Тайна гибели Первого космонавта планеты Земля

Александр Попов
Это было в начале 80-х годов минувшего столетия. Как-то раз охотничьи тропы Верхнего Поочья завели меня в дебри калужских лесов. Сбившись с пути и продираясь со своим спутником через густой ельник, мы неожиданно для себя оказались на краю большой поляны. И первое, что сразу же бросилось в глаза – стела с надписью: «В этих лесах 26.XI.1967 г. был на спортивной охоте первый в мире космонавт, Герой Советского Союза ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН». Состояние тогда было таким, словно мы встретили на поляне самого легендарного космонавта № 1.

Уже значительно позже, возможно ещё под впечатлением от увиденного тогда в лесу, появилось желание подробнее познакомиться с биографией первого в мире космонавта, узнать о трагических событиях его гибели...

Когда Гагарин погиб, ему было 34 года. Легенд и слухов о той трагедии ходило в то время, да и ходит до сих пор, – немало. Тайна так до конца и невыясненных обстоятельств авиакатастрофы в 1968 году, покрытая мраком закулисных интриг, интересует россиян до сих пор не меньше, чем убийство Джона Кеннеди – американцев.

Так у меня появился дайджест опубликованных в разное время материалов о случившейся в небе Владимирской области, в 120 км от Москвы, в среду 27 марта 1968 года трагедии, унёсшей жизни двух лучших сынов своей страны…
____________


1. ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕЙ СПАРКИ

Статус космонавта № 1 в мире сделал из Юрия Гагарина героя всей планеты, однако он не собирался бросать космос ради того, чтобы разъезжать по миру и рекламировать советские достижения. Гагарин настаивал на продолжении своей подготовки к новым полётам, был полон решимости повышать свою квалификацию военного лётчика, космонавта.

После успешной защиты дипломной работы в академии имени Жуковского, Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике – тренировочным полётам на самолёте УТИ МиГ-15. Это была учебно-тренировочная машина-спарка, что означает самолёт на двоих. В период с 13 по 22 марта 1968 года Гагарин совершил 18 полётов. На 27 марта ему был назначен последний, зачётный полёт с лётчиком-инструктором В. С. Серёгиным. Строгий предполётный медицинский контроль оба лётчика прошли успешно. Самолёт и наземный комплекс наблюдений были подготовлены к вылету и работе с пилотами. Первым с подмосковного аэродрома «Чкаловский» ушёл в небо метеоразведчик…

Погода в то утро была пасмурная. Вот как её позже характеризовала лётчик-испытатель 1-го класса М. Л. Попович: «Хмурое мартовское утро. Слякоть, температура 5-7 градусов по Цельсию. Размытая сплошная облачность. Нижняя кромка облаков 400 метров, дымка, видимость несколько ухудшена. Верхний слой облаков на высоте 4500 метров».
 
Гагарин занял место в передней кабине. Второй пилот-инструктор Серёгин – в задней. Радиообмен «625»-го – позывной экипажа – с руководителем полётов был чётким и кратким:

10:15:12
625-й: Прошу на полосу.
РП*: Запрещаю, 625-й.
625-й: Понял...
10:17:27
РП: 625-й, на взлётную.
625-й: Понял, выполняю...
–––––––––––––––––––––––––––
* РП – руководитель полётов

В 10:18 самолёт, ведомый Гагариным, поднялся в воздух. Задание предусматривало простой пилотаж с выполнением координированных разворотов на 360 градусов, горки и пикирования. Лётчик имел право сократить или упростить программу в зависимости от погодных условий. По заранее намеченному плану предстояло совершить два полёта в зону манёвров и по кругу продолжительностью по 30 минут каждый. Полёт должен был проходить между верхним и нижним слоями облаков, где была хорошая видимость.

В 10:23:56 Земля предупредила:
– 625-й, за облака выйдете, доложите.
– Я 625-й, понял вас, – последовал ответ.
В 10:25:50 самолёт занял свою зону и получил «добро» продолжать выполнение программы.

С экипажем поддерживалась постоянная радиосвязь, на командном пункте за самолётом следили радиолокационные станции. Всё проходило по плану, о чём свидетельствуют данные радиообмена с лётчиками. В 10:30 Гагарин сообщил об окончании задания и попросил разрешения развернуться и лететь на базу. Получив согласие, подтвердил:
– Понял, выполняю.

Это было его последнее сообщение, связь с самолётом неожиданно оборвалась.

Через четыре минуты экипаж должен был завершить разворот на привод (приводной маяк аэродрома – А. П.) и сообщить о начале снижения до высоты круга. Сообщения не последовало. На запрос руководителя полётов 625-й не ответил. Все борта, находящиеся в этом районе, получили распоряжение связаться с 625-м. Но он молчал.

Трудно было предположить, что могло случиться с Гагариным и Серёгиным. Но, когда по расчётам у самолёта кончилось топливо, все, кто был на аэродроме, поняли – произошло что-то серьезное. В зону пилотирования немедленно были высланы вертолёты и самолёт Ил-14. Поиск продолжался более 3 часов. Наконец, в 14:50 примерно в 64 км от аэродрома удалось обнаружить обломки самолёта. К месту падения тут же были высланы специалисты.

Уже утром следующего дня на месте аварии приступили к работе члены Государственной комиссии. Осмотр места трагедии сразу же дал немало информации. Выяснилось: приближаясь к земле, самолёт срезал 14 деревьев. По углу этого среза определили наклон траектории аппарата к горизонту. На месте падения УТИ МиГ-15 образовалась воронка диаметром 6,3 метра и глубиной 2,7 метра. Характер разрушений по заключению Государственной комиссии говорил о том, что машина встретилась с землёй на большой скорости. За две недели поисковые группы собрали обломки массой в 90 процентов от сухого веса самолёта. Всё это было отправлено на моделирование и изучение катастрофы в военный научно-исследовательский институт НИИ ЭРАТ ВВС.

На основе предварительного осмотра деталей, агрегатов и приборов разбившейся спарки и дальнейшего заключения экспертов, члены Государственной комиссии пришли к выводу, что УТИ МиГ-15 вплоть до момента удара о землю был абсолютно исправен, все зафиксированные повреждения планера, двигателя, агрегатов и оборудования – результат столкновения с поверхностью. Удалось вычислить и время, прошедшее после последнего радиосеанса до крушения – 70 секунд.

Что же могло стать причиной гибели лётчиков? Чтобы ответить тогда на этот вопрос, необходимо было собрать воедино все имеющиеся факты и провести тщательный анализ полёта. Но в 1968 году этого сделано, к сожалению, не было. Государственная комиссия после изучения собранных фактов дала заключение о том, что УТИ МиГ-15, пилотируемый Гагариным и Серёгиным, при выполнении учебно-тренировочного полёта из-за изменившейся воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли.

Тогда же было установлено, что нижний край облачности в районе падения находился на высоте 400 метров, вместо обещанных метеопрогнозом 800-900. Именно 200-300 метров из-за этой ошибки, по мнению Государственной комиссии, и не хватило лётчикам для окончательного выхода из пикирования, а если перевести на время – всего двух секунд полёта.

Почему же самолёт свалился в штопор? Некоторые члены комиссии считали, что спарка столкнулась с шаром-зондом метеорологической службы. Реальных доказательств эта версия тогда не имела, так как остатков шара-зонда в радиусе 3 километров от места падения найдено не было. Надо сказать, что не все члены комиссии были согласны с такими выводами. Ведь самолёт, пилотируемый Гагариным и таким опытным лётчиком как Серёгин, в случае непредвиденных обстоятельств мог совершить вынужденную посадку, или, в крайнем случае, экипаж мог катапультироваться. Но в 1968 году тщательному расследованию всех обстоятельств гибели двух лётчиков так и не дали ход, быстро свернули работу комиссии и отчитались на самом высоком уровне.

О смерти Гагарина сообщили на следующий день. Россияне старшего поколения помнят это событие так же отчётливо, как и тот день, когда 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый полёт в космос. Полковник в отставке Иван Рубцов, входивший в состав комиссии по расследованию причин гибели Гагарина, вспоминает, что видел, как люди в метро не скрывали в те дни своих слёз.

30 марта Москва прощалась с героями.


2. ЛЕГЕНДЫ И СЛУХИ

Для выяснения причин катастрофы была создана Государственная комиссия. В её состав входили видные ученые, военные, криминалисты. Однако они не смогли прийти к единому мнению, а затем и выводу о причинах аварии самолёта Гагарина. Многих данных тогда недоставало, некоторым фактам не уделилось достаточного внимания, отдельные из них были по тем или иным причинам сокрыты. Кстати, ряд членов комиссии так и не согласились с окончательными официальными выводами.

Именно это и послужило поводом к возникновению в дальнейшем множества слухов и легенд – от самых фантастических до вполне реально объяснимых. Одной из популярных была версия о том, что причина гибели лётчиков – диверсия. Подоплёкой к ней послужило то, что Гагарин якобы стал неугоден правящей верхушке, что он, пользуясь правами народного депутата, пытался противостоять тогдашнему режиму. Диверсия по слухам была так тщательно подготовлена, что никто не смог обнаружить никаких следов.

Уже в наши дни подполковник запаса, инженер Борис Мурасов ещё раз озвучил версию о диверсии, заявив о том, что первый лётчик-космонавт Юрий Гагарин не погиб, а был убит. Он написал и во второй половине 90-х годов издал четыре книги, в которых отстаивает версию убийства Гагарина. Этой интригой заинтересовалась телекомпания Би-Би-Си и был снят фильм, который демонстрировался по российскому телевидению. Он вызвал теледебаты на РТР в программе «Как это было?», но вопрос о причинах гибели самолёта Гагарина в этой программе так и остался без ответа.

Второй была версия о том, что Ю. Гагарин сильно злоупотреблял спиртным и в момент полёта был пьян. Присутствие его на дне рождения за два дня до полёта, породило ещё одни слухи о том, что тот был с похмелья и не мог адекватно управлять самолётом. Из-за этого Гагарин не справился с управлением, а с его инструктором В. Серёгиным в самый критический момент случился сердечный приступ. Однако комиссия установила, что перед полётом он прошёл два медосмотра, а посмертная экспертиза дала однозначное заключение об отсутствии алкоголя в его организме.

Существовала легенда и о том, что Гагарин после того, как совершил первый в мире полёт в космос, много ездил по миру и в одной из стран был завербован западными спецслужбами. Почувствовав за собой слежку и поняв, что его «рассекретили», он якобы решил покончить с собой, тем самым, сохранив славу первого космонавта. Тренировочный полёт с инструктором и стал той подходящей возможностью, которая ему позволила осуществить задуманное.

Нельзя не упомянуть и об экзотических слухах о том, будто в зоне полёта, где Гагарин и Серёгин выполняли задание, находился НЛО. Посредством телепатического внушения, исходившего из корабля пришельцев, экипаж был парализован и самолёт потерял управление...

Ещё одна версия гибели космонавта – электроразряд от взрыва метеорита. Эта гипотеза была впервые высказана на страницах журнала «Техника – молодежи» в 1999 году.

Кто не слышал о феномене Вангелии Гуштерговой, жившей на юге Болгарии в городе Петриче. Авторитет легендарной ясновидящей, известной под именем «Бабы Ванги», в стране был непререкаем. Впрочем, не только в Болгарии. Пожалуй, весь мир знал о слепой женщине, которая «видит внутренним зрением, обладает шестым чувством, даром врачевания физических и духовных недугов, умеет «высвечивать» факты из прошлого, настоящего, а иногда и будущего. Однажды слепая женщина сказала: «Все считают, что Гагарин погиб в авиационной катастрофе. Это неправда. Его похитили. Он жив и находится где-то в Америке...»

Одно время поползли слухи о том, что космонавт № 1 стал жертвой «обиды» Л. И. Брежнева, о якобы имевшей место «жестокой» ссоре между ними и, как результат, – заточение Гагарина в психбольницу, где он и скончался весной 1990 года…


3. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОДНОПОЛЧАН

Подполковник в отставке Владимир Ильич Ткаченко долгое время работал в Центре подготовки космонавтов, был ведущим инженером специального авиаполка. Того самого, которым командовал Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны В. С. Серёгин, бывший инструктором в последнем полёте Юрия Гагарина. В. Ткаченко в одном из опубликованных своих интервью рассказывал:

«В 1968 году Юрия Гагарина назначили заместителем начальника Центра подготовки космонавтов по лётной подготовке, но без допуска к лётной работы. Как теперь говорят, это были типичные аппаратные игры. Популярность Гагарина и быстрый рост в званиях, делали его конкурентом для начальства. Вот и появилась идея «задвинуть» его, назначив на такую должность, где он быстро бы «нейтрализовался».

Тогда у нас уже было порядочное число космонавтов, и к ним, а в особенности к Гагарину, относились не соответственно должности или званию, а как к национальной святыне. Хотя начальством Серёгину и было сказано: «Для вас все космонавты – рядовые лётчики», – это не снимало дополнительного груза ответственности со всего полка – от командира до техника. Так сказать, для самооправдания повесили мы при входе в часть лозунг «Перед законами лётной работы все равны!».

Странная сложилась ситуация. Гагарин – лётчик. Наш начальник. Он хочет летать. Мы руками и ногами «за». А «сверху» ему ставят палки в колёса. Запрашиваем руководство. Назавтра – шифровка из Управления боевой подготовки ВВС: «От полётов отстранить». Гагарин спокоен. А Серёгин вскипел: «Или снимай меня к такой-сякой матери с этого потешного полка, или ноги твоей не будет у самолёта, пока не привезёшь письменный приказ Главкома о допуске к полётам!» Гагарин: «Пожалуйста». И уехал. Привёз приказ Главкома с юридически безукоризненной формулировкой: «Допустить к полётам в установленном порядке».
 
Штаб полка составил для Гагарина план подготовки аж на трёх «простынях». Прочли мы его с Серёгиным и сами ужаснулись. Он же спокойно посмотрел на нас и сказал: «Раз так – значит, будем учиться».
 
Утром 27 марта получаем очередную шифровку: «Лётную подготовку Гагарина проверить лично полковнику Серёгину». Кто-то из высокопоставленных бюрократов и тут решил подстраховаться от случайностей. Серёгин на это отреагировал очень болезненно. Он счёл, что это акт недоверия лично ему как комполка, чьи офицеры готовили Гагарина к полёту. Планировавшийся самостоятельный вылет Гагарина на истребителе МиГ-17 был отменён. К полёту по требованию высшего начальства стали готовить спарку УТИ МиГ-15. Этот внеплановый вылет спарки срочно втиснули в расписание полётов аэродрома «Чкаловский». Гагарин был оживлён и весел. Серёгин нервничал.
 
10 часов 18 минут. Взлёт. По плану контрольный полёт должен был продолжаться 30 минут в воздушном полигоне на высоте 4000 метров. Но уже через 12 минут с момента вылета на КП принимают странный доклад Гагарина: «Задание выполнил, иду на точку». Этот доклад выбил всё управление полётами из колеи: что за грубое отклонение от святая святых – плана полёта?

На запросы руководителя полётами Гагарин не отвечал. От полигона до аэродрома – две, ну от силы три минуты полёта. Истекли регламентные сорок минут. Связь потеряна. Самолёта нет. Около 15 часов наш лётчик Коротков докладывает с вертолёта: «Вижу обломки горящего самолёта…»

Началось расследование причин катастрофы. И обнаружились факты, которые не только ничего не объяснили, но и выпадали за пределы логики. Сначала всё было ясно: лётчики не воспользовались катапультами. Машина пилотировалась до последней секунды. Штурвал находился в положении 15 градусов на выход из пикирования. С большой вероятностью это означало, что управлял самолётом Серёгин. Будучи очень опытным пилотом, он знал то, чего не мог знать Гагарин: МиГ-15 становится неустойчивым на выходе из пикирования круче 15 градусов.
 
А дальше загадка: турбина в момент падения давала 11000 оборотов в минуту. Следовательно, самолёт падал на полном газу! Скорость в момент удара о землю была около 900 км/час! И медицинское заключение: в печени погибших не обнаружен специфический «гормон страха». Это доказывало, что всё происшедшее было полной неожиданностью для лётчиков и они не видели смерти! Или были без сознания, что противоречит выводам технической экспертизы. Или...
 
За много лет никто так и не смог придумать даже самой безумной версии причины катастрофы. Проанализировано было всё: от «воздушного хулиганства» до встречи с НЛО. Первую версию я исключаю совершенно. Прослужив с Серёгиным столько лет, ручаюсь его приверженности воинской дисциплине и чувствам высочайшей ответственности. Со стороны техники также отказов не было. Это точно…»

Тайна гибели Гагарина, считает В. Ткаченко, не раскрыта до сих пор…


4. КОМУ НЕ УГОДЕН БЫЛ ГАГАРИН

В 1968 году Вячеслав Быковский был помощником начальника командного пункта управления полётами аэродрома «Чкаловский», откуда в последний раз взлетел самолёт Гагарина и Серёгина. Он был последним, кто разговаривал по рации с Гагариным. Буквально за минуту-две до катастрофы. И тогда, много лет назад, и в последующем Быковский в СМИ с упорством настаивал, что самолёт исчез с экрана радара раньше, чем это официально было зафиксировано в документах Государственной комиссии, ориентирующейся на время удара самолёта о землю. Отсюда следует вполне вероятный его вывод: самолёт взорвался ещё в воздухе. Быковский осторожно, но всё-таки не исключает, что причиной гибели Гагарина могла быть заранее спланированная диверсия.

Вениамин Иванович Русяев – бывший кадровый офицер КГБ. Первые несколько лет после полёта Гагарина в космос – его сопровождающий, опекун, телохранитель, советчик и просто друг. И хотя сам Русяев об убийстве не обмолвился ни словом, он убеждён, что нечто «странное» вокруг Юрия Гагарина началось ещё за год до гибели, когда тот готовился выступить в качестве дублёра космонавта Владимира Комарова, чей полёт на принципиально новом корабле «Союз-1» намечался в конце апреля 1967 года. Вот что рассказывал журналистам об этом сам Вениамин Иванович:

«Это было за месяц-полтора до старта. Комаров пригласил меня с женой познакомиться с его семьей. Когда пришло время возвращаться домой, Комаров вышел нас проводить. Так вот тогда-то, прямо на лестничной площадке, Володя и сказал мне, что из полёта он не вернётся. Я просто опешил. Пытался возразить ему. Комаров настаивал, что знает, о чём говорит. И вдруг он... расплакался.
 
Что я ему мог сказать? Ну, единственное, что нашёлся: «Если ты так уверен, что погибнешь, откажись от полёта». Он ответил: «Нет. Ты же знаешь: откажусь я, полетит Первый. А его надо беречь». Первый – это Гагарин.

Через какое-то время мне вручили письмо. Я его не читал, но в суть меня, конечно, посвятили. Письмо было подготовлено группой, которую организовал Юрий. Он тогда собрал большую команду из всех спецов, которые были достаточно квалифицированы для того, чтобы сделать категоричный вывод: «Союз-1» к полёту не готов. А, значит, запуск необходимо, во что бы то ни стало отложить.

На следующее же утро я пошёл к одному из влиятельнейших людей нашего ведомства, генерал-майору Константину Ивановичу Макарову, начальнику технического управления КГБ...

В конце концов, письмо попало к некоему Циневу – он был одним из ближайших друзей Брежнева. Они вместе войну прошли и, насколько мне известно, даже были женаты на сёстрах. Расчёт был прост – письмо должен увидеть Брежнев.

А потом начались очень странные события. Все, кто в той или иной степени имел отношение к этому письму, были вскоре по той или иной причине удалены из нашего ведомства. Макарова, например, уволили, лишив даже пенсии. Кстати, и меня самого вскоре отослали из центрального аппарата на отдаленный объект в области.
 
Что стало с письмом, не знаю. Знаю одно: несмотря ни на что, в начале апреля 1967 года Гагарин и Комаров отправились на Байконур. 23-го числа был произведен запуск. Через 24 часа Володи Комарова не стало. При снижении корабль должен был выпустить большой парашют. А парашют не раскрылся. Корабль падал на чудовищной скорости, с огромным ускорением... Комаров в буквальном смысле превратился в пепел. Всё, что от него осталось – маленькая пяточная косточка...

Гагарин позвонил мне сразу же, как вернулся с космодрома... Сказал, что скоро приедет. Я его встретил внизу. Предложил зайти в лифт. Он отказался: «И у лифта уши бывают». А дело в том, что незадолго до этого у меня в доме установили «жучки». Пока шли, он рассказал мне о громадной исследовательской работе, которая была проделана, чтобы предотвратить пуск, и её результаты просто обязаны были быть представлены Первому лицу. Он мне также сказал, что ему указали на меня как на человека, который передавал письмо соответствующим руководящим чинам.
 
Закончили мы разговор тем, что Юра решительно заявил: он будет, во что бы то ни стало пытаться встретиться с Брежневым. И если Первый обо всём был в курсе и спустил ситуацию на тормозах... То он точно знает, как поступить. Так он сказал. Дословно.

Можно только было догадываться, что он имел в виду. Мне даже неизвестно, добрался ли в конечном счёте тогда Юра до Брежнева... По крайней мере, спросить его об этом впоследствии так и не удалось. Да, честно говоря, это было и небезопасно, учитывая ту слежку, которую за мной учинили. Сейчас я прямо могу сказать: нас предупредили – те, кто будет пытаться разобраться в ситуации... Ну, в общем, в воздухе вокруг нас витал страх...

Получается вот что: именно гибель корабля «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту вполне могла стать поводом, мотивом для будущей гибели и самого Юрия Гагарина.

Я специально интересовался: Гагарин, до того объездивший десятки стран, после гибели «Союза-1» побывал лишь в одной зарубежной командировке. Гагарина практически перестали выпускать за рубеж. Боялись? Но чего? Может быть того, что он мог, не сдержавшись, рассказать всю правду о погибшем корабле?

Как бы там ни было, мир не должен был знать об истинных причинах случившегося. Речь, как всегда, шла вовсе не о престиже страны. Речь шла о задницах высоких чиновников, знавших о письме и не предпринявших ровным счётом ничего.

В этой ситуации Гагарин становился не просто неудобен. Он становился опасен. Как бы фантастически и страшно это ни звучало, но всё шло к тому, что Гагарин рано или поздно просто обязан был погибнуть. Каким именно образом – не суть важно.

Автомобильная катастрофа – тоже неплохо. Меньше шуму, да и дешевле. Но тут, должно быть, что-то не заладилось. Личный водитель Гагарина Федор Яковлевич Демчук рассказывал мне престраннейшие вещи: незадолго до гибели Гагарина в машине первого космонавта трижды подряд вдруг лопался трубопровод, ведущий к бензонасосу. Дважды поломку замечали вовремя. В третий раз машина всё-таки загорелась, но и тогда обошлось.

Это было в феврале 1968 года, практически за месяц до гибели Юрия Алексеевича. И хотя самому Демчуку даже и в голову не приходило связывать эти инциденты с чем-то зловещим, некоторое недоумение в его рассказе всё-таки проскальзывало: чтоб трубопровод лопался трижды подряд, да за такое время...»


5. ТАК ЧТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ПРОИЗОШЛО?

В 1968 году опытный лётчик, полковник А. А. Моисеенко получил задание возглавить рабочую группу по выявлению возможных очевидцев происшедшей трагедии из числа местного населения, проживающего в районе, прилегающем к месту катастрофы. Общее руководство осуществлял заместитель председателя Госкомиссии генерал Пушкин. В распоряжение группы был выделен вертолёт Ми-2, а также оператор с диктофоном для записи показаний очевидцев.

На третий или четвертый день работы полковнику Моисеенко удалось узнать про человека, располагавшего интересующими комиссию сведениями. Это была одна из сотрудниц зверопитомника пятнистых оленей. Питомник находился в лесном массиве восточнее поселка Перново. Чтобы быстрее войти в контакт с очевидцем, договорились на вылет в район Перново рабочей группы.

Минут через 15 из леса на опушку, где приземлился вертолёт, вышла женщина средних лет. На вопрос, что она может сообщить, отвечала, что 27 марта примерно в 10:30 видела валящийся самолёт. Диалог с сотрудницей зверопитомника проходил примерно по следующей схеме:

Вопрос. Почему так уверенно заявляете о времени наблюдения?
Ответ. Потому что это время кормления оленей.
Вопрос. Что заставило вас посмотреть вверх и увидеть самолёт?
Ответ. Я услышала какой-то непривычный звук, что-то похожее на хлопок.
Вопрос. Когда самолёт падал, вы слышали звук работающего двигателя?
Ответ. Нет, он вроде «молча» валился...

Итак, очевидец утверждал, что реактивный двигатель гагаринской спарки молчал, то есть не работал. Но это в корне меняет дело, ибо лопается как мыльный пузырь штопорная версия и выводы комиссии о попытках экипажа выйти из него!

И вот главное, новое свидетельство: не так давно доцент Московского государственного технического университета имени Баумана А. В. Козырев, разбирая архив своего отца – скончавшегося на Украине известного двигателиста Валентина Тимофеевича Козырева, обнаружил подтверждение того, что двигатель круто снижавшейся спарки не работал.

Валентин Тимофеевич длительное время трудился в ведущих опытно-конструкторских бюро (ОКБ), руководимых всемирно известными генеральными конструкторами, академиками В. Я. Климовым, Н. Д. Кузнецовым и А. Г. Ивченко. Он разработал оригинальную теорию автоколебательных режимов газотурбинных двигателей, пользуясь которыми исследователь может уберечь самолёт от зловещих событий.

И вот в архиве своего отца доцент Козырев обнаружил чрезвычайно важную запись: «В личной беседе, после того, как я дал ему (речь идёт о ведущем специалисте одного из НИИ ВВС, принимавшем участие в расследовании причин гибели Гагарина и Серёгина, инженер-подполковнике И. И. Шулинском – А. П.) клятву офицера, что переданные мне факты нигде и никому не будут мною сообщены в течение 20 лет, он рассказал, что при контакте самолёта Гагарина с землёй было установлено отсутствие температуры газа в реактивной трубе. Другими словами, на последнем участке полёта возникло заглохание (так называют это явление специалисты – А. П.) маршевого двигателя РД-45ФА.
 
Под большим секретом Шулинский передал В. Т. Козыреву сенсационную информацию: облицованная жаропрочной сталью выхлопная труба реактивного двигателя гагаринской спарки была холодной. Это подтвердил и «предсмертный» отпечаток стрелки на циферблате термометра для выходящих из сопла реактивных газов – стрелка находилась вблизи ноля.
 
«Затем, – вспоминает В. Т. Козырев, – Шулинский обратил моё внимание ещё на один факт: очевидцы говорили, что при падении самолёта не было слышно обычного гула, а лишь свистящий шум и из самолёта не выходил дым...»

 Теперь становится понятно, почему при столкновении спарки с землёй ни взрыва, ни пожара не произошло, несмотря на обилие вылившегося из баков керосина. Кстати, Валентин Тимофеевич заметил, что не припомнит из богатой своей практики ни одного случая, когда заправленный топливом и упавший на землю самолёт с работавшим двигателем не горел бы. По его расчётам, двигатель спарки заглох на высоте 1280 м, в зоне дождевого облака (аэрозольной среды высокой концентрации). После этого двигатель перешёл в режим авторотации, прогоняя через свой воздушно-газовый тракт холодные воздушно-водяные массы в течение 16 секунд. За это время произошло естественное охлаждение всех горячих деталей двигателя ниже температуры самовоспламенения авиационного керосина. (+220 С). Вот почему разбившаяся спарка не загорелась.

Итак, Ю. Гагарин, по одной из новых версий, покинув пилотажную зону, взял курс на свой аэродром и перевёл спарку в режим снижения. Когда самолёт стал пробивать нижнюю кромку облаков, он попал в аэрозольную среду, состоящую из переохлаждённого водяного пара, взвешенных капелек воды и ледяных кристалликов, разбавленных снежными хлопьями. В результате резко понизилась температура газа в камере сгорания, существенно уменьшилась реактивная тяга двигателя, спарка начала «парашютировать», проще говоря, падать.

Лётчики, естественно, «прибавили газу» – перевели двигатель на повышенный режим работы. После этого снижение самолёта замедлилось, но не прекратилось, и лётчики «дали газу» ещё больше – двигатель был переведен на взлётный режим – 12300 об./мин. (всё это объективные данные расследования, зафиксировавшего расположение деталей топливо-регулирующей аппаратуры и её агрегатов перед встречей с землёй).
 
Тяга двигателя возросла, самолёт принял горизонтальное положение. И вот тут в переобогащённой топливо-воздушной среде камеры сгорания, насыщенной кристалликами льда, возникли автоколебания. Топливо-воздушная смесь стала пульсировать, как живое тело, и сорвала у горелок огневой факел – двигатель заглох...

Анализ всех факторов сложившейся чрезвычайной ситуации показал, что лётчики энергично пытались запустить заглохший двигатель, перешедший в режим авторотации, то есть раскручивавшийся, как ветрянка, набегавшим воздушным потоком, но не создававший спасительной тяги. Оказывается, двигатель типа РД-45ФА может запуститься в полёте только при определённых условиях скорости самолёта, оборотов авторотации, высоты полёта (необходимой плотности воздуха). Ни одного из этих условий сложившаяся ситуация не создала и самолёт продолжал «молча» лететь к уже недалёкой земле...

6. ПОСТСКРИПТУМ

Надоели сказки бездарные –
Столько россказней и легенд.
Надоели сплетни базарные,
Облепившие монумент.

Столько липких нетрезвых слухов,
Но сейчас не об этом речь.
И, как он, собравшись с духом,
Я хочу эту ложь пресечь.

Замолчите! Не смейте! – Слышите?
Он пилотом был до конца.
Если вам это можно – выпивши,
Он нигде не терял лица.

Я сказал о нашем Гагарине,
Как без лишних слов и <ура>,
Он летел на такой развалине,
Что давно на свалку пора.

Был не раз мотор в перечистке,
Три ресурса давно прошли –
Неужели во всей Отчизне
Лучших крыльев ему не нашли?!

Туг не техника виновата,
Весь отряд летал на таких –
На <гробах>, изъятых когда-то
Из частей из лётных других...

И причину нелепого бедствия
Объяснять бы не мне, не в стихах,
А в делах судебного следствия –
Почему получилось так...

Феликс Чуев


апрель, 2006


P.S.S.

«Уважаемый Александр! Просматривая Интернет, натолкнулся на Вашу публицистическую страничку по обсуждению гибели Гагарина Ю. А. и Серёгина В. С. 10 лет назад я, как научный редактор опубликовал книгу моего отца об этой катастрофе: Козырев В. Т. «Ещё раз о гибели Гагарина»/ Под ред. А. В.Козырева.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 72 с., ил…

В вашей статье «Тайна гибели Гагарина» Вы, по-видимому, использовали книгу «Ещё раз о гибели Гагарина» как один из литературных источников, и поэтому познакомиться с дискуссией по этому вопросу было интересно. Что можно добавить по существу «двигательной» версии, автором и сторонником которой был мой отец Валентин Тимофеевич?

За 10 лет после издания книги «Ещё раз о гибели Гагарина» в мой адрес не поступило ни одной серьезно аргументированной работы, что в рамках тех фактов, на основе которых построена версия, это могло быть не так, как Валентин Тимофеевич… На самом деле проблема признания или отрицания «двигательной версии» не в том, чтобы искать ошибки автора (их не нашли ни научный редактор, ни рецензенты проф. Бекнев В. С., Переверзев Е. С., ни автор «штопорной» версии проф. Белоцерковский С. М.). Их нет в рамках поставленных ограничений. А в том, чтобы найти убедительные доказательства неработоспособности или работоспособности двигателя и тем самым подтвердить либо опровергнуть те ключевые моменты, на которых гипотеза построена. Для этого при проведении исследования с фрагментами двигателя должно быть научно доказано, что перед разрушением двигателя в течение последних 20 сек рабочая температура камеры сгорания была отлична от рабочей температуры двигателя в боевом (взлетном) режиме. Думаю, что для современного этапа развития методов физико-химического анализа возможно даже сейчас попытаться получить ответ…

В заключении мне хочется поблагодарить Вас за Вашу публицистическую работу по привлечению внимания широкой и научной общественности к «двигательной» версии гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серёгина. Мне представляется, что в списке версий она занимает не последнее место и при проведении следующего этапа изучения причин катастрофы будет внимательно рассмотрена и проанализирована.

17 марта 2008 г.
А. В. Козырев»






______________

*** Раздел «Историческое досье» на авторской страничке знакомит читателей
с материалами:

1. Поле русской славы: факты и мифы __ http://www.proza.ru/2006/09/19-44
Обратиться к теме одной из крупнейших битв в истории человечества побудили
до сих пор многочисленные толкования и разночтения этого события.

2. Валентина Гагарина... Юрочку моего стали забывать __ http://www.proza.ru/2006/11/21-07
Сейчас часто можно слышать рассуждения о возрождении патриотизма, достоинства и чести нации, разговоры о поисках идеалов… Судьба подарила нам вернейшее и наисильнейшее для этого средство – имя Юрия Гагарина. Как же мы распоряжаемся этим уникальным, бесценным наследием?..

3. Символ ушедшей эпохи __ http://www.proza.ru/2006/04/02-37
В истории отечественного искусства, как и в народной памяти, имя Веры Игнатьевны Мухиной прочно ассоциируется с её главным творением – 24-метровой статуей из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года во Франции. А сегодня…