Золото и аллергия

Ольга Борисова
 Вы видели когда-нибудь женщину, которая не носит золото? Или не любила бы золотые украшения? Вот она - перед Вами. Точнее, за энное количество километров и часов. Нет, не потому, что не может себе позволить по нищете нашей или жадности. Или сектантка какая, - из моральных принципов.
 Все гораздо прозаичнее. У меня на золото элементарная аллергия. Извините за подробности физиологические. Просто золото зеленеет, а тело в месте соприкосновения с металлом начинает нестерпимо зудеть и покрывается волдырями. Конечно, это можно объяснить с точки зрения химии и медицины наличием в организме каких-то веществ, которые и вызывают такую реакцию. Я экспертизу не проводила. И золото в руках не держала. Да и откуда ему быть в семье из двух советских учителей и четырех детей? В семье матери, возможно, женщины и носили драгоценности? Но до нас они не дошли. А до истории, о которой я хочу Вам рассказать, я видела золотые украшения только на посторонних женщинах, на картинках и в музеях.
 На 22-хлетие мне старший брат подарил книгу (до сих пор ее храню) “Скифское золото” называется. Там фотографии изделий из золота древних скифских мастеров, несколько сот лет до нашей эры сотворивших это чудо. Есть изделия миниатюрные, но так замечательно сделаны, что даже при многократном увеличении видны мельчайшие детали. Такое впечатление, что создавались под микроскопом. Особенно завораживают изделия, изображающие лошадей. Лошади, как живые, в своем полете.
 И как могли наши предки, имея кустарные инструменты, делать такие прекрасные украшения? Я пропала! Приобрела увеличительное стекло и могла часами разглядывать “картинки”. Но так как я девушка была рассудительная: надо же было и учиться когда-то? Превратила это созерцание в ежевечерний получасовой ритуал.
 Но у меня появилось навязчивое желание, идея фикс или фобия, как хотите, так и назовите его, увидеть собственными глазами эти шедевры. Я узнала, что они хранятся в музее, на территории Киево-Печерской Лавры. А путь от Владивостока до Киева, как известно не близкий. И я стала дожидаться удобного случая для осуществления своей уже мечты.
 И через месяцев восемь она осуществилась. Возвращаясь из туристической поездки в Польшу, я отстала во Львове от группы и направилась в Киев. Устроилась на частной квартире и семь дней, как на работу, ездила в Лавру. Мне повезло. Я смогла дважды попасть в этот музей. Дело в том, что при малейшем отклонении влажности и температуры от нормы, музей просто закрывался для посещения. Работники говорили, что он бывает и закрыт по две и более недели.
 Я как завороженная ходила от витрины к витрине. Естественно, это все под стеклом и под охраной. Работники стали на меня уже подозрительно коситься. Тогда я подошла к ним, сказала, что я из Владивостока и рассказала про книгу. И они оставили меня в покое, но продолжали поглядывать: наверное, боялись, как бы эта “фанатка” не попыталась разбить пуленепробиваемое стекло, чтобы потрогать предметы своего восхищения? Ведь, как известно, хохол глазам не верит, дай пощупать. Я уже и не смогу по памяти описать все изделия. Наваждение прошло. И теперь, иногда, достаю книгу и уже спокойно рассматриваю эту красоту.
 Потом кто-то у экскурсовода спросил: сколько же это все стоит? Она ответила, что эти экспонаты не имеют денежного эквивалента, что они просто бесценны. Конечно, возможно, она просто не знала или не имела право говорить? Все исторические ценности имеют какую-то цену. Ну а эти уж точно ни один миллион долларов.
 И я, то ли от усталости, то ли от избытка эмоций, и эта фраза экскурсовода добавила впечатлений, в состоянии шока мысленно (хорошо ее запомнила) произнесла сокровенную фразу: “Если я не имею возможности это носить и не смогу потом, то я никогда не буду носить золотую бижутерию”.
 Вернулась во Владивосток. Достала книгу и уже спокойно, без сильных эмоций стала разглядывать эти фотографии. Особенно любила смотреть на лошадей. Я вообще люблю этих животных, они меня завораживают. Только появилось чувство гордости: я это видела своими глазами! А кто знает разницу между словами гордость и гордыня? Ладно, не буду отвлекаться на философию.
 Стала работать, жить спокойно, на золоте не “зацикливалась”. А что на нем было “циклиться” при моей-то преподавательской зарплате в 70-х годах в 125 рублей? Но как-то приехала в гости тетка и дала поносить золотое кольцо. Кольцо было красивое. На, мол, по воображай. Ну, я и сказала лаборантке, что купила, как тетка учила. Потом мне надоело “мучить” эту девушку, у которой на каждой руке было по паре колец. Все с сарказмом в голосе приставала ко мне: как это я, при своей зарплате и где могла купить такое кольцо? Ведь тогда, не знаю как у вас, а у нас даже обручальное золотое кольцо было проблематично купить. Хотя добрая половина женщин Владивостока, жены и дочери моряков, блестели, как новогодние елки. Все уговаривала меня продать ей это кольцо. Ну, я ей и призналась, что оно не мое. Да и не нравилось мне все время чесать палец. Кольцо вернула и забыла.
 Потом, на 25-тилетие, на юбилей, родственники решили объединиться и купить мне что-нибудь солидное и функциональное. В детстве у нас вообще не принято было дарить подарки. Конфеты на столе в день рождения – это уже был праздник. Потом в семье появилась такая традиция, когда мы стали взрослые. Я сказала, что хочу что-нибудь золотое. Надо же мне когда-то вливаться в ряды женского общества, иметь обязательные его атрибуты? Отец попытался что-то там про пережитки капитализма приводить в качестве доводов против моего желания. Но мать, у которой даже золотого кольца обручального не было, как ни странно, не возражала.
 И я, спрятав в потайное место деньги, которых должно было хватить на золотое кольцо и цепочку, направила свои стопы в единственный, наверное, в городе магазин с красивым названием “Изумруд”. Иногда там “выбрасывали” (помните такой термин из области советской действительности?) в открытую продажу золотые украшения. Народ начинал толпиться задолго до открытия. В первый раз мне не удалось заполучить свой “подарок”. Вторая попытка закончилась еще плачевнее: меня чуть не придушила тетка огромных размеров, на добрую голову выше меня и, соответственно, шире. У самой на десяти пальцах по кольцу, а на некоторых и по два, а из-под распахнутой шубы на шее выглядывали цепи и, естественно, уши провисали от тяжести сережек массивных. Она меня так прижала к заграждению, что я думала дух испущу, вот тут, в “борьбе” за презренный металл. Чуть живая, вынесла свое тело, но в обратную сторону. Посмотрела на “зверские” потные лица. И подумала: а мне это надо? Про комплекс неполноценности, конечно, в то время не знала. Зависти, вроде, не испытывала к счастливым обладательницам драгоценного металла? Во всяком случае, ни настолько, чтобы рисковать своим здоровьем и с перекошенной от злобы физиономией с кем-то “воевать”.
 Развернулась на 180 градусов и направилась в ГУМ: накупила себе ткани на пальто, костюм и платье. Сшила себе обновки (я тогда всю семью обшивала) и была счастлива.
 Первая собственная золотая вещь появилась у меня только в 82-м году, обручальное кольцо. Но я его могла носить только в особо нужных случаях. Опять по той же причине. Не очень-то приятно, да и людям могло бы показаться, что у человека чесотка. А эта болячка, как известно, штука заразная.
 В третий раз я надела на себя золото 97 году, цепочку. Подруга навязала. Она подрядилась продавать золотые украшения. Надо же было людям как-то выживать? А мне неудобно было отказать. Хотя, я ее и отблагодарила за то, что она помогала мне делать новый паспорт, продавать квартиру, отправлять контейнер. Якобы, одолжила ей 200$ (больше она не взяла). Каждый из нас знал, за что это. Но, наверное, наше поколение, еще стесняется помогать близким людям на возмездной основе?
 Но результат оказался тот же. Сняла уже в самолете. В поезде от Киева до Москвы промучилась. Дочка была маленькой еще, а у племянницы постарше был день рождения, 16 лет. Я и подарила эту цепочку. Ей нормально, никаких волдырей.
 Это только в 98 году профессиональный психолог (не из магического салона) раскрыл мне причину такого явления. Оказывается, человеческое подсознание в состоянии шока, стресса способно запрограммировать собственный организм на такую реакцию. Предложил снять “Установку”. А зачем? Мне не мешает. Не ношу золото, ничего не беспокоит. И опять же удобно: из соображений престижности глупой не буду отрывать от семейного бюджета деньги. А вот невеста из меня, да и жена тоже, какая выгодная. Представляете, на сколько дешевле стоит серебряное обручальное кольцо по сравнению с золотым? Шучу, а то подумаете, что иcпользую “научные” способы “обольщения”.
 Человеческий мозг настолько мало изучен еще. Ведь известно, что в критических ситуациях у человека мобилизуются какие-то внутренние силы, и он совершает поступки, которые не может повторить в обычном состоянии. Кто через 4-хметровый забор перепрыгивает, кто оттаскивает тяжелый мотоцикл с коляской и двумя оцепеневшими людьми с железнодорожного пути за пол метра перед надвигающимся поездом. Про мотоцикл – это я о себе.
 Только вот почему-то не всегда срабатывают внутренние резервы. Даже у одного и того же человека в разных ситуациях? Что-то меня на философию потянуло? Или это все-таки психология?
 Тема про золото закончилась. А то название не будет соответствовать содержанию.
05.07.2004