

«Фатум чтения» Lisnerpa
рекомендую я.
«вдруг я прочел у вновь купленного автора такое, что еще недавно хотел изобрести сам»
Кому незнакомо это ощущение? Кто ни разу не ловил себя на мысли такой?
Когда-то я была просто читателем. Благодарным за то, что кто-то, где-то додумался и выразил словами то, что я силилась нащупать онемевшими мыслями в темноте неведомого.
А теперь я осмелела и сама что-то там кропаю. И уже разделяю Лиснерпино отчаянье, что вс уже открыто и описано до меня…(((

А еще мне нравится ироничность Лиса, при убийственно сериозной морде)))

Ну вот, кажется и всё.

А теперь, у меня предложение ко всем, причастным Копирайту – редакторам, авторам, читателям.
Давайте из всех-всех не личных выпусков «Избранного» Копирайта выберем десятку самых-самых классных текстов? Или на двадцатку наберется?
Для равновесия можно и десятку самых случайно залетевших в Избранное текстов)))
Что скажете?