Портрет профессионального литератора xxi века

Котовский
____________Портрет профессионального литератора XXI века___________
___________(Партизанская война писателей против издателей)__________
Как выглядит успешный профессиональный писатель конца прошлого – начала нынешнего века? Ответ известен всем: это дорогостоящий издательский проект по раскрутке некоего брэнда – фамилии, а чаще – псевдонима автора, в котором участвует большая группа исполнителей. Роль носителя фамилии или псевдонима в проекте может сильно варьировать по своей значимости. Издатель заинтересован в том, чтобы роль носителя имени брэнда была не слишком велика – так легче им управлять и обезопасить проект от капризов одного человека. В последнее время наименование брэнда зачастую вообще не связывается с конкретной персоной. Тем не менее, продолжает существовать ряд авторов, завоевавших право на отождествление своей персоны с брэндом. Своими мыслями об одном из них – Викторе Пелевине - я и хочу поделиться.

Выпустив в 1998 году в свет роман «Generation П”», Виктор Олегович решил, что заработал право на заслуженный отдых. В течение ряда последующих лет, он путешествует, подолгу зависает в Интернете, публикует статейки в зарубежной прессе, дает малочисленные интервью и, наверное, потихоньку что-то пишет. Я думаю, в это время появляются наброски «Шлема ужаса», «ДППnn», «СКО» и еще одного романа, пока не законченного.
И тут вдруг (где-то в начале 2000 года) наступает момент истины: Пелевин узнает, как обкрадывают его друзья – руководители издательства «Вагриус» - платя по 7 центов с экземпляра. Поймите правильно! Тут дело не в скаредности писателя, а в неблагородстве друзей. Пелевин не мог им далее позволять разводить себя, как лоха!
Месть писателя была страшна: в романе «Числа», вошедший в книгу «ДППnn», изданную «ЭКСМО», он отыгрался по полной. Собственно, все, написанное выше, давно известно тем, кто наблюдал за творческим путем Пелевина. А теперь я хотел бы рассказать о том, что осталось в тени. Что позволило Виктору Олеговичу легко расстаться с прежним издателем? Почему он остался на вершине табели о рангах российских писателей, несмотря на длительное молчание? Талант? Безусловно! Но не только литературный. Я хотел бы рассказать о неизвестном Пелевине – одним из талантливейших маркетологов нашего времени. Для этого надо проследить хронологию событий с начала 2000 года.
Итак, сначала в Интернете появляется «официальный сайт» писателя www.pelevin.ru, имеющий одну главную страничку-заставку с памятной надписью «Витя! Когда найдется время, позвони мне, чтобы доделать сайт. А то люди ждут, и ничего не происходит. Тёма Лебедев». В таком виде она висит и поныне. Главное ее назначение – продемонстрировать полное равнодушие писателя к рекламе, в частности, и мирской славе, вообще. «Мне никакая реклама не нужна! Я и так достаточно заменит! Всемирная известность меня не трогает!» - вопиет эта страница.
Почти одновременно или чуть позже появляется неофициальный «сайт творчества» Виктора Пелевина, созданный якобы без его ведома поклонниками его таланта.
Вот на этом-то сайте впервые в российской практике начинают обкатывать приемы скрытого (партизанского, вирусного) маркетинга, о которых только сейчас впервые заговорили широкие массы российских маркетологов (см. www.hiddenmarketing.ru). Публика там тусуется колоритная, не такая отвязная, как на сайтах других писателей. Беседы ведут на разные интересные темы, не касающиеся впрямую творчества ПВО, организуют живые встречи. Появляется раздел миниатюр про Виктора Олеговича (ТМ) в духе Паркера, ставящий Пелевина по статусу популярности на одну доску с Президентом и Примадонной. О сайте вскользь упоминает уже и сам писатель в недавнем интервью, не признаваясь, естественно в своей причастности к его появлению. (Не забываем: маркетинг – скрытый!)
Каковы же результаты скрытого маркетинга? После пятилетнего молчания, Пелевин издает в новом издательстве «ЭКСМО» книгу «ДППnn», Тираж в 200000 скуплен в считанные дни! Печатаются дополнительные тиражи. Параллельно переиздаются старые вещи. Успех оглушительный! А ведь другому писателю пятилетнего молчания читатели бы не простили! Не простили бы и Пелевину, если бы не грамотно организованная и виртуозно исполненная капмания скрытого маркетинга. А расходы? Затраты на содержание сайта в течение пяти с лишним лет, я думаю, не превысили затрат на производство и демонстрацию средней паршивости минутного рекламного ролика на ТВ, а эффект – несоизмеримый!
Ну что? Все еще не верится, что «сайт творчества Пелевина» - это первый успешный проект с использованием приемов скрытого маркетинга? Тогда я вас добью! Обратите внимание на одну деталь: совпадение имени и фамилии (Алексей Крехалев) владельца «сайта творчества Пелевина» и сайта «скрытого маркетинга»!
И как вы теперь думаете, кто в тандеме Пелевин-Крехалев идеолог, а кто исполнитель?